Основные задачи, стоящие перед финансовым менеджером, определяются под влиянием целого ряда факторов:
1. конкурентной среды,
2. необходимости постоянного технологического совершенствования,
3. потребности в капитальных вложениях,
4. меняющегося налогового законодательства,
5. мировой конъюнктуры, политической нестабильности,
6. информационных тенденций,
7. изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке.
Формируя соответствующую финансовую политику, финансовый менеджер должен разработать алгоритм достижения финансового успеха.
Максимизация средств предприятия благодаря выбору способов финансирования, проведению соответствующей дивидендной политики и минимизации рисков при получении чистой прибыли — задачи текущей и перспективной деятельности в области управления финансами.
Комплекс задач финансового менеджера:
1) финансовое планирование;
2) управление ресурсами;
3) управление структурой капитала;
4) инвестиционную деятельность;
5) контроль и анализ результатов.
Каждый из этих блоков представляет отдельный сегмент финансового управления, направленный на достижение общего результата, — тактических и стратегических целей развития предприятия.
Финансовое планирование обеспечивает составление различных смет и бюджетов, определяет количество необходимых ресурсов.
Управление финансовыми ресурсами определяет направление движения денежных потоков с момента, формирования товарно-материальных запасов до завершения всех расчетов, а затем распределения и использования полученного финансового результата.
Структура капитала во многом предопределяет внутренние и внешние источники финансирования как долгосрочные и краткосрочные, допустимые размеры процентной ставки, дебиторскую задолженность, скорость оборота денежных средств, непосредственно влияющие на ликвидность и финансовую результативность.
|
Принятие инвестиционных решений предполагает хорошее знание финансовым менеджером фондового рынка, а также собственного имущества, определяющего размеры реальных инвестиций (капитальных вложений) в случае замены или создания новых основных фондов.
Контроль исполнения финансовых решений и анализ полученных результатов обеспечивают эффективное распределение средств между различными направлениями деятельности предприятия. Такая работа предполагает обработку финансовой информации и представление ее в виде финансовой отчетности. Практика управления финансами определяет набор функций финансового менеджера, исполнение которых является обязательным и не зависит от отраслевой принадлежности и размеров предприятия.
Стоимость бизнеса
Стоимость бизнеса (business value) — стоимость компании, фирмы, предприятия в целом как действующего экономического объекта: имущественного комплекса, включая нематериальные активы.
Величина С.б. определяется в первую очередь размером его будущих доходов. См.
Оценка стоимости бизнеса. Интегрированная теория оценки бизнеса (Мерсер) описывает С.б. так:
а) стоимость сегодня (т. е. в денежном эквиваленте);
б) стоимость всех прогнозируемых (ожидаемых) будущих денежных потоков (или доходов) бизнеса;
в) прогнозируемая или оцененная стоимость на неопределенный период времени (т. е. на бесконечность);
|
г) приведенная к настоящему времени путем дисконтирования (т. е. выраженная в текущих денежных единицах) по соответствующей норме дисконтирования (в которой учитываются соображения о степени рисков прогнозируемых денежных потоков бизнеса относительно альтернативных инвестиций).
Финансовый менеджер должен обеспечить:
в области планирования:
— долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
— составление бюджетов торговых и финансовых операций, а также капитальных затрат,
— ценовую политику и прогнозирование объемов продаж,
— оценку эффективности затрат,
— оценку приобретаемого и реализуемого имущества,
— анализ экономических показателей и факторов изменения объемов производства и продаж;
в области учета и контроля:
— определение политики бухгалтерского учета,
— систему и порядок учета,
— учет издержек производства и обращения,
— подготовку бухгалтерской отчетности, включая государственную отчетность,
— внутреннюю ревизию (аудит),
— подготовку информации для руководства о результатах деятельности,
— сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями;
в области управления фондами:
— проведение банковских операций,
— получение, хранение и выплату наличных денег,
— проведение операций с ценными бумагами,
— кредитование и взыскание денежных средств,
— управление инвестиционным портфелем,
— онтроль и регулирование денежных операций.
Функции финансовых менеджеров по данным Института финансовых управляющих национальной организации финансовых менеджеров США состоят в следующем:
|
в области управления денежными фондами:
— регулирование и контроль денежных операций,
— получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег,
— проведение банковских операций,
— коммерческое кредитование и взыскание денежных средств,
— управление инвестиционным портфелем;
в области планирования:
— участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование,
— бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат,
— оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий,
— анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат,
— планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики,
— оценка приобретаемого или реализуемого имущества;
в области управления структурой капитала:
— определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
— определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования,
— поиск внутренних резервов и направление их использования;
в области учета и контроля:
— определение учетной политики,
— учет издержек производства и обращения,
— внутренняя ревизия и контроль (аудит),
— подготовка различных видов отчетности,
— сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями,
— представление руководству информации о финансовых результатах деятельности;
в области реализации налоговой политики:
— разработка налоговой политики,
— планирование и перечисление налогов и сборов,
— подготовка налоговой отчетности;
в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия:
— структурирование рисков,
— анализ конъюнктуры фондового рынка,
— разработка планов превентивных мероприятий,
— формирование страховых фондов и резервов,
— обеспечение внешнего страхования,
— внутренний контроль сохранности имущества,
— анализ инвестиционных проектов,
— формирование инвестиционного портфеля клиентов,
— управление портфелем ценных бумаг,
— привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности,
— обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики;
в области консалтинговой деятельности:
— консалтинг для сторонних организаций (контрпартнеров),
— консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам,
— консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям,
— консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия;
в области разработки информационных систем управления:
— изучение современных информационных систем управления,
— оценка предлагаемого программного обеспечения,
— разработка и использование информационных систем управления,
— разработка методик эффективного использования информационных систем.
Активное использование современного программного компьютерного обеспечения, работающего в единой сети, позволяет не только повышать скорость сбора, обработки и использования оперативной информации, но и обеспечивает более высокий уровень контроля ее достоверности, понимание управленческих решений на уровне всей структуры, эффективное финансовое управление, поскольку функции каждого менеджера представляют элементы единой системы. Организационная структура финансового управления на предприятии объединяет всех сотрудников финансовой службы благодаря распределению функциональных обязанностей.