Ход констатирующего эксперимента.




Доклад

 

Добрый день, уважаемые Председатель и члены государственной аттестационной комиссии. К вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему:

 

«Формирование монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня »

 

Актуальность исследования заключается в следующем:

из-за недостаточной сформированности связной речи дети старшего дошкольного возраста с ОНР часто бывают плохо подготовлены к школе. Во время учебного процесса у детей возникают затруднения в последовательности изложения ответа или рассказа, что отражается на успеваемости по многим предметам школьной программы обучения. А также нарушение связной речи у детей с ОНР негативно сказывается на развитии коммуникативной функции, тем самым затрудняя общение со сверстниками и взрослыми.

Проблемой формирования связной речи занимались многие специалисты. Например, в области лингвистики данной проблемой занимались такие специалисты, как Грибова О.Е., Гальперин И.В., Солганик Жинкин, Леонтьев, и др.

В области логопедии можно отметить таких специалистов, как Воробьева В.К., Чиркина Г.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф., и др.

А также проблема формирования связной речи отразилась в программах и методических рекомендациях общеобразовательных учебных заведений таких авторов, как Васильева, Дементьева, Горецкий, Бородич, Джижелей, Львов, Ладыженская, Архарова и др.

Но на сегодняшний день недостаточно разработок и методик в практике работы с ОНР.

Целью данной работы является изучение особенностей развития и нарушения связной речи, а также формирование навыков монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объектом исследования являетсясвязное монологическое высказывание.

Предметом исследования являетсяпроцесс формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет повышено, если в работе по формированию монологического высказывания будем опираться на следующие принципы:

1. связи речи с другими психическими процессами;

2. поэтапного формирования умений с использованием материальных опор в виде серий сюжетных картинок.

Задачи представлены на слайде, разрешите их не зачитывать.

Ход констатирующего эксперимента.

Основываясь на изученные методики, мы провели экспериментальное изучение сформированности монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Предполагалось, что применение серии сюжетных картин, разложение их в правильной последовательности оказывает положительное влияние на умение составлять монологическое высказывание у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Исследование проводилось нами с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). Проходили исследования на базе Дошкольного образовательного учреждения №31 «Дюймовочка» г. Зеленогорска, Красноярского края, в старшей группе.

С целью диагностики уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с заключением логопеда – ОНР III уровня, предлагались следующие задания:

- задание №1: раскладывание серии сюжетных картин (Цель: определить умение раскладывать серии сюжетных картин в правильной последовательности).

- задание №2: составление рассказа по разложенной серии сюжетных картин (Цель: умение составлять связное высказывание по сюжетному образцу). Оценка данных задания №1 и задания №2 (раскладывание серии сюжетных картин и составление рассказа) проводилась по трехбалльной системе.

- 3 балла (высокий уровень)

- 2 балла (средний уровень)

- 1 балл (низкий уровень).

В ходе проведения констатирующего эксперимента мы выяснили, что для построения монологического высказывания необходимы следующие составляющие: самостоятельность высказывания; наличие структуры повествования (начало; середина; конец); раскрытие темы; связность; плавность (наличие как можно меньше пауз в высказывании); наличие как простых, так и сложных предложений; разнообразие словаря.

Учитывая данные составляющие, мы смогли выявить особенности сформированности монологического высказывания, согласно одной из поставленных нами ранее задач.

По результатам проведения констатирующего эксперимента также было выявлено, что умение разложить серии сюжетных картин в правильной последовательности оказывает влияние на связность составления рассказа с опорой на сюжетные картины, использование распространенных предложений в рассказе. Рассказывая по картинке, дети перечисляли изображенных персонажей, пытались установить связь между их действиями. Если же серия картин не была правильно разложена, то соответственно данная связь терялась, что значительно затрудняло составление рассказа детьми с ОНР III уровня.

На высоком уровне задание №1 выполнили 3 человека, из них 2 ребенка справились с заданием № 2 на высоком уровне. На среднем уровне задание №1 выполнили 5 человек, а задание №2 на среднем уровне – 6 человек. И 2 человека, выполнив задание №1 на низком уровне, соответственно смогли выполнить задание №2 только на низком уровне.

При анализе высказываний также были использованы показатели, разработанные А.А. Леонтьевым, Э.Л. Носенко, О.С. Ушаковой. Анализу подвергалось предметно-логическое содержание речи и способы его языкового выражения. Обращалось внимание на содержание, структуру повествования, объем высказывания, коэффициент законченности предложений, количество сложных предложений, связность, плавность, длину текста между паузами, индекс разнообразия словаря, самостоятельность высказывания.

 

В выборе методики логопедической работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мы решили остановиться на методике формирования умения пересказывать текст цепной организации В.К. Воробьевой.

Текст цепной организации представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связей чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Длявыявления эффективности коррекционной работы по методике Воробьевой мы провели формирующий эксперимент.

С детьми (2 человека), получившими в констатирующем эксперименте высокий балл за выполнение задания №2, формирующий эксперимент мы решили не проводить. Оставшихся 8 детей были распределены на две группы: экспериментальная – 4 человека (3 человека со средним уровнем, 1- с низким) и контрольная – 4 человека (3 человека со средним уровнем, 1- с низким), с приблизительно равными показателями, основываясь на результаты исследования в констатирующем эксперименте.

Экспериментальная группа занималась по методике В.К. Воробьевой, а контрольная группа по традиционной методике.

Исследование проводилось нами с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня в старшей группе Дошкольного образовательного учреждения №31 «Дюймовочка» г.Зеленогорска, Красноярского края. Исследования проводились в течение одного месяца.

Цель формирующего эксперимента: сформировать умения составлять монологические высказывания у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня при составлении рассказа по серии сюжетных картин. В формирующем эксперименте предполагалось проведение двух этапов: подготовительного (в течение 1 недели) и основного (в течение 3 недель).

По окончанию формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента.

- задание №1: раскладывание серии сюжетных картин.

- задание №2: составление рассказа по разложенной серии сюжетных картин.

Оценка данных задания №1 (раскладывание серии сюжетных картин) и №2 (составление рассказа по серии сюжетных картин) проводилась по трехбалльной системе: - 3 балла (высокий уровень)

- 2 балла (средний уровень)

- 1 балл (низкий уровень).

При анализе высказываний также были использованы показатели, разработанные А.А. Леонтьевым, Э.Л. Носенко, О.С. Ушаковой.

По оценке результатов проведенного контрольного эксперимента в двух группах, мы выяснили, что дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты высказываний, чем в контрольной группе.

Самостоятельно в своем рассказе тему смогли раскрыть:

в группе №1 - 80% всех детей, с помощью взрослого – 20% а в группе №2 самостоятельно - 65%, с помощью – 35%.

В рассказах группы №1 и группы №2 отмечены равные показатели наличия средней части – 85% от всего текста, начала высказывания и конца - 15%.

В среднем в рассказах группы №1 по 11-15 предложений по 53-80 слов, а в группе №2 по 6-8 предложений по 36-50 слов. Количество предложений и слов в них на 5-10% меньше в рассказах группы № 2, чем у группы №1.

Коэффициент законченности предложений составил в среднем 0,7 – в группе №1 и 0,6 – в группе №2.

Анализ высказываний показал, что в речи детей обеих групп простые предложения составляют 90-95%, сложные предложения и предложения с прямой речью используются редко – 5-10%.

Коэффициент связности в ходе эксперимента в группе №1 в среднем составил 0,3, что выше, чем результат в группе №2 - 0,2.

Паузы и повторы в обеих группах составили в среднем - 3 на одно высказывание, только в высказываниях среднего уровня контрольной группы – 4 паузы. Длина текста между паузами, в группе №1, в среднем - 10 слов, а в группе №2 - 20 слов, что значительно выше.

Индекс разнообразия словаря при составлении рассказа в экспериментальной группе составил 0,5, а в контрольной группе - 0,4.

Дети группы №1 более самостоятельны в высказываниях - 80% детей, что в группе №2 составляет 75%.

По оценке результатов проведенного контрольного эксперимента в двух группах, мы выяснили, что дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты высказываний, чем в контрольной группе. Данные результаты показывают, что использование серии сюжетных картин цепной организации значительно облегчает составление монологического высказывания даже без предварительной подготовки.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение особенностей развития и нарушения связной речи, а также формирование навыков монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В связи с этим анализ научно-методической литературы по проблеме формирование навыков монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показал, что любое связное высказывание монологического типа у детей с ОНР III уровня требует развития следующих умений:

- понимать тему;

- отбирать материал к высказыванию;

- систематизировать материал;

- строить высказывания в определенной композиционной форме;

- выражать свои мысли правильно.

Развитие данных умений происходит в процессе проведения специальных подготовительных мероприятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыкам формирования монологического высказывания.

В выдвинутой нами гипотезе, мы предполагали, что формирование монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет повышено, если в работе по формированию монологического высказывания будем опираться на следующие принципы:

 

1. связи речи с другими психическими процессами;

2. поэтапного формирования умений с использованием материальных опор в виде серий сюжетных картин.

Принцип поэтапного формирования монологического высказывания с использованием материальных опор в виде серий сюжетных картин осуществляется в процессе проведения специальных упражнений. Данные упражнения проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проходят в следующей последовательности:

1. формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;

2.обучение составлению и распространению предложений по картинам;

3. обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

При составлении рассказа по любой серии сюжетных картин происходит развитие таких психических процессов у детей, как произвольное внимание, зрительная и речевая память, словесно - логическое мышление.

А также при проведении специальных упражнений по формированию монологического высказывания проводится работа, направленная на:

- расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;

- умение распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов и самостоятельно;

- обогащение рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).

По оценке результатов проведенного контрольного эксперимента в двух группах, мы выяснили, что дети из экспериментальной группы показали более высокие результаты высказываний, чем в контрольной группе.

Данные результаты показывают, что использование серии сюжетных картин цепной организации значительно облегчает выполнение заданий даже без предварительной подготовки. Так как последняя картинка предыдущего ряда соответствует первой картинке следующего ряда. Поэтому дети быстрее и с минимальной помощью раскладывают данную серию картин.

Контрольный эксперимент подтвердил эффективность коррекционной работы по формированию монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР III уровня.

 

Спасибо за внимание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: