Нарушения звукопроизношения | Аномалии зубочелюстной системы | Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций |
Сигматизмы группы свистящих звуков (С, С’, З, З’, Ц) Межзубный сигматизм | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | · Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. · Парез мышц языка. |
Боковой сигматизм | Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус | · Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами. · Парез мышц языка. |
Призубный сигматизм | Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; | Парез мышц языка |
Губно-зубной сигматизм | Дистальный прикус с протрузией верхних зубов | Парез мышц языка. |
Шипящий сигматизм | Мезиальный прикус и его разновидности | Парез мышц языка |
Носовой сигматизм | · Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. · Парез мышц мягкого неба | |
Сигматизмы группы шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) Межзубный сигматизм | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | · Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык; укороченная уздечка языка · Парез мышц языка |
Боковой сигматизм | Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус | · Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами. · Парез мышц языка. |
Призубный сигматизм | Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; | · Укорочение уздечки языка. · Парез мышц языка |
Губно-зубной сигматизм | Дистальный прикус с протрузией верхних зубов | Парез мышц языка |
Шипящий сигматизм | Мезиальный прикус и его разновидности | Парез мышц языка |
Носовой сигматизм | · Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. · Парез мышц мягкого неба | |
Свистящий сигматизм (Чаще встречается при нарушениии фонематического восприятия) | Мезиальный прикус и его разновидности | · Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъём языка к нёбу · Парез мышц языка |
Ламбдацизм (Л, Л’) | · Укороченная уздечка языка · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука. | |
Ротацизм (Р, Р’) | · Короткая уздечка языка; узкое и высокое твердое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука. | |
Дефекты группы заднеязычных звуков: каппацизмы(К, К’), гаммацизмы (Г, Г’), хитизмы (Х, Х’) | · Слишком высокое и узкое («готическое») твёрдое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком. · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба | |
Межзубное произнесение звуков (Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’) | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | · Короткая подъязычная связка, затрудняющая поднятие языка к верхним зубам; аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. · Легкий парез мышц языка |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
I. Анкетные данные ребенка
1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
2. Дата рождения, возраст на момент обследования______________________
3. Домашний адрес:___________________________________________________ телефон:_____________
4. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть)
· посещает массовый детский сад (младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу);
· посещает специализированный детский сад (указать характер специализации ____________________________________________________________________________), младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу;
· находится на домашнем воспитании;
· посещает курсы подготовки к школе (на базе школы, детского сада, центра досуга, дома культуры, другого учреждения _____), подготовка к школе ведется на базе детского сада;
· обучается в общеобразовательной школе (указать класс___________________________);
· обучается в специализированной школе
(указать характер специализации______________________________________________),
(указать класс ______________________);
· посещает группу продленного дня: да, нет;
· находится на домашнем обучении (указать причину ______________________________);
· посещает кружки, секции, студии (какие ________________________________________);
· дополнительные данные, касающиеся характера воспитания и обучения ребенка: ____________________________________________________________________________
II. Данные о семье
1. Данные о родителях (Ф.И.О., возраст, профессия):
· Отец: ___________________________________________________________
· Мать: ___________________________________________________________
Дополнительные сведения, которые считают нужным указать родители: ________________________________________________________________________________
2. Данные о других членах семьи, проживающих вместе с родителями и ребенком: _____________________________________________________________________
3. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть)
· единственный в семье;
· есть старший(ая), младший(ая) брат / сестра (указать возраст и какие воспитательные или образовательные учреждения посещают _________________________________________)
4. Указать наличие и характер речевых расстройств, генетических, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников, выявленных до рождения ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Анамнестические данные
1. Протекание беременности
· От какой по счету беременности ребенок _________________________________________,
(указать исход предыдущих беременностей______________________________________).
· Характер протекания беременности
- без патологии;
- ранние токсикозы: легкий токсикоз в первом триместре беременности; достаточно выраженный токсикоз в первой половине беременности; тяжелый токсикоз в первой половине беременности;
- поздние токсикозы: водянка (отеки); нефропатия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче); преэклампсия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче, головные боли, расстройство зрения, боли в подложечной области); эклампсия (расстройство функций важнейших органов матери, сопровождающееся судорогами с потерей сознания);
- угроза выкидыша (указать, на каком сроке ______________________________________);
- угроза преждевременных родов (указать, на каком сроке __________________________);
- проявившиеся у матери в период беременности соматические заболевания, обострившиеся хронические заболевания ___________________________________________________________________________;
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, характер их протекания и осложнений ____________________________________________________________________________;
- лекарственные препараты, принимавшиеся матерью в период беременности ____________________________________________________________________________;
- травмы и ушибы матери в период беременности (указать срок, степень тяжести и последствия ________________________________________________________________);
- употребление в период беременности алкоголя; активное курение матери; пассивное курение матери (в семье систематически курит муж или другие родственники; постоянное нахождение будущей матери на рабочем месте в прокуренном помещении в додекретный период)_________________________________________________________;
- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Развитие плода (по результатам медицинских осмотров, анализов, УЗИ и т.д.):
- без патологии;
- патологические проявления (низкое предлежание плаценты; угроза отслойки плаценты; неправильное положение плода: тазовой предлежание, поперечное или косое расположение плода; отставание в развитие плода; гипотрофия плода; гипоксия плода; нарушения сердечного ритма плода и т.п.) _____________________________________________________________________________
- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Протекание родов
· Роды в срок, досрочные (преждевременные – между 28-й и 38-й неделями беременности), преношенная беременность (свыше 42 недель)
· Характер родов
- без патологии;
- патологические проявления (роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение);
- патологии плода во время родов (тазовое предлежание плода; предлежащая плацента; отслоение плаценты полностью или частично до или во время родов /до рождения плода/; плечевая дистоция /застревание плеча плода при прохождении через родовые пути/; выпадение пуповины /зажатие пуповины между головкой ребенка и тазовыми костями, что препятствует поступлению кислорода к ребенку/; обвитие пуповиной; гипоксия плода /кислородная недостаточность/; асфиксия плода /полное перекрытие доступа кислорода/; родовая /внутречерепная/ травма).
- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ребенка
· Вскармливание
- когда принесли кормить _______________________________________________________,
- грудное или искусственное вскармливание _______________________________________,
- срок и характер грудного вскармливания ________________________________________.
· Характер питания ____________________________________________________________.
· Характер «жизненного ритма» ребенка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
· Раннее психомоторное развитие
· Когда начал
- держать головку ___________________________________________________________,
- сидеть ___________________________________________________________________,
- стоять ___________________________________________________________________,
- ходить ___________________________________________________________________.
· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перенесенные заболевания
· До года ______________________________________________________________________
· После года ___________________________________________________________________
· Ушибы, травмы головы ________________________________________________________
· Судороги при высокой температуре ______________________________________________
· Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов, пластика уздечки языка, губ и т.д.) _____________________________________________________________________________
· Наблюдался ли систематически ребенок продолжительное время у кого либо из специалистов (педиатр, окулист, отоларинголог, детский невропатолог / психоневролог, стоматолог и др.)_____________________________________________________________,
в связи с какими заболеваниями ________________________________________________.
· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Речевое развитие ребенка
· Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций
- крика ____________________________________________________________________,
- гуления __________________________________________________________________,
- лепета ___________________________________________________________________,
- первых слов ______________________________________________________________,
- фраз_____________________________________________________________________.
· Наличие и характер
- дефектов слоговой структуры слова __________________________________________,
- аграмматизмов ____________________________________________________________,
- какие звуки долго произносились ребенком неправильно _________________________________________________________________________.
· Характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
· Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее ____________________________________________________________________________,
в связи с какими проблемами
____________________________________________________________________________.
· Какие проблемы, связанные с речью ребенка, беспокоят вас на сегодняшний момент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Наличие у ребенка вредных привычек и их характер
· Как долго ребенок сосал соску __________________________________________________.
· Отмечали ли вы у ребенка следующие проявления (подчеркнуть), в каких ситуациях (указать)
- прикусывание и/или сосание пальцев, губ, щек; прокладывание языка между зубами; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и тп.) ______________________________________________________________________;
- сон на одном боку с подкладыванием под голову ладони или кисти руки, сжатой в кулак; сон на спине с открытым ртом; ротовое дыхание ребенка во время сна _________________________________________________________________________;
- при сидении за столом ребенок сутулится, опирается на локти и одновременно подбородком на руки; при лепке, рисовании, письме ребенок склоняется низко за столом, при этом нарушается осанка, наблюдается асимметрия плеч _________________________________________________________________________;
- при ходьбе ребенок сутулится, подгибает колени, походка шаркающая, наблюдается асимметрия плечевого пояса ________________________________________________;
- частое покашливание, поперхивание без видимых причин; учащенное моргание; тики, подергивание плечами, головой и т.п. _________________________________________.
· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Схема клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци
IV. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст на момент обследования
Домашний адрес
Поступил(а) из
Заключение МПК
V. АНАМНЕЗ
Данные о родителях
Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка
Протекание беременности
· От какой по счету беременности ребенок
· Характер протекания беременности
Протекание родов
· Роды в срок, досрочные, затяжные
· Характер родов
Раннее постнатальное развитие ребенка
· Вскармливание (когда принесли кормить, грудное или искусственное вскармливание, характер грудного вскармливания)
· Характер питания
· Характер «жизненного ритма» ребенка
· Раннее психомоторное развитие
(Когда начал
- держать головку,
- сидеть,
- стоять,
- ходить)
Перенесенные заболевания
· До года
· После года
· Ушибы, травмы головы
· Судороги при высокой температуре
· Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.)
Речевое развитие ребенка
· Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций
- крика,
- гуления,
- лепета,
- первых слов,
- фраз
· Наличие дефектов слоговой структуры слова, аграмматизмов; какие звуки долго произносились ребенком неправильно
· Характерные особенности понимания речи окружающих
Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка, о состоянии его зрения и слуха на момент обследования
(на основе выписки из медицинских карт, результатов обследования ребенка у соответствующих врачей: педиатра, детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога)
Особенности внешнего облика
Наличие вредных привычек и их характер
VI. СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ, РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И НОСОГЛОТКИ И СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЭТИХ ОРГАНОВ (откусывания, жевания, глотания, физиологического дыхания)
Исследование особенностей строения артикуляционных органов (на основе осмотра логопедом и стоматологом-ортодонтом):
· Прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей)
· Челюстей (особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, в бок /левостороннее или правостороннее смещение/)
· Зубов (особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – микрогнатия; очень крупные зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.)
· Языка (нормальное строение и размеры языка, макроглоссия, микроглоссия; нормальная длинна и строение уздечки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла)
· Твердого неба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная)
· Мягкого неба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки)
· Носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.)
· Губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы)
Исследование процессов жевания и глотания, а также возможностей физиологического дыхания (на основе наблюдений и функциональных проб, проводимых логопедом и стоматологом-ортодонтом):
· Процесс жевания
- откусывание (не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе ребенок может либо при помощи зубов фронтального отдела не откусывать, а как бы «отрывать» кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны)
Функциональная проба: ребенку предлагается откусить жесткое яблоко.
- собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение)
Функциональные пробы: пережевывание куска, откусанного от яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха.
· Процесс глотания (при нормальном глотании – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания – возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивается шея и наклоняется голова; заметно характерное напряжение мимических мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания /часто наблюдающемся при неврологической симптоматике/ - возникает поперхивание и захлебывание при глотании)
Функциональная проба: ребенку предлагается проглотить пережеванный им пищевой комок, и/или выпить воды.
· Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положений головы; причины: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа; смешенный тип дыхания)
Функциональные пробы (направлены на выявление ротового дыхания):
- К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки ваты и следят за их движениями; при затрудненном носовом дыхании экскурсия ваты минимальная или отсутствует.
Ребенку предлагают набрать в рот воды и удержать ее максимальное время; при резком затруднении носового дыхания ребенок вынужден проглотить воду, чтобы дышать ртом.
· Определение смещения нижней челюсти
Функциональные пробы:
- Проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии покоя; при сомкнутых зубах и губах – в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ.
Выявление латеральных предпочтений
1) Определение ведущей руки
· Сложить пальцы рук в «замок» (определяется верхний большой палец)
· Сложить руки на груди в «позе Наполеона»
2) Определение ведущей ноги
· Ударить ногой по воображаемому мячу
· Сидя на стуле, положить ногу на ногу
3) Определение ведущего глаза
· Сложить из пальцев воображаемый пистолет и прицелиться одним глазом
· Посмотреть в воображаемую подзорную трубу (сложенную из пальцев руки)
Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса.
Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук:
· Сохранность функции (N)
· Недостаточность мелкой моторики
· Моторная ограниченность
Отметить (если выявляются)
· Гиперкинезы пальцев
· Нарушения координации движений
· Тремор
Выполнение заданий (В методику исследования включены 20 проб, предъявляемые:
а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции)
Исследуемые компоненты тонких движений рук и пальцев:
· Кинестетическая основа организации движений (статическая координация) (пробы №1-4)
· Кинетическая основа организации движений (динамическая координация) (пробы №5-7)
· Реципроктная координация (пробы №8,16)
· Оптико-пространственная координация (пробы №9-12)
· Конструктивный праксис (пробы №13,14)
· Ритмичность движений (пробы №19,20)
· Конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) (пробы №17,18)
· Двигательная память (пробы №5,6,17)
· Скорость движения рук (пробы №15,16)
· Синкинезии (пробы№4-6; учитываются все пробы)
· Переключаемость движений (учитываются все пробы)
· Дифференциация движений (учитываются все пробы)
· Двигательная ловкость (пробы №15,16; учитываются все пробы)
· Точность движений (пробы №15,16; учитываются все пробы)
Приемы обследования ручной моторики
Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки)
1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой/левой руки, обеих рук.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой/левой руки, обеих рук.
3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот).
4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обеих рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем.
Кинетическая основа организации движений (динамический праксис)
5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-ребро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двигательная память)
6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так меняя позы несколько раз. (Исследуется оптико-пространственная координация)
7. Графическая проба «заборчик» (Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки):
-
для 5 – 6 лет – повторение 1 сложного элемента:
-
для 6 – 7 лет – повторение 2-х сложных элементов:
-
для 7-9 лет – повторение 3-х сложных элементов:
-
![]() | ![]() | ![]() |
Реципроктная координация
8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение. (Исследуется способность к одновременности и переключаемости движений)
Пространственная организация движений (оптико-пространственная координация)
Пробы Хэда (Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д.)
1) Одноручные пробы
9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка.
10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка
2) Двуручные пробы
11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук.
12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук.
Конструктивный праксис
13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном расположении.
14. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков.
Задания для проверки ручной скорости, выявления быстроты манипуляции мелкими предметами, ручной умелости (работа с секундомером).
15а. Для детей 5-6 лет.
Укладывание пуговиц в коробку. Ребенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой, а затем левой рукой.
15б. Для детей 6-7 лет.
Укладывание спичек в коробку. В коробке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.
15в. Для детей 7-9 лет.
В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по черным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой.
· При выполнении пробы учитывается скорость движения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе.
16а. Для детей 5-6 лет.
Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.
16б. Для детей 6-7 лет.
Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук).
16в. Для детей 7-9 лет.
Укладывание в коробку обеими руками по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками должен брать либо только пуговицы, либо только спички.
· При выполнении пробы учитывается скорость движений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками.
Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора
17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук. (На один стук – подними руку и сразу опусти.
На два стука – не поднимай руку.)
18. «Кулак-палец». (Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец,
подними кулак).
Ритмическая организация ручной деятельности
19. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным
усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по
образцу.
20. Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-III, II-I и т.д.
Изучение состояния произвольной мимической моторики
Отмечаются особенности естественной мимики (в течение всего обследования)
(мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре)
Оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:
· Состояние тонуса лицевой мускулатуры:
- спастичность
- гипотония
- дистония
- норма (N)
· Гипомимия (недостаточность мимической моторики)
· Сглаженность носогубных складок
· Оральные синкинезии
· Ассиметрия лица
· Гиперкинезы лица
· Сохранность функции (N)
Исследуемые компоненты произвольных мимических движений:
· Способность к удержанию мимической позы
· Способность к переключению (с одного движения на другое)
· Равномерность работы мышц
· Объем движений
· Тонус мышц (во время движения и при удержании позы)
· Темп движения
· Точность движения
· Дифференциация движения
· Двигательные замены
· Синкинезии
Выполнение заданий (В методику исследования включены 16 проб, предъявляемые:
а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции).
Приемы обследования произвольной мимической моторики
1. Сморщить все лицо.
2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта – «высшая степень удивления».
3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины.
4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.
5. Слегка сомкнуть веки.
6. Прищурить глаза (взгляд на яркое солнце).
7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век).
8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.
9. Зажмуриться.
10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.
11. Сморщить нос.
12. Надуть щеки («толстячок»).
13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.
14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов.
15. Втянуть щеки («худышка»).
16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеки.
Изучение состояния артикуляционной моторики
Отмечаются особенности артикуляции в процессе речи (в течение всего обследования)
(артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабо выраженная неврологическая сиптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах)
Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:
· Сохранность функции (N)
· Состояние тонуса мышц органов артикуляции:
- норма (N)
- дистония
- гипотония
- спастичность
· Подвижность артикуляционных органов
- норма (N)
- недостаточна
- строго ограничена
· Неврологический синдром в артикуляционной моторике:
- отсутствует (N)
- спастический парез
- тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности
- гиперкинезы
- атаксия
- апраксия
· Состояние глоточного и небного рефлексов
- норма (N)
- повышен
- понижен
· Наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма
- Гиперсаливация
(слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная)
Исследуемые компоненты артикуляционных движений:
· Способность к удержанию артикуляционной позы
· Способность к переключению (с одного движения на другое)
· Равн