Рис. 8.1. Эскиз лапчатого съемника |
Перед снятием шкивов, полумуфт, шестерен и других соединительных деталей с вала машины следует вывернуть стопорный винт или выбить шпонку, фиксирующие соединительную деталь с валом. Место посадки заливают керосином или антикоррозионной жидкостью для устранения коррозии в месте контакта. При снятии этих деталей используют двух- или трехлапчатые съемники.
При снятии крупных деталей, требующих больших усилий, применяют гидравлические съемники, усилие в которых создается с помощью гидравлического пресса.
В ряде случаев для уменьшения усилий производят нагрев детали. Для уменьшения нагрева вала его обертывают смоченным в воде асбестовым картоном, а нагрев проводят интенсивно, начиная от края детали по направлению к ступице. Температуру детали можно контролировать периодическим прикосновением прутка из олова. В процессе нагрева внимательно следят за началом трогания детали. Можно использовать нагрев детали токами высокой частоты, при котором вал практически не нагревается.
Разборка асинхронного двигателя закрытого исполнения (IP44), ЭД происходит в следующем порядке:
отсоединяют двигатель от сети и заземляющего провода;
отсоединяют двигатель от приводного механизма и снимают его с фундамента;
снимают шкив или полумуфту с помощью съемника;
снимают шпонку и кожух вентилятора;
снимают вентилятор, ослабив его винт (вручную или с помощью съемника);
отворачивают болты, крепящие подшипниковые щиты, и снимают задний подшипниковый щит, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала (дерева, пластмассы, меди);
вынимают ротор из статора, для чего легкими толчками сдвигают ротор в сторону переднего подшипникового щита и выводят щит из замка. Затем, поддерживая ротор за вал, выводят его из статора, не допуская повреждения лобовых частей обмотки статора и крыльчатки ротора;
снимают передний подшипниковый щит, легко ударяя по нему молотком из мягкого материала;
снимают с помощью съемника подшипники, если необходима их замена.
Снятие подшипниковых щитов можно производить отжимными болтами, если они предусмотрены в конструкции. В этом случае отжимные болты завертывают равномерно в отжимные отверстия, не допуская перекоса подшипниковых щитов.
Ротор небольшой массы выводят из статора руками, поддерживая его с двух сторон.
На электроремонтных предприятиях для разборки двигателей с высотой оси вращения 112...280 мм (3...9 габаритов) используют специальный стенд для разборки двигателей (рис. 8.6). Перед установкой на стенд с двигателя снимают кожух вентилятора, вентилятор и болты, крепящие крышки подшипников и подшипниковые щиты. Двигатель (см. рис. 1.1) устанавливают на стенде рабочим концом вала к подвижной стойке / и закрепляют с помощью зажимного устройства 6. С помощью электропривода 2 устанавливают пиноли 3 по высоте оси вращения двигателя и, перемещая стойку 1 вправо, фиксируют двигатель в пинолях (правая стойка 4 неподвижна).
Включают движение стола 7 влево по направляющим 8, при котором левый подшипниковый щит выпрессовывается с наружного кольца подшипника, а правый — из замка на корпусе. Между правым подшипником и корпусом двигателя устанавливают опорную вилку (не показана) и включают движение стола вправо.
Рис. 8.6. Стенд для разборки электродвигателя:
1 — подвижная стойка; 2 — электропривод; 3 — пиноли; 4 — неподвижная стойка; 5 — поворотный стол; 6 — зажимное устройство; 7 — стол; 8 — направляющие
При этом левый подшипниковый щит выпрессовывается из замка на корпусе, а правый подшипник — с вала. Устанавливают опорную вилку между левым подшипником и корпусом двигателя и включают движение стола 7 влево, производя выпрессовку левого подшипника с вала. Затем выводят пиноли 3 из центров вала, поворачивают стол 5 с двигателем на угол 60...90° и снимают с вала крышки подшипников, подшипниковые щиты и подшипники. Одним из описанных способов выводят ротор из статора, ослабляют зажимы 6 и снимают корпус (статор) двигателя со стенда.
На все детали и узлы навешивают бирки с одним ремонтным номером двигателя, статор направляют на участок удаления (извлечения) обмотки, а остальные узлы и детали — на мойку. Если ротор имеет фазную (не короткозамкнутую) обмотку, то его направляют вместе со статором на участок удаления обмотки.
Технология разборки крупной электрической машины с подшипниками скольжения имеет свои специфические особенности, связанные с ее конструкцией, местом установки, наличием грузоподъемных механизмов и др.
Рис. 8.7. Приспособление для вывода ротора электрических машин 15... 19 габарита |
Общие операции по разборке крупных машин. При разборке измеряют:
воздушный зазор между ротором и статором в четырех точках (через 90°) с обеих сторон;
радиальные зазоры в подшипниках и натяги крышек подшипников на вкладыши, радиальные зазоры между радиатором и диффузором;
зазоры по уплотнениям вала и по маслоуловителям;
осевой разбег ротора и уклон вала ротора.
Кроме того, проверяют совпадение или несовпадение магнитных осей статора и ротора.
Результаты измерений заносят в формуляр, проводят предремонтные испытания и приступают к разборке машины. Снимают наружные и внутренние щиты и диффузоры, в воздушный зазор под ротор заводят лист электрокартона и после разборки опорных подшипников опускают ротор на статор. Снимают полумуфты или шестерни, подогревая их при необходимости, зачищают посадочные поверхности и определяют натяг.
Чтобы не повредить обмотки при выводе ротора из статора, их закрывают листами из электрокартона или резины. Ротор извлекают с помощью грузоподъемных механизмов и специальных скоб. Для выведения ротора на кран подвешивают траверсу 4 (рис. 8.7) с двумя регулировочными болтами 3. На вал одевают удлинитель 2. Вывесив ротор с помощью крана и регулировочных болтов 3, выводят его из статора (вправо) и опускают на предварительно установленную рядом со статором подставку. Затем снимают удлинитель, переносят левый строп на левый конец вала, вывешивают ротор и перемещают его на место ремонта или дальнейшей транспортировки. Статор остается на своей фундаментной плите.
Детали и узлы крупных электрических машин после разборки несколько раз протирают салфетками, смоченными в бензине.