Рабочая программа
К дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Живопись»
на 2020 - 2021 учебный год
Студия живописи
1 группа
Автор – составитель программы
Беляев Владимир Иванович -
педагог дополнительного образования
г. Смоленск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе и на основе общеобразовательной, общеразвивающей программы «Живопись» (29.08.2020 г.)
Характеристика группы детского объединения.
Cостав группы 6 - 8 человек. Уровень подготовки обучающихся средний, что наглядно демонстрирует таблица промежуточного контроля по итогам 2019-20 учебного года.
Цель — формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности на основе обучения изобразительному искусству (живописи).
Задачи:
Обучающие:
- расширить и углубить знания о принципах и методах реалистического изображения объектов на плоскости;
- научить работать акварельными красками в различных техниках;
- расширить знания в области изобразительного искусства;
- научить профессиональной терминологии;
- сформировать понимание особенностей композиции и стилистики живописи.
Развивающие:
- развивать зрительную память, глазомер, наблюдательность, образное мышление, пространственное представление, творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, положительное эмоциональное отношение к изобразительному искусству, гуманное отношение к природе, усидчивость, упорство, целеустремленность, уважение к чужому труду.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа (итого 3 часа). За год - 108 часов. Дни занятий: вторник (1530-1640); пятница (1530-1640). Между занятиями предусмотрен 5-10 мин. перерыв с проветриванием.
Количество учебных недель с 01.09.2020 г. до 31.05.2021 г. составляет 36 недель. В летний период:
июнь – работа досуговой площадки;
июль, август – оформление выставочных работ обучающихся, посещение выставок, подготовка к новому учебному году (мелкие ремонтные работы в кабинете).
Количество учебных недель в летний период составляет 7 недель (с учётом отпуска педагога). Итого в год – общее количество учебных недель 43.
Формы организации занятий. Индивидуальная форма организации работы учащихся. Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Ожидаемые результаты освоения программы. В процессе освоения программы предполагается достижение следующих результатов учащимися групп:
а) личностные результаты — художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; любовь к природе, бережное отношение к памятникам истории и культуры родного края;
б) метапредметные результаты, которые проявляются в овладении универсальными учебными действиями.
- Регулятивные универсальные учебные действия: совместно с учителем выявлять и формулировать учебную задачу, определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
- Познавательные универсальные учебные действия: использование языка изобразительного искусства и художественных материалов для решения учебных задач, умение анализировать свою изобразительную деятельность с позиции учебных задач данной темы.
- Коммуникативные универсальные учебные действия: готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою;
в) предметные результаты — знание видов художественной деятельности, применение умений и знаний в изобразительной деятельности для решения учебно-творческих задач.
2. Календарно-тематический план
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во часов | ЗУН по разделам | Формы аттестации (контроля) | ||
Теор | Практ | Всего | |||||
Вводное занятие. Укомплектование групп. Организация рабочих мест. Техника безопасности и правила поведения в мастерской | 01.09. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: - материалы и принадлежности для рисунка; - законы композиции и перспективы; - приемы передачи объема тоном. Должны уметь: - визуально определять пропорции предметов; -компоновать изображение на листе, -тоном передавать объем и пространство | |||
Рисунок геометрических тел (куб, цилиндр). Построение, работа тоном. | 04.09. | 1,5 | 1,5 | Текущий просмотр работ, анализ | |||
Рисунок геометрических тел (куб, цилиндр). Тоновая проработка, обобщение, завершение рисунка. | 08.09. | 1,5 | 1,5 | Промежуточный просмотр, подведение итогов | |||
Рисунок геометрических тел (куб, конус). Построение работа тоном. | 11.09. | 1,5 | 1,5 | Текущий просмотр работ, анализ, постановка задач на следующий этап | |||
Рисунок геометрических тел (куб, конус). Тоновая проработка, обобщение, завершение рисунка. | 15.09. | 1,5 | 1,5 | Промежуточный просмотр, внесение корректив, подведение итогов | |||
Приём работы акварелью «аля-прима» (в один приём). Изображение фрагментов Смоленской крепости. Компоновка, линейный рисунок | 18.09 | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: - состав сложных цветов; - алгоритм выполнения работы. Должны уметь: - правильно подобрать бумагу для работы в технике «аля-прима», последовательность ведения работы в техние «аля-прима» | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | ||
Приём работы акварелью «аля-прима» (в один приём). Изображение фрагментов Смоленской крепости. Работа цветом в технике «аля-прима» | 22.09. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью «аля-прима» (в один приём). Изображение фрагментов Смоленской крепости. Работа цветом в технике «аля-прима» итогов | 25.09. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью «аля-прима» (в один приём). Изображение фрагментов Смоленской крепости. Разбор пейзажа по планам, завершение работы. | 29.09. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: приемы передачи воздушной перспективы цветом. Должны уметь: -передавать воздушное пространство цветом | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | ||
Всего в сентябре: | 1,5 | 13,5 |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | ЗУН по разделам | Формы аттестации (контроль) | ||
Теор | Практ | Всего | |||||
Приём работы акварелью в технике «аля-прима». Пейзаж со Свирской церковью. Компоновка, линейный рисунок | 02.10. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: приемы передачи воздушной перспективы цветом. Должны уметь: -передавать воздушное пространство цветом | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | ||
Приём работы акварелью в технике «аля-прима». Пейзаж со Свирской церковью. Работа цветом в технике «аля-прима». | 06.10. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -понятие ограниченная цветовая палитра. Должны уметь: - передать материальность объектов | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | ||
Приём работы акварелью в технике «аля-прима». Пейзаж со Свирской церковью. Обобщение, завершение работы. | 09.10. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзажа с Георгиевской церковью. Компоновка, линейный рисунок. | 13.10. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -особенности техники. Должны уметь: - сочетать заливку цветом с графической прорисовкой кистью. | Просмотры работ, анализ, рекомендации педагога. | ||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзаж с Георгиевской церковью. Работа цветом. | 16.10. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзаж с Георгиевской церковью. Работа цветом | 20.10. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзаж с Георгиевской церковью. Разбор пейзажа по планам. Завершение работы. | 23.10. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзаж со Спасо-Преображенским собором. Линейный рисунок. | 27.10. | 1,5 | 1,5 | ||||
Приём работы акварелью в технике «по сырому». Пейзаж со Спасо-Преображенским собором. Обобщение, завершение работы. | 30.10. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: - последовательность ведения работы в заданной технике. Должны уметь: - передавать пространство и материальность объектов. | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | ||
Всего в октябре: | 13,5 | 13,5 |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Зун по разделам | Формы аттестации (контроль) | |||
Теор | Практ | Всего | ||||||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с церковью Петра и Павла. Компоновка, линейный рисунок. | 03.11. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: - способы цвето-тоновой моделировки формы объекта. Должны уметь: -анализировать работу и подчеркивать планы(обобщать пейзаж) | Текущий просмотр | |||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с церковью Петра и Павла. Работа цветом. | 06.11. | 1,5 | 1,5 | Текущий просмотр | ||||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с церковью Петра и Павла. Обобщение пейзажа, завершение работы. | 10.11. | 1,5 | 1,5 | Текущий просмотр | ||||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с Успенским собором. Компоновка, линейный рисунок. | 13.11. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -особенности оптического смешения цветов. Должны уметь: путем наслоения чистых цветов получать сложные оттенки объектов. | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач на следующий этап работы. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | |||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с Успенским собором. Работа цветом. | 17.11. | 0,5 | 1,5 | |||||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с Успенским собором. Работа цветом. | 20.11. | 1,5 | 1,5 | |||||
Приём работы акварелью в технике «лессировками». Пейзаж с Успенским собором. Обобщение пейзажа, завершение работы. | 24.11. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: приемы работы в заданной технике. Должны уметь передавать планы в пейзаже. | Проведение текущих просмотров, анализ работ постановка учебных задач. Проведение промежуточного просмотра, подведение итогов. | |||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Компоновка, линейный рисунок. | 27.11. | 0,5 | 1,5 | |||||
Всего в ноябре: |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Зун по разделам | Формы аттестации (контроль) | |||
Теор | Практ | Всего | ||||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Работа цветом. | 01.12. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: - ранее изученные приемы работы акварелью Должны уметь: выбирать техники для написания разных планов пейзажа | Проведение просмотров на каждом занятии с подведением итогов и определением индивидуальных учебных задач. | |||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Работа цветом. | 04.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Разбор пейзажа по планам, завершение работы. | 08.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Компоновка, линейный рисунок. | 11.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Работа цветом. | 15.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Работа цветом. | 18.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Работа цветом. | 22.12. | 1,5 | 1,5 | |||||
Пейзаж с видами музея-усадьбы М.К. Тенишевой. Техника выполнения по выбору учащихся (комбинированная). Разбор пейзажа по планам, завершение работы. | 25.12. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -техники акварельной живописи. Должны уметь: передавать пространство | Просмотр. Коллективный анализ работ, определение характера корректив работ учащихся | |||
Натюрморт с крынкой и ковшом. Компоновка, линейный рисунок. | 29.12. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: техники живописи. Должны уметь: передавать материальность предметов и пространство ограниченной палитрой | Проведение просмотров на каждом занятии с подведением итогов и определением индивидуальных учебных задач. | |||
Всего в декабре: | 13,5 | 13,5 |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | ЗУН по разделам | Формы аттестации (контроль) | ||
Теор | Практ | Всего | |||||
Натюрморт с крынкой и ковшом. Работа цветом. | 12.01. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: техники живописи. Должны уметь: передавать материальность предметов и пространство ограниченной палитрой | Проведение просмотров на каждом занятии с подведением итогов и определением индивидуальных учебных задач. | ||
Натюрморт с крынкой и ковшом. Работа цветом. | 15.01. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт с крынкой и ковшом. Работа цветом. | 19.01. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт с крынкой и ковшом. Обобщение натюрморта, завершение работы. | 22.01. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт с самоваром и жостовским подносом. Компоновка, линейный рисунок. | 26.01. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт с самоваром и жостовским подносом. Работа цветом (живопись предметов натюрморта). | 29.01. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -понятие цветовой рефлекс. Должен уметь: передавать форму глянцевой поверхности. | Проведение текущих и промежуточного просмотров. Самоанализ работ: определение положительных качеств и недочетов и способы их исправления | ||
Всего в январе: |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Зун по разделам | Формы аттестации (контроль) | ||||
Теор | Практ | Всего | |||||||
Натюрморт с самоваром и жостовским подносом. Работа цветом (живопись предметов натюрморта). | 02.02. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: -понятие цветовой рефлекс. Должен уметь: передавать форму глянцевой поверхности. | Проведение текущих и промежуточного просмотров. Самоанализ работ: определение положительных качеств и недочетов и способы их исправления | ||||
Натюрморт с самоваром и жостовским подносом. Работа цветом (прописка фона). | 05.02. | 1,5 | 1,5 | ||||||
Натюрморт с самоваром и жостовским подносом. Обобщение натюрморта, завершение работы. | 09.02. | 1,5 | 1,5 | ||||||
Натюрморт из букета сухих трав, листьев, цветов. Компоновка, линейный рисунок | 12.02. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: понятие «рефлекс». Должны уметь: передавать объем предметовс матовой поверхностью и трав. | Просмотры работ, внесение корректив по рекомендации педагога. | ||||
Натюрморт из букета сухих трав, листьев, цветов. Работа цветом. | 16.02. | 1,5 | 1,5 | ||||||
Натюрморт из букета сухих трав, листьев, цветов. Работа цветом. | 19.02. | 1,5 | 1,5 | ||||||
Натюрморт из букета сухих трав, листьев, цветов. Работа цветом. | 26.02. | 1,5 | 1,5 | ||||||
Всего в феврале: | 10,5 | 10,5 | |||||||
Март
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Зун по разделам | Формы аттестации (контроль) | |||
Теор | Практ | Всего | ||||||
Натюрморт из букета сухих трав, листьев, цветов. Обобщение букета, завершение работы над натюрмортом. | 02.03. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: приемы передачи фактуры предметов Должны уметь применять наиболее выразительные приемы живописи | Проведение индивидуальных просмотров работ на каждом этапе работы над заданием, разбор ошибок и способов исправления | |||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Компоновка линейный рисунок. | 05.03. | 1,5 | 1,5 | Должны знать: приемы живописи, взаимодействие контрастных цветов. Должны уметь: добиваться цветовой гармонии в натюрморте | Проведение индивидуальных просмотров работ на каждом этапе работы над заданием, разбор ошибок и способов исправления | |||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом. | 09.03. | 1,5 | 1,5 | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом. | 12.03. | 1,5 | 1,5 | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Обобщение букета, завершение работы над натюрмортом. | 16.03. | 1,5 | 1,5 | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Компоновка линейный рисунок. | 19.03. | 1,5 | 1,5 | Должны знать: приемы живописи, понятие «цветовой нюанс». | Проведение текущих фронтальных просмотров. | |||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом (прописка фона). | 23.03. | 1,5 | 1,5 | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом (прописка предметов постановки). | 26.03. | 1,5 | 1,5 | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом (живопись сухих цветов). | 30.03. | 1,5 | 1,5 | Должны уметь: писать белые предметы на белом фоне. | Анализ работ учащимися и выявление достоинств в работах студийцев | |||
Всего в марте: | 13,5 | 13,5 |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | ЗУН по разделам | Формы аттестации (контроль) | ||
Теор | Практ | Всего | |||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Обобщение букета, завершение работы над натюрмортом. | 02.04. | 1,5 | 1,5 | Должны уметь: писать белые предметы на белом фоне. | Анализ работ учащимися и выявление достоинств в работах студийцев | ||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Компоновка, линейный рисунок. | 06.04. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: технику лессировки; понятие «тоновой контраст». Должны уметь: создавать живописную гармонию контрастной среды натюрморта. | Анализ работ учащихся, внесение корректив на каждом этапе работы над заданием. | ||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом. | 09.04. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Работа цветом. | 13.04. | 1,5 | 1,5 | ||||
Натюрморт из букета искусственных цветов. Обобщение букета, завершение работы над натюрмортом. | 16.04. | 1,5 | 1,5 | ||||
Этюд букета из одуванчиков в различных техниках. | 20.04. | 1,5 | 1,5 | Учащиеся должны знать: техники живописи. | Индивидуальный просмотр работ. | ||
Этюд букета одуванчиков в различных техниках. | 23.04. | 1,5 | 1,5 | ||||
Этюд букета одуванчиков в различных техниках. | 27.04. | 1,5 | 1,5 | Должны уметь: передавать эмоциональное отношение к натуре в краткосрочных этюдах. | Просмотр работ, внесение корректив на каждом этапе работы над заданием. | ||
Этюд букета одуванчиков в различных техниках. | 30.04. | 1,5 | 1,5 | ||||
Всего в апреле: | 13,5 | 13,5 |
Май
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | ЗУН по разделам | Формы аттестации (контроль) | |||
Теор | Практ | Всего | ||||||
Этюд букета одуванчиков в различных техниках. | 04.05. | 1,5 | 1,5 | Должны уметь: передавать эмоциональное отношение к натуре в краткосрочных этюдах. | Просмотр работ, внесение корректив на каждом этапе работы над заданием. | |||
Этюд букета тюльпанов в различных техниках. | 07.05. | 1,5 | 1,5 | Должны уметь: передавать эмоциональное отношение к натуре в краткосрочных этюдах. | Проведение текущего и промежуточного просмотров. | |||
Этюд букета тюльпанов в различных техниках. | 11.05. | 1,5 | 1,5 | |||||
Этюд букета сирени в различных техниках. | 14.05. | 1,5 | 1,5 | |||||
Этюд букета сирени в различных техниках. | 18.05. | 1,5 | 1,5 | |||||
Этюд букета сирени в различных техниках. | 21.05. | 1,5 | 1,5 | |||||
Всего в мае: | ||||||||
Итого 36 недель | Итого |
3. Календарно-тематический план занятий
В летний период
Месяц (количество недель) | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов |
Июнь 4 недели | Вводное занятие. Особенности пленэрной живописи. Техника безопасности и правила поведения на пленэре. Этюд натюрморта при солнечном освещении. | ||
Этюд натюрморта, расположенного в тени. | |||
Этюд натюрморта на пленэре из объектов природы (овощи, фрукты, цветы). | |||
Графические зарисовки природных форм (цветов, листьев). | |||
Этюд растений (лесных трав, цветов). | |||
Цветовые зарисовки природных форм (грибы, травы, фрукты, овощи). | |||
Зарисовки насекомых, птиц графическими материалами. | |||
Зарисовки животных графическими материалами | |||
Июль 1 неделя | Зарисовки насекомых, птиц, животных живописными материалами | ||
Детали пейзажа. Рисунок отдельно стоящего дерева. Бумага, графические материалы. | |||
Август 2 недели | Детали пейзажа. Живопись отдельно стоящего дерева. Бумага, акварель. | ||
Детали пейзажа. Живопись группы деревьев. Бумага, акварель | |||
Этюд пейзажа. Бумага, акварель. | |||
Этюд пейзажа. Бумага, акварель. | |||
Итого 7 недель | Итого: |
Воспитательная работа и массовые мероприятия
№ п/п | Формы работы | Тема | Сроки |
1. | Участие в художественных выставках | Выставка «Зимний вернисаж» | Январь-февраль 2021 г. |
Итоговая выставка отдела | Апрель-май 2021 | ||
2. | Беседы | Месячник безопасности: «Правила пожарной безопасности», «Правила эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций (тренировочные упражнения)», «Правила техники безопасности», «Правила дорожного движения», «Беседа антитеррор». | Сентябрь 2020 г. |
3. | Посещение выставок и музеев. | Выставки в КВЦ им. Тенишевых, выставочных залах Союза художников, СмолГУ, Областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского | В течение года |
4. | Встречи со смоленскими художниками | Костенков А.В., Колодяжная Т.Н., Федорова И.В. | В течение года. |