Вопросы
1.Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности рейка.
2.Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искус-зу и окружающему миру.
3.Возрастные особенности музыкального развития детей.
4.Характеристика задач музыкального воспитания детей дошкольного воз-
:та.
Литература
Белобородова В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами зыки // Сов. педагогика. — 1985. — № 6. — С. 29-32.
* Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального -питания в детском саду. — М., 1983. — С. 27-31, 87-95.
В и к а т М. Музыка и развитие личности ребенка //Дошк. воспитание. — 1985. —
5. - С. 82-85.
Виноградова Л. Умственное воспитание на музыкальных занятиях // Дошк. с питание. - 1986. - № 6. - С. 79-84.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. —. 1989. — С. 6-15.
Музыкальное воспитание // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1965. —: -С. 886-888.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., ; 3. — С. 193-200.
Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. — С. 3—
Фарбштейн А.А. Место музыки в духовном развитии человека // Роль музыки стетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей. — Л., 1981. — С. 5-14.
Дополнительная литература
Белобородова В.К. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школь-ков при восприятии музыки и ее связь с нравственными переживаниями // Разви-: музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей дщихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI научной конференции. — М., Р. - С. 106-110.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М., 1976.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981.
Разумный В.А. Прекрасное во всем. — М., 1988.
Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошк. воспитание. — 1996. — № 9. —
: 19-125.
Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1985.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973.
Задания
1. Привести примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности.
Оценить воспитательное значение пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
2.Составить индивидуальную характеристику уровня музыкального развития ребенка одной из возрастных групп (по выбору), используя показатели, выделенные Н.А.Ветлугиной'.
ЗАНЯТИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы
1.Понятие культура.
2.Характеристика и структура музыкальной культуры детей.
3.Музыкально-эстетическое сознание личности. Его основные компоненты.
4.Формирование начал музыкальной культуры в дошкольном возрасте.
Литература
Джидарья» И.А. Эстетическая потребность. — М., 1976.
Неменский Б.М. Культура — искусство — образование: Цикл бесед — 1993.
Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: научных трудов. — М., 1991.
Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни — 1995.
Р а д ы н о в а О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.. С. 30-39.
Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Тельчарова Р.А. Музыка и культура: личностный подход. — М., 199 9:
Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э А Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - 2-е изд. - М., 1989. — С. 293-295.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества -1975.
Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.И.Княщ Н.Л.Лейзеров. - М., 1981.
Дополнительная литература
Липский В.Н Эстетическая культура и личность. — М., 1987.
Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. — М. 1
Эстетический опыт и эстетическая культура / Отв. ред. К.М.Долгов, НИК,:! ко. - М., 1992.
Яковлев СМ. Развитие эстетических суждений у дошкольников: Авт. дис.... канд. психол. наук. — М., 1991.
Задание
Разработать конспекты занятий, направленных на формирование музыкальной культуры у детей. (Примеры см. в кн. О.П. Радыновой: Музыкальное развитие детей. — М., 1997; Баюшки-баю. — М., 1995.)
ЗАНЯТИЕ 3. ВИДЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы
1.Психолого-педагогическая характеристика деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников, ее особенности.
2.Виды музыкальной деятельности дошкольников. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей.
3.Восприятие как ведущий вид детской музыкальной деятельности.
4.Характеристика взаимосвязи обучения и творческого развития детей.
Литература
Н' е м о в Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. —
- Кн. 1.- С. 124-138.;
Запорожец А.В. Роль деятельности в психическом развитии ребенка // Избр.
- труды: В 2 т. — М., 1986. - Т. 2. - С. 235-247.
Леонтьев А.Н. Деятельность и личность //Деятельность. Сознание. Личность. —
Вет л у г и н а Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду. - М., 1983. - С. 31-38, 95-103. '
Бетлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 95-150,
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —
Дополнительная литература
Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.
Торшилова Е.М. Музыка и эстетическое развитие // Эстетическое воспитание в семье. - М., 1989. - С. 111-131.
Задания
1.Проанализировать несколько музыкальных занятий с точки зрения использования в них различных видов музыкальной деятельности.
2.Посетить 2—3 музыкальных занятия и назвать виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.
3. Подготовить реферат по работе Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (М., 1991).
ЗАНЯТИЕ 4. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Вопросы
1.Понятие «система воспитания». 2. Основные принципы комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
3.Характеристика системы музыкального воспитания дошкольников (на примере
Типовой программы воспитания и обучения в детском саду).
4.Системы музыкального воспитания школьников: Д.Б.Кабалевского, Е Огороднова и др.
5.Музыкальное воспитание за рубежом. Системы музыкального воспитания З.Кодаи, К.Орфа, Ж.Далькроза.
6.Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста.
Литература
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - С. 62-80.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 102-131.
Дубровская Е.А. Тематический принцип в музыкально-эстетическом воспитании и обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. — М., 1988.-С. 25-28.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. — М., 1990.-С. 152-205.
Кадобнова И.В. и др. Искусство слышать: Метод, пособие. — М., 1994.
Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М., 1984. - С. 190-233.
Мартынов И.И. Золтан Кодай: Монография. — М., 1983. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983. Музыкальное воспитание в современном мире. — М., 1973.
Музыкальное воспитание в СССР: Сб. статей / Под ред. Л.А.Баренбойма. — М., 1978. - Вып. 1; М., 1985. - Вып. 2.
Огороднов Д.Е Воспитание певца в самостоятельном ансамбле. — Киев, 1980.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. — Л., 1972.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. — С. 3—38.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности (хоровое сольфеджио). — СПб., 1997.-С. 3-18.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А.Курбатовой, Н.Н.Поддъякова. — М., 1984.
Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К.Орфа //Дошк. воспитание. — 1998. — №4.-С. 129.
Фролкин В. Япония: детские сады Судзуки в Мацумото //Дошк. воспитание. — 1991.-№6.-С. 84.
Халабузарь П., Попов В..Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. — М., 1989. — С. 137-172.
Четберн Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления музыкального образования // Музыка в школе. — 1991. — № 1.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / Ред.-сост. Л.А.Баренбойм. — М., 1978.
Задания
1.Подготовить реферат об особенностях музыкального развития детей в одной из стран мира.
2.Проанализировать отечественные и зарубежные системы музыкального -воспитания, авторские программы музыкального развития дошкольников и составить таблицу: