ЗАНЯТИЕ 1. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА




 

Вопросы

1.Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ре­йка.

2.Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искус-зу и окружающему миру.

3.Возрастные особенности музыкального развития детей.

4.Характеристика задач музыкального воспитания детей дошкольного воз-

:та.

 

Литература

Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами зыки // Сов. педагогика. — 1985. — № 6. — С. 29-32.

* Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального -питания в детском саду. — М., 1983. — С. 27-31, 87-95.

В и к а т М. Музыка и развитие личности ребенка //Дошк. воспитание. — 1985. —

5. - С. 82-85.

Виноградова Л. Умственное воспитание на музыкальных занятиях // Дошк. с питание. - 1986. - № 6. - С. 79-84.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. —. 1989. — С. 6-15.

Музыкальное воспитание // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1965. —: -С. 886-888.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., ; 3. — С. 193-200.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. — С. 3—

Фарбштейн А.А. Место музыки в духовном развитии человека // Роль музыки стетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей. — Л., 1981. — С. 5-14.

 

Дополнительная литература

Белобородова В.К. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школь-ков при восприятии музыки и ее связь с нравственными переживаниями // Разви-: музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей дщихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI научной конференции. — М., Р. - С. 106-110.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.

Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М., 1976.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981.

Разумный В.А. Прекрасное во всем. — М., 1988.

Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошк. воспитание. — 1996. — № 9. —

: 19-125.

Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1985.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.

 

Задания

1. Привести примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности.


Оценить воспитательное значение пьес из «Детского альбома» П.И.Чай­ковского.

2.Составить индивидуальную характеристику уровня музыкального разви­тия ребенка одной из возрастных групп (по выбору), используя показатели, выделенные Н.А.Ветлугиной'.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫУ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Вопросы

1.Понятие культура.

2.Характеристика и структура музыкальной культуры детей.

3.Музыкально-эстетическое сознание личности. Его основные компоненты.

4.Формирование начал музыкальной культуры в дошкольном возрасте.
Литература

Джидарья» И.А. Эстетическая потребность. — М., 1976.

Неменский Б.М. Культура — искусство — образование: Цикл бесед — 1993.

Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: научных трудов. — М., 1991.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни — 1995.

Р а д ы н о в а О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.. С. 30-39.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Тельчарова Р.А. Музыка и культура: личностный подход. — М., 199 9:

Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э А Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - 2-е изд. - М., 1989. — С. 293-295.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества -1975.

Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.И.Княщ Н.Л.Лейзеров. - М., 1981.

 

Дополнительная литература

Липский В.Н Эстетическая культура и личность. — М., 1987.

Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. — М. 1

Эстетический опыт и эстетическая культура / Отв. ред. К.М.Долгов, НИК,:! ко. - М., 1992.

Яковлев СМ. Развитие эстетических суждений у дошкольников: Авт. дис.... канд. психол. наук. — М., 1991.

 

Задание

Разработать конспекты занятий, направленных на формирование музыкальной культуры у детей. (Примеры см. в кн. О.П. Радыновой: Музыкальное развитие детей. — М., 1997; Баюшки-баю. — М., 1995.)

 

ЗАНЯТИЕ 3. ВИДЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вопросы

1.Психолого-педагогическая характеристика деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников, ее особенности.

2.Виды музыкальной деятельности дошкольников. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей.

3.Восприятие как ведущий вид детской музыкальной деятельности.

4.Характеристика взаимосвязи обучения и творческого развития детей.


Литература

Н' е м о в Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. —

- Кн. 1.- С. 124-138.;

Запорожец А.В. Роль деятельности в психическом развитии ребенка // Избр.

- труды: В 2 т. — М., 1986. - Т. 2. - С. 235-247.

Леонтьев А.Н. Деятельность и личность //Деятельность. Сознание. Личность. —

Вет л у г и н а Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду. - М., 1983. - С. 31-38, 95-103. '

Бетлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 95-150,

 

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —

 

 

Дополнительная литература

Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

Торшилова Е.М. Музыка и эстетическое развитие // Эстетическое воспитание в семье. - М., 1989. - С. 111-131.

 

Задания

1.Проанализировать несколько музыкальных занятий с точки зрения использования в них различных видов музыкальной деятельности.

2.Посетить 2—3 музыкальных занятия и назвать виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.

3. Подготовить реферат по работе Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (М., 1991).

 

ЗАНЯТИЕ 4. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Вопросы

1.Понятие «система воспитания». 2. Основные принципы комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

3.Характеристика системы музыкального воспитания дошкольников (на примере

Типовой программы воспитания и обучения в детском саду).

4.Системы музыкального воспитания школьников: Д.Б.Кабалевского, Е Огороднова и др.

5.Музыкальное воспитание за рубежом. Системы музыкального воспитания З.Кодаи, К.Орфа, Ж.Далькроза.

6.Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста.

 

 

Литература

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - С. 62-80.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 102-131.

 


Дубровская Е.А. Тематический принцип в музыкально-эстетическом воспи­тании и обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. — М., 1988.-С. 25-28.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. — М., 1990.-С. 152-205.

Кадобнова И.В. и др. Искусство слышать: Метод, пособие. — М., 1994.

Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М., 1984. - С. 190-233.

Мартынов И.И. Золтан Кодай: Монография. — М., 1983. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983. Музыкальное воспитание в современном мире. — М., 1973.

Музыкальное воспитание в СССР: Сб. статей / Под ред. Л.А.Баренбойма. — М., 1978. - Вып. 1; М., 1985. - Вып. 2.

Огороднов Д.Е Воспитание певца в самостоятельном ансамбле. — Киев, 1980.

Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразователь­ной школе. — Л., 1972.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. — С. 3—38.

Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности (хоровое сольфеджио). — СПб., 1997.-С. 3-18.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А.Курбато­вой, Н.Н.Поддъякова. — М., 1984.

Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К.Орфа //Дошк. воспитание. — 1998. — №4.-С. 129.

Фролкин В. Япония: детские сады Судзуки в Мацумото //Дошк. воспитание. — 1991.-№6.-С. 84.

Халабузарь П., Попов В..Добровольская Н. Методика музыкаль­ного воспитания. — М., 1989. — С. 137-172.

Четберн Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления му­зыкального образования // Музыка в школе. — 1991. — № 1.

Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм. — М., 1978.

 

Задания

1.Подготовить реферат об особенностях музыкального развития детей в од­ной из стран мира.

2.Проанализировать отечественные и зарубежные системы музыкального -воспитания, авторские программы музыкального развития дошкольников и составить таблицу:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: