Методы и приемы оказания педагогической помощи семье
Тема 3.2. Специфика и методика работы педагога ДО с семьей План лекции: 1. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье 2. Анализ процесса и результата работы с родителями Цели: - формирование представлений о методах и приемах оказания педагогической помощи семье; - ознакомление с особенностями проведения индивидуальной работы с семьей. Время: 8 часов Литература: 1. Вместе с семьей [Текст]: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с. 2. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2013. – 120 с. 3. Леготкина, С.В. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / С.В. Леготкина. – Ленинград.: Издательский центр Ленинградского социально- педагогического колледжа, 2014. – 71 с.
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье Цели оказания педагогической помощи семье, стоящей перед проблемой решения педагогических задач, заключаются в следующем: - оказание адресной педагогической помощи семье по возникшей проблеме; - удовлетворение запроса родителей на оказание образовательных услуг ребенку и его семье. Задачи деятельности педагогов: - обеспечение индивидуального педагогического сопровождения семьи для реализации возможностей ребенка на этапе раннего и дошкольного детства; - развивающая индивидуальная работа с детьми, отстающими по различным причинам от программы дошкольного учреждения; - обогащение воспитательного потенциала семей; - помощь в организации развивающей работы в семье; - своевременное выявление детей, имеющих проблемы физического, психического, социально-личностного развития, их медико-социально психологическая поддержка. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье. Консультирование – целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. Консультирование призвано оказать помощь семье в разрешении конфликтов, а также направлено на их профилактику, предупреждение. Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций. Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей– популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения. Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии. Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация семьи на активизацию скрытых резервов, способности в ближайшем будущем самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Алгоритм консультативного процесса. При консультировании родителей важна психологическая атмосфера, ее положительный фон, поэтому важно: - поощрять открытое, искреннее общение по проблеме, которую важно обсудить; - проявлять уважение и взаимопонимание к родителям, не смотря на самую сложную и неграмотно сложившуюся педагогическую ситуацию; - настроить родителей на положительную перспективу при активном совместном решении педагогических проблем. Основными принципами консультирования являются: 1. гуманизм – вера в возможности, субъективный позитивный подход; 2. реалистичность – учет реальных возможностей человека и ситуации; 3. системность – рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; 4. вариативность – изменение форм и способов консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого и возможностей педагога; 5. добровольность обращения родителя является важнейшим этическим принципом семейного консультирования; 6. конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию родителей и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования; 7. совместной выработки решений является логическим продолжением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности педагога. Алгоритм консультативного процесса: 1. ориентировка педагога в проблеме; 2. установление контакта и деловых доверительных отношений с родителями; 3. выслушивание проблемы семьи; 4. анализ сложившейся ситуации вместе с родителями; 5. выработка программы мер по изменению проблемной ситуации. Основные «правила» слушания собеседника: 1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. 2. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. 3. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах. 4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника. 5. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника. 6. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца. 7. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения. 8. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания. 9. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (И. Атватер). Читайте также: Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |