ЗАНЯТИЕ 5. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА




 

Вопросы

1. Требования к отбору музыкального репертуара для детей.

2. Принцип тематического подбора репертуара как эффективный путь организации педагогического
процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
3. Значение контрастного принципа подбора репертуара.

4. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников.

 

Литература

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — М.; Л., 1971.

Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика воспитания в детском салу. - М, 1983. - С. 72-80.

Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. — М., 1986.

Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1982.

М е т л о в Н.А. Музыка - детям. — М., 1985. — С. 6-18, 103-106. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1989. - С. 25-30.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — Г. 71-79.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Рады нова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошк. воспитание. — 1991. — № 1,2, 10.

Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — Ш. - № 9, 10. - С. 39-42.

 

Дополнительная литература

Абдулл и н Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразова­тельной школе. — М., 1983.

Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. — М.,

С о х о р А.Н. Воспитательная роль музыки. — Л., 1975.

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1985.

 

Задания

1. Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств музыкальной выразительности, обосновать стилевые различия произведений (см.: Учебно-методическое аудиопособие к программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой).

2. Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классиче­ской и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального вос­стания дошкольников:

музыка выражает настроения и чувства человека;

песня, танец, марш;

музыка рассказывает о животных и птицах;

природа и музыка;

сказка в музыке;

музыкальные инструменты.

3Проанализировать средства музыкальной выразительности самостоятельно подобранных произведений.

 

ЗАНЯТИЕ 6. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Вопросы

1.Понятие «восприятие». Характеристика музыкального восприятия.

2.Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.

3.Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.

4.Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости
от возраста детей и этапа работы над музыкальным произведением.

 

Литература

Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музы­ки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М., 1980. - С. 229-244.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 95-108.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психоло­гия. - М., 1993. - С. 84-103.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М„ 1989.-С. 40-75.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

*Н е м о в Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 1994. - Кн. 1. - С. 154-168.

Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1986. — С. 266—276.

Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.

Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 79-91.

Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Рады нова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

Т е п л о в Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М.; Л., 1947.-Вып. 11.-С. 7-26

 

Дополнительная литература

Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980.

Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М.Ярустовского. — М., 1965.

Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Вос­приятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 195—228.

Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психоло­гия. - М., 1997.-С. 175-182.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.

 

Задания

1.Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музы­ки») для младших и старших групп детского сада.

2. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных


произведений.

3.Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

4.Вставить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.

5.Разработать комплекс методических приемов, используемых на этапе подготовительной работы над музыкальным произведением с детьми старшего дошкольного возраста.

6.Подобрать, прокомментировать и исполнить: контрастные произведения одного жанра;

контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия; контрастные произведения одного настроения.

7.Исполнить одно произведение с различной интерпретацией художественно-образного содержания.

8.Обосновать выбор одного или нескольких вариантов произведения, доступных восприятию детей разного возраста. 9.Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репертуара.

10.Сочинить выразительные интонации, передающие настроения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: