ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (ИЛИ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ)




 

Нарушения звукопроизношения Аномалии зубочелюстной системы Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций
Сигматизмы группы свистящих звуков (С, С’, З, З’, Ц)   Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов · Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. · Парез мышц языка.
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус · Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами. · Парез мышц языка.
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; Парез мышц языка
Губно-зубной сигматизм   Дистальный прикус с протрузией верхних зубов     Парез мышц языка.
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновидности Парез мышц языка
Носовой сигматизм   · Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. · Парез мышц мягкого неба  
Сигматизмы группы шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч)   Межзубный сигматизм Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов · Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык; укороченная уздечка языка · Парез мышц языка
Боковой сигматизм Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус · Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами. · Парез мышц языка.
Призубный сигматизм Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; · Укорочение уздечки языка. · Парез мышц языка  
Губно-зубной сигматизм Дистальный прикус с протрузией верхних зубов     Парез мышц языка
Шипящий сигматизм Мезиальный прикус и его разновидности Парез мышц языка
Носовой сигматизм   · Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. · Парез мышц мягкого неба
Свистящий сигматизм (Чаще встречается при нарушениии фонематического восприятия) Мезиальный прикус и его разновидности · Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъём языка к нёбу · Парез мышц языка
Ламбдацизм (Л, Л’)   · Укороченная уздечка языка · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.
Ротацизм (Р, Р’)   · Короткая уздечка языка; узкое и высокое твердое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.
Дефекты группы заднеязычных звуков: каппацизмы(К, К’), гаммацизмы (Г, Г’), хитизмы (Х, Х’)   · Слишком высокое и узкое («готическое») твёрдое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком. · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба
Межзубное произнесение звуков (Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’) Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов · Короткая подъязычная связка, затрудняющая поднятие языка к верхним зубам; аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. · Легкий парез мышц языка

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

I. Анкетные данные ребенка

1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

2. Дата рождения, возраст на момент обследования______________________

3. Домашний адрес:___________________________________________________ телефон:_____________

4. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть)

· посещает массовый детский сад (младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу);

· посещает специализированный детский сад (указать характер специализации ____________________________________________________________________________), младшую, среднюю, старшую, подготовительную группу;

· находится на домашнем воспитании;

· посещает курсы подготовки к школе (на базе школы, детского сада, центра досуга, дома культуры, другого учреждения _____), подготовка к школе ведется на базе детского сада;

· обучается в общеобразовательной школе (указать класс___________________________);

· обучается в специализированной школе

(указать характер специализации______________________________________________),

(указать класс ______________________);

· посещает группу продленного дня: да, нет;

· находится на домашнем обучении (указать причину ______________________________);

· посещает кружки, секции, студии (какие ________________________________________);

· дополнительные данные, касающиеся характера воспитания и обучения ребенка: ____________________________________________________________________________

 

II. Данные о семье

1. Данные о родителях (Ф.И.О., возраст, профессия):

· Отец: ___________________________________________________________

· Мать: ___________________________________________________________

Дополнительные сведения, которые считают нужным указать родители: ________________________________________________________________________________

2. Данные о других членах семьи, проживающих вместе с родителями и ребенком: _____________________________________________________________________

3. Ребенок (нужные данные внести или подчеркнуть)

· единственный в семье;

· есть старший(ая), младший(ая) брат / сестра (указать возраст и какие воспитательные или образовательные учреждения посещают _________________________________________)

4. Указать наличие и характер речевых расстройств, генетических, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников, выявленных до рождения ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III. Анамнестические данные

1. Протекание беременности

· От какой по счету беременности ребенок _________________________________________,

(указать исход предыдущих беременностей______________________________________).

· Характер протекания беременности

- без патологии;

- ранние токсикозы: легкий токсикоз в первом триместре беременности; достаточно выраженный токсикоз в первой половине беременности; тяжелый токсикоз в первой половине беременности;

- поздние токсикозы: водянка (отеки); нефропатия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче); преэклампсия (отеки, повышение артериального давления, белок в моче, головные боли, расстройство зрения, боли в подложечной области); эклампсия (расстройство функций важнейших органов матери, сопровождающееся судорогами с потерей сознания);

- угроза выкидыша (указать, на каком сроке ______________________________________);

- угроза преждевременных родов (указать, на каком сроке __________________________);

- проявившиеся у матери в период беременности соматические заболевания, обострившиеся хронические заболевания ___________________________________________________________________________;

- инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности, характер их протекания и осложнений ____________________________________________________________________________;

- лекарственные препараты, принимавшиеся матерью в период беременности ____________________________________________________________________________;

- травмы и ушибы матери в период беременности (указать срок, степень тяжести и последствия ________________________________________________________________);

- употребление в период беременности алкоголя; активное курение матери; пассивное курение матери (в семье систематически курит муж или другие родственники; постоянное нахождение будущей матери на рабочем месте в прокуренном помещении в додекретный период)_________________________________________________________;

- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Развитие плода (по результатам медицинских осмотров, анализов, УЗИ и т.д.):

- без патологии;

- патологические проявления (низкое предлежание плаценты; угроза отслойки плаценты; неправильное положение плода: тазовой предлежание, поперечное или косое расположение плода; отставание в развитие плода; гипотрофия плода; гипоксия плода; нарушения сердечного ритма плода и т.п.) _____________________________________________________________________________

- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Протекание родов

· Роды в срок, досрочные (преждевременные – между 28-й и 38-й неделями беременности), преношенная беременность (свыше 42 недель)

· Характер родов

- без патологии;

- патологические проявления (роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение);

- патологии плода во время родов (тазовое предлежание плода; предлежащая плацента; отслоение плаценты полностью или частично до или во время родов /до рождения плода/; плечевая дистоция /застревание плеча плода при прохождении через родовые пути/; выпадение пуповины /зажатие пуповины между головкой ребенка и тазовыми костями, что препятствует поступлению кислорода к ребенку/; обвитие пуповиной; гипоксия плода /кислородная недостаточность/; асфиксия плода /полное перекрытие доступа кислорода/; родовая /внутречерепная/ травма).

- дополнительная информация, которую считает нужным указать мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Раннее постнатальное развитие ребенка

· Вскармливание

- когда принесли кормить _______________________________________________________,

- грудное или искусственное вскармливание _______________________________________,

- срок и характер грудного вскармливания ________________________________________.

· Характер питания ____________________________________________________________.

· Характер «жизненного ритма» ребенка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

· Раннее психомоторное развитие

· Когда начал

- держать головку ___________________________________________________________,

- сидеть ___________________________________________________________________,

- стоять ___________________________________________________________________,

- ходить ___________________________________________________________________.

· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Перенесенные заболевания

· До года ______________________________________________________________________

· После года ___________________________________________________________________

· Ушибы, травмы головы ________________________________________________________

· Судороги при высокой температуре ______________________________________________

· Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов, пластика уздечки языка, губ и т.д.) _____________________________________________________________________________

· Наблюдался ли систематически ребенок продолжительное время у кого либо из специалистов (педиатр, окулист, отоларинголог, детский невропатолог / психоневролог, стоматолог и др.)_____________________________________________________________,

в связи с какими заболеваниями ________________________________________________.

· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6. Речевое развитие ребенка

· Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций

- крика ____________________________________________________________________,

- гуления __________________________________________________________________,

- лепета ___________________________________________________________________,

- первых слов ______________________________________________________________,

- фраз_____________________________________________________________________.

· Наличие и характер

- дефектов слоговой структуры слова __________________________________________,

- аграмматизмов ____________________________________________________________,

- какие звуки долго произносились ребенком неправильно _________________________________________________________________________.

· Характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

· Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее ____________________________________________________________________________,

в связи с какими проблемами

____________________________________________________________________________.

· Какие проблемы, связанные с речью ребенка, беспокоят вас на сегодняшний момент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Наличие у ребенка вредных привычек и их характер

· Как долго ребенок сосал соску __________________________________________________.

· Отмечали ли вы у ребенка следующие проявления (подчеркнуть), в каких ситуациях (указать)

- прикусывание и/или сосание пальцев, губ, щек; прокладывание языка между зубами; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и тп.) ______________________________________________________________________;

- сон на одном боку с подкладыванием под голову ладони или кисти руки, сжатой в кулак; сон на спине с открытым ртом; ротовое дыхание ребенка во время сна _________________________________________________________________________;

- при сидении за столом ребенок сутулится, опирается на локти и одновременно подбородком на руки; при лепке, рисовании, письме ребенок склоняется низко за столом, при этом нарушается осанка, наблюдается асимметрия плеч _________________________________________________________________________;

- при ходьбе ребенок сутулится, подгибает колени, походка шаркающая, наблюдается асимметрия плечевого пояса ________________________________________________;

- частое покашливание, поперхивание без видимых причин; учащенное моргание; тики, подергивание плечами, головой и т.п. _________________________________________.

· Дополнительная информация, которую считают нужным указать родители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Схема клинико-педагогического обследования детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляци

 

IV. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения, возраст на момент обследования

Домашний адрес

Поступил(а) из

Заключение МПК

 

V. АНАМНЕЗ

Данные о родителях

Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка

Протекание беременности

· От какой по счету беременности ребенок

· Характер протекания беременности

Протекание родов

· Роды в срок, досрочные, затяжные

· Характер родов

Раннее постнатальное развитие ребенка

· Вскармливание (когда принесли кормить, грудное или искусственное вскармливание, характер грудного вскармливания)

· Характер питания

· Характер «жизненного ритма» ребенка

· Раннее психомоторное развитие

(Когда начал

- держать головку,

- сидеть,

- стоять,

- ходить)

Перенесенные заболевания

· До года

· После года

· Ушибы, травмы головы

· Судороги при высокой температуре

· Наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие небной расщелины, удаление аденоидов и т.д.)

Речевое развитие ребенка

· Время появления и особенностей голосовых и речевых реакций

- крика,

- гуления,

- лепета,

- первых слов,

- фраз

· Наличие дефектов слоговой структуры слова, аграмматизмов; какие звуки долго произносились ребенком неправильно

· Характерные особенности понимания речи окружающих

Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка, о состоянии его зрения и слуха на момент обследования

(на основе выписки из медицинских карт, результатов обследования ребенка у соответствующих врачей: педиатра, детского невропатолога, психоневролога, отоларинголога, хирурга, стоматолога)

Особенности внешнего облика

Наличие вредных привычек и их характер

 

VI. СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ, РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И НОСОГЛОТКИ И СОСТОЯНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ЭТИХ ОРГАНОВ (откусывания, жевания, глотания, физиологического дыхания)

Исследование особенностей строения артикуляционных органов (на основе осмотра логопедом и стоматологом-ортодонтом):

· Прикуса (или окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей)

· Челюстей (особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, в бок /левостороннее или правостороннее смещение/)

· Зубов (особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – микрогнатия; очень крупные зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.)

· Языка (нормальное строение и размеры языка, макроглоссия, микроглоссия; нормальная длинна и строение уздечки языка, короткая/укороченная, толстая/утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла)

· Твердого неба (нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная/несквозная, односторонняя/двусторонняя, полная/неполная, субмукозная)

· Мягкого неба (нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки)

· Носоглотки, ротовой полости и глотки (носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.)

· Губ (нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная/полная, односторонняя/двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая/укороченная уздечка верхней/нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы)

Исследование процессов жевания и глотания, а также возможностей физиологического дыхания (на основе наблюдений и функциональных проб, проводимых логопедом и стоматологом-ортодонтом):

· Процесс жевания

- откусывание (не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел; нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтальном отделе ребенок может либо при помощи зубов фронтального отдела не откусывать, а как бы «отрывать» кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны)

Функциональная проба: ребенку предлагается откусить жесткое яблоко.

- собственно процесс жевания (отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможности ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение)

Функциональные пробы: пережевывание куска, откусанного от яблока; размельчение ядра лесного ореха или миндального ореха.

· Процесс глотания (при нормальном глотании – губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; при затруднении глотания – возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягивается шея и наклоняется голова; заметно характерное напряжение мимических мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ, щек, нередко видны толчок кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания /часто наблюдающемся при неврологической симптоматике/ - возникает поперхивание и захлебывание при глотании)

Функциональная проба: ребенку предлагается проглотить пережеванный им пищевой комок, и/или выпить воды.

· Характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положений головы; причины: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа; смешенный тип дыхания)

Функциональные пробы (направлены на выявление ротового дыхания):

- К каждой ноздре ребенка подносят ворсинки ваты и следят за их движениями; при затрудненном носовом дыхании экскурсия ваты минимальная или отсутствует.

Ребенку предлагают набрать в рот воды и удержать ее максимальное время; при резком затруднении носового дыхания ребенок вынужден проглотить воду, чтобы дышать ртом.

· Определение смещения нижней челюсти

Функциональные пробы:

- Проводят изучение лица ребенка в фас и в профиль (в состоянии покоя; при сомкнутых зубах и губах – в состоянии привычной окклюзии; при широко открытом рте; при артикулировании во время речи).

 

IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МИМИЧЕСКОЙ МОТОРИКИ.

 

Выявление латеральных предпочтений

1) Определение ведущей руки

· Сложить пальцы рук в «замок» (определяется верхний большой палец)

· Сложить руки на груди в «позе Наполеона»

2) Определение ведущей ноги

· Ударить ногой по воображаемому мячу

· Сидя на стуле, положить ногу на ногу

3) Определение ведущего глаза

· Сложить из пальцев воображаемый пистолет и прицелиться одним глазом

· Посмотреть в воображаемую подзорную трубу (сложенную из пальцев руки)

 

Изучение состояния ручной (мелкой/тонкой) моторики, пальцевого гнозиса.

Оценка уровня развития функции кистей и пальцев рук:

· Сохранность функции (N)

· Недостаточность мелкой моторики

· Моторная ограниченность

Отметить (если выявляются)

· Гиперкинезы пальцев

· Нарушения координации движений

· Тремор

 

Выполнение заданий (В методику исследования включены 20 проб, предъявляемые:

а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции)

 

Исследуемые компоненты тонких движений рук и пальцев:

· Кинестетическая основа организации движений (статическая координация) (пробы №1-4)

· Кинетическая основа организации движений (динамическая координация) (пробы №5-7)

· Реципроктная координация (пробы №8,16)

· Оптико-пространственная координация (пробы №9-12)

· Конструктивный праксис (пробы №13,14)

· Ритмичность движений (пробы №19,20)

· Конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных двигательных программ и реакция выбора) (пробы №17,18)

· Двигательная память (пробы №5,6,17)

· Скорость движения рук (пробы №15,16)

· Синкинезии (пробы№4-6; учитываются все пробы)

· Переключаемость движений (учитываются все пробы)

· Дифференциация движений (учитываются все пробы)

· Двигательная ловкость (пробы №15,16; учитываются все пробы)

· Точность движений (пробы №15,16; учитываются все пробы)

 

Приемы обследования ручной моторики

Кинестетическая основа организации движений (праксис позы руки)

1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой/левой руки, обеих рук.

2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой/левой руки, обеих рук.

3. Положить кисть правой/левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот).

4. Соединить в кольцо большой палец правой/левой руки, обеих рук с указательным/средним/безымянным/мизинцем.

Кинетическая основа организации движений (динамический праксис)

5. Серия движений «кулак-ребро-ладонь», «ладонь-ребро-кулак», «ребро-ладонь-кулак». (Исследуется двигательная память)

6. Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 2-5) и т.д., и так меняя позы несколько раз. (Исследуется оптико-пространственная координация)

7. Графическая проба «заборчик» (Продолжай рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки):

- для 5 – 6 лет – повторение 1 сложного элемента:

- для 6 – 7 лет – повторение 2-х сложных элементов:

- для 7-9 лет – повторение 3-х сложных элементов:

-

           
     


Реципроктная координация

8. Кисти рук лежат ладонями вниз. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти (кулак-ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение. (Исследуется способность к одновременности и переключаемости движений)

Пространственная организация движений (оптико-пространственная координация)

Пробы Хэда (Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д.)

1) Одноручные пробы

9. Кисть руки поднять к подбородку (ладонью к лицу), пальцы касаются подбородка.

10. Кисть руки поднять к подбородку (тыльной стороной к лицу), пальцы касаются подбородка

2) Двуручные пробы

11. Кисть одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки, затем производится смена рук.

12. К вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, затем произвести смену рук.

Конструктивный праксис

13. Копирование фигур, сделанных из палочек педагогом, в том же пространственном расположении.

14. Копирование пространственно ориентированных геометрических рисунков.

Задания для проверки ручной скорости, выявления быстроты манипуляции мелкими предметами, ручной умелости (работа с секундомером).

15а. Для детей 5-6 лет.

Укладывание пуговиц в коробку. Ребенку предлагается уложить в коробку 20 пуговиц одной величины, рассыпанных на столе. Пуговицы следует аккуратно класть в коробку, а не бросать. Задание выполняется сначала правой, а затем левой рукой.

15б. Для детей 6-7 лет.

Укладывание спичек в коробку. В коробке 12 красных и 12 белых спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем собирает в коробку только красные спички сначала правой, потом левой рукой.

15в. Для детей 7-9 лет.

В спичечной коробке 12 белых и 12 красных спичек. По команде ребенок высыпает спички на стол, затем раскладывает 12 красных спичек по черным линиям, начерченным на белом картоне. Задание выполняется сначала правой, затем левой рукой.

· При выполнении пробы учитывается скорость движения рук, активность, сосредоточенность, аккуратность в работе.

16а. Для детей 5-6 лет.

Укладывание спичек в коробку по 10 штук, расположенных справа и слева от коробки.

16б. Для детей 6-7 лет.

Укладывание в коробку одной рукой спичек, расположенных справа от коробки, другой – пуговиц, расположенных слева от коробки (по 10 штук).

16в. Для детей 7-9 лет.

Укладывание в коробку обеими руками по 5 спичек и по 5 пуговиц, расположенных справа и слева от коробки. При этом ребенок обеими руками должен брать либо только пуговицы, либо только спички.

· При выполнении пробы учитывается скорость движений рук и оценивается способность действовать одновременно обеими руками.

Конфликтная произвольная деятельность рук, сложные двигательные программы, реакция выбора

17. Поднимание/неподнимание руки в ответ на стук. (На один стук – подними руку и сразу опусти.

На два стука – не поднимай руку.)

18. «Кулак-палец». (Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я покажу палец,

подними кулак).

Ритмическая организация ручной деятельности

19. Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным

усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по

образцу.

20. Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-III, II-I и т.д.

 

Изучение состояния произвольной мимической моторики

Отмечаются особенности естественной мимики (в течение всего обследования)

(мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре)

Оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:

· Состояние тонуса лицевой мускулатуры:

- спастичность

- гипотония

- дистония

- норма (N)

· Гипомимия (недостаточность мимической моторики)

· Сглаженность носогубных складок

· Оральные синкинезии

· Ассиметрия лица

· Гиперкинезы лица

· Сохранность функции (N)

Исследуемые компоненты произвольных мимических движений:

· Способность к удержанию мимической позы

· Способность к переключению (с одного движения на другое)

· Равномерность работы мышц

· Объем движений

· Тонус мышц (во время движения и при удержании позы)

· Темп движения

· Точность движения

· Дифференциация движения

· Двигательные замены

· Синкинезии

Выполнение заданий (В методику исследования включены 16 проб, предъявляемые:

а) по образцу – «делай как я», б) по словесной инструкции).

Приемы обследования произвольной мимической моторики

1. Сморщить все лицо.

2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта – «высшая степень удивления».

3. Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины.

4. Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.

5. Слегка сомкнуть веки.

6. Прищурить глаза (взгляд на яркое солнце).

7. Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век).

8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.

9. Зажмуриться.

10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.

11. Сморщить нос.

12. Надуть щеки («толстячок»).

13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.

14. Попеременно быстро надувать щеки – имитировать полоскание зубов.

15. Втянуть щеки («худышка»).

16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеки.

 

Изучение состояния артикуляционной моторики

Отмечаются особенности артикуляции в процессе речи (в течение всего обследования)

(артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабо выраженная неврологическая сиптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах)

Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:

· Сохранность функции (N)

· Состояние тонуса мышц органов артикуляции:

- норма (N)

- дистония

- гипотония

- спастичность

· Подвижность артикуляционных органов

- норма (N)

- недостаточна

- строго ограничена

· Неврологический синдром в артикуляционной моторике:

- отсутствует (N)

- спастический парез

- тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности

- гиперкинезы

- атаксия

- апраксия

· Состояние глоточного и небного рефлексов

- норма (N)

- повышен

- понижен

· Наличие / отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма

- Гиперсаливация

(слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная)

 

 

Исследуемые компоненты артикуляционных движений:

· Способность к удержанию артикуляционной позы

· Способность к переключению (с одного движения на другое)

· Равн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: