Вопросы
1. Требования к отбору музыкального репертуара для детей.
2. Принцип тематического подбора репертуара как эффективный путь организации педагогического
процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
3. Значение контрастного принципа подбора репертуара.
4. Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников.
Литература
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — М.; Л., 1971.
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика воспитания в детском салу. - М, 1983. - С. 72-80.
Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады. — М., 1986.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1982.
М е т л о в Н.А. Музыка - детям. — М., 1985. — С. 6-18, 103-106. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1989. - С. 25-30.
Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.
Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — Г. 71-79.
Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Рады нова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошк. воспитание. — 1991. — № 1,2, 10.
Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке // Дошк. воспитание. — Ш. - № 9, 10. - С. 39-42.
Дополнительная литература
Абдулл и н Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983.
Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. — М.,
С о х о р А.Н. Воспитательная роль музыки. — Л., 1975.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1985.
Задания
1. Привести примеры музыкальных произведений разных эпох и на основе анализа средств музыкальной выразительности, обосновать стилевые различия произведений (см.: Учебно-методическое аудиопособие к программе «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой).
2. Составить коллекцию музыкальных произведений (шедевров классической и народной музыки) по одной из предложенных тем музыкального восстания дошкольников:
музыка выражает настроения и чувства человека;
песня, танец, марш;
музыка рассказывает о животных и птицах;
природа и музыка;
сказка в музыке;
музыкальные инструменты.
3Проанализировать средства музыкальной выразительности самостоятельно подобранных произведений.
ЗАНЯТИЕ 6. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Вопросы
1.Понятие «восприятие». Характеристика музыкального восприятия.
2.Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.
3.Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.
4.Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости
от возраста детей и этапа работы над музыкальным произведением.
Литература
Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.
Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. - М., 1980. - С. 229-244.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 95-108.
Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1993. - С. 84-103.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1977.
Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. — М., 1972. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М„ 1989.-С. 40-75.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
*Н е м о в Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 1994. - Кн. 1. - С. 154-168.
Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1986. — С. 266—276.
Рады нова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.
Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 79-91.
Рады нова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Рады нова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.
Т е п л о в Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М.; Л., 1947.-Вып. 11.-С. 7-26
Дополнительная литература
Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980.
Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М.Ярустовского. — М., 1965.
Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность и восприятие музыки // Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. — М., 1980. — С. 195—228.
Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1997.-С. 175-182.
Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.
Задания
1.Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки») для младших и старших групп детского сада.
2. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных
произведений.
3.Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.
4.Вставить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.
5.Разработать комплекс методических приемов, используемых на этапе подготовительной работы над музыкальным произведением с детьми старшего дошкольного возраста.
6.Подобрать, прокомментировать и исполнить: контрастные произведения одного жанра;
контрастные по характеру произведения, имеющие сходные названия; контрастные произведения одного настроения.
7.Исполнить одно произведение с различной интерпретацией художественно-образного содержания.
8.Обосновать выбор одного или нескольких вариантов произведения, доступных восприятию детей разного возраста. 9.Найти выразительные интонации в произведениях дошкольного репертуара.
10.Сочинить выразительные интонации, передающие настроения.