Вопросы
1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии
дошкольника.
2. Цели и задачи певческой деятельности детей.
3. Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Охрана детского голоса
4.Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара 5.Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.
Литература
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитани в детском саду. — М., 1983. - С. 147-157. г
Вет л у г и н а Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.
Рады н о в а А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. — М., 1960.
М е т л о в Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - С. 18-50.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. — -М.1989. - С. 76-89.
Р а д ы н о в а О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет / Сост. Голова, С.И.Бекина. - М., 1986.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет / Сост. Голова, С.И.Бекина. — М., 1987.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6—7 лет / Сост. Голова, С.И.Бекина. - М., 1988.
Дополнительная литература
I лоаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.
Га л ь п е р и н И. Воспитание песней //Дошк. воспитание. — 1986. — № 1. — С. 70.
Детский голос: Экспериментальные исследования / Под ред. В.Н.Шацкой. — М.,
Д зержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.,
' Голова НД. О детском голосе. — М., 1966. I
Задания
1.Подготовить сообщение о методической системе вокального воспитания М. Глинки (см.: С т у л о в а Г.П. Развитие детского голоса в процессе обуче-= -гнию. -М., 1992. - С. 13-14, 185-188).
'2.Разработать игровые задания, подобрать приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных (звукообразование, певческое дыхание, дикция) и хоровых (чистота мелодической интонации, тембр) навыков у детей дошкольного возраста.
3.Подобрать по две скороговорки для младших, средних и старших донников. Предложив группе студентов различные варианты их проговаривания или пропевания, добиться единого темпа исполнения, ритмического и певческого ансамбля. Исполнить сочиненную мелодию скороговорки с разнообразными интонациями (радостно, робко, таинственно, печально и т.п.). Проработать приемы формирования художественного ансамбля.
4.Используя малые фольклорные формы, сочинить несколько упражнений распевания в старшем дошкольном возрасте. Разработать методические рекомендации по их применению.
Важно выделить и обосновать целесообразность различных вариантов разучивания танцев, хороводов, музыкальных игр, упражнений. Внимание следует уделить методике подготовительного периода, направленного на формирование выразительности, пластичности движений, слаженности их с музыкой, самостоятельности детей при исполнении танцев, упражнений. Обсуждая этапы обучения музыкально-ритмическим движениям рекомендуется использовать разработанные студентами конспекты занятия по разучиванию танцев (хороводов), игр и упражнений в младших и старших группах детского сада.
ПРОРАБОТАТЬ ВОПРОСЫ
1.Музыкально – образовательная деятельность.
2.Значение музыкально – образовательной деятельности в музыкальном воспитании детей.
3.Методы и приемы формирования знаний о музыке.
4.«Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.
5.Формы организации музыкальной деятельности детей.
6.Виды музыкальных занятий.
Общая характеристика.
Занятия. Виды музыкальных занятий.
Занятия индивидуальные и по подгруппам.
Фронтальные занятия.
Доминантные занятия.
Тематические занятия.
Комплексные занятия.
7. Музыка в повседневной жизни детского сада.
8.Роль и место музыки в быту детского сада.
Музыка и физкультура.
Музыка и развитие.
Музыка и праздник в саду.
9. Музыкальное воспитание детей в семье.
10.Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье.
11.Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар.
Методы обучения в семье.
Формирование организации музыкальной деятельности детей в семье.
12. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитания детей.
13.Роль заведующей детского сада и старшего воспитателя в музыкальном воспитании детей ДОУ.
14.Функции музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии.
15. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.
16.Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста.
17.Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста.
18.Музыкальная работа с детьми первого года жизни.
19.Музыкальная работа с детьми второго года жизни.
20.Музыкальная работа с детьми третьего года жизни.
21.Планирование и учет музыкальной работы с детьми раннего возраста.
22.Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания детей.
Понятие «система воспитания».
23.Характеристика системы музыкального воспитания дошкольников (на основе типовой программы воспитание и обучения в детском саду).
24.Система музыкального воспитания З. Кодаи.
25.Система музыкального воспитания К. Орфа,
26.Система музыкального воспитания Ж. Далькроза.
27.Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста.
Контрольные вопросы:
1. Методика музыкального воспитания как педагогическая наука. Задачи музыкального воспитания. Содержание музыкального воспитания.
2. Основные виды музыкальной деятельности дошкольников и их особенности.
3. Структура музыкальности и уровни развития детей.
4. Методы и приемы музыкального воспитания развития и обучения детей.
5. Музыкально – дидактические игры и способы.
6. Развитие у детей музыкального восприятия.
7. Детское музыкальное исполнительство. Пение.
8. Детское музыкальное исполнительство. Ритмика (музыка-ритмика-звучание).
9. Детское музыкальное исполнительство. Игра на детских музыкальных инструментах.
10. Виды музыкальных занятий и особенности их организации.
11. Музыка в повседневной жизни детского сада.
12. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
13. Детское музыкальное творчество.
14. Роль воспитателя в процессе организации различных видов музыкальной деятельности детей.
15. Планирование музыкальной занятости в ДОУ.
16. Развитие ребенка средствами музыки и его диагностика.
ВОПРОСЫК ИТОГОВОЙ АТЕСТАЦИИ
1.Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребёнка.
2.Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру.
3.Возрастные особенности музыкального развития детей.
4.Характеристика задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
5.Понятие культура.
6.Характеристика и структура музыкальной культуры детей.
7.Музыкально-эстетическое сознание личности. Его основные компоненты.
8.Формирование начал музыкальной культуры в дошкольном возрасте.
9.Психолого-педагогическая характеристика деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников, ее особенности.
10.Виды музыкальной деятельности дошкольников. Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей.
11.Восприятие как ведущий вид детской музыкальной деятельности.
12.Характеристика взаимосвязи обучения и творческого развития детей
13.Понятие «система воспитания».
14. Основные принципы комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
15.Характеристика системы музыкального воспитания дошкольников (на примере
16.Типовой программы воспитания и обучения в детском саду).
17.Системы музыкального воспитания школьников: Д.Б.Кабалевского, Е Огороднова и др.
18.Музыкальное воспитание за рубежом. Системы музыкального воспитания З.Кодаи, К.Орфа, Ж.Далькроза.
19.Современные программы музыкального развития детей дошкольного возраста.
20. Требования к отбору музыкального репертуара для детей.
21. Принцип тематического подбора репертуара как эффективный путь организации педагогического процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
22.Значение контрастного принципа подбора репертуара.
23.Роль репертуара в решении основных задач музыкального воспитания дошкольников.
24.Понятие «восприятие». Характеристика музыкального восприятия.
25.Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников.
26.Проблемный характер методов развития музыкального восприятия.
27.Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости
от возраста детей и этапа работы над музыкальным произведением.
28.Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии
дошкольника.
29.Цели и задачи певческой деятельности детей.
30.Возрастная характеристика развития голоса и слуха дошкольников. Охрана детского голоса.
31.Виды певческой деятельности детей. Характеристика репертуара.
32.Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду
33.Методика музыкального воспитания как педагогическая наука. Задачи музыкального воспитания. Содержание музыкального воспитания.
34.Основные виды музыкальной деятельности дошкольников и их особенности.
35.Структура музыкальности и уровни развития детей.
36.Методы и приемы музыкального воспитания развития и обучения детей.
37.Музыкально – дидактические игры и способы.
38.Развитие у детей музыкального восприятия.
39.Детское музыкальное исполнительство. Пение.
40.Детское музыкальное исполнительство. Ритмика (музыка-ритмика-звучание).
41.Детское музыкальное исполнительство. Игра на детских музыкальных инструментах.
42.Виды музыкальных занятий и особенности их организации.
43.Музыка в повседневной жизни детского сада.
44.Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
45.Детское музыкальное творчество.
46.Роль воспитателя в процессе организации различных видов музыкальной деятельности детей.
47.Планирование музыкальной занятости в ДОУ.
48.Развитие ребенка средствами музыки и его диагностика.