Цели и задачи ГИС железнодорожного транспорта.




Исходя из важности функционирования двух основных автоматизированных си­стем управления железнодорожным транспортом, а именно автомати­зированной системы управления перевозочным процессом (АСУПП) и автоматизированной системы управления инфраструктурой железно­дорожного транспорта, выделены такие задачи ГИС, как интеграция существующих информационных потоков и обеспечение систем БД пространственно-координированной информацией. Для обеих систем управления существенно использование данных спутниковых радио­навигационных систем (СРНС).

Для первой системы, носящей в большей степени инвентаризаци-онно-кадастровый характер, сбор геоданных требует высокой точнос­ти данных СРНС, в то время как автоматизация процесса движения накладывает на ГИС и СРНС требования поддержания динамических топоцентрических систем координат в режиме реального времени с точ­ностью субметрового порядка.

 

ГИС в путевом хозяйстве

Разработка и внедрение компьютеризированных путеизмеритель­ных вагонов на железных дорогах России создает предпосылки для реализации уникального проекта в практике разработки АСУ-путь Впервые может быть создана автоматизированная система управле­ния, в которой первичная информация о состоянии объекта получает­ся автоматизированными инструментальными средствами. Тем самым создается техническая возможность быстрой доставки в АРМы орга­нов управления достоверной и полной информации о техническом состоянии рельсовой колеи и качестве текущего содержания.

По известной статистике крушений и аварий в путевом хозяйстве около 23 % причин, вызывающих их, составляют неисправности рель­совой колеи. Совершенствование информационной поддержки еже­дневной работы руководителей на основе автоматизированной обра­ботки информации о техническом состоянии рельсовой колеи способ­ствует улучшению управления этим состоянием и тем самым безопасности движения.

К автоматизации обработки и подготовке информации предъявля­ется ряд требований. В АРМе руководителя одним из важнейших наряду с другими известными, является требование быстрого и удоб­ного доступа к информации, необходимой для оперативного управле­ния.

Необходимость оперативного представления значительных объ­емов разнородной информации, значительное число факторов, але­ющих на состояние пути, территориальная распределенность объектов дороги, необходимость принятия решений в условиях дефицита времени делают целесообразным использование геоинформационной системы (ГИС) для визуализации и анализа результатов монито­ринга.

ГИС использует географические данные, а также данные непро­странственного характера и располагает операционными возможнос­тями, необходимыми для пространственного анализа. Назначение ГИС — обеспечение процесса принятия решений по оптимальному управлению ресурсами организации транспорта. В данном контексте ГИС можно рассматривать как систему технических средств, про­граммного обеспечения и процедур, предназначенную для сбора про­странственных данных, управления и манипулирования ими, их ана­лиза, моделирования и отображения в целях решения комплекса задач по планированию и управлению.

Значение ГИС состоит в следующем.

ГИС объединяет в единую систему пространственную информацию и информацию других типов — она создает согласованную структуру для анализа работы территориально распределенных систем; основываясь на данных о географической близости, выявляет взаимосвязи между различными видами деятельности. Без ГИС эти взаимосвязи часто остаются незамеченными, хотя их значение для понимания и управления различными видами деятельности и ресурсов может быть чрезвы­чайно важным; позволяет автоматизировать разработку маршрутов и составление расписания движения транспорта; анализ и выбор местоположения объектов гораздо лучше осуществляется при ис­пользовании ГИС, поскольку последняя позволяет эффективно осу­ществлять множественные перекрестные ссылки и поиск данных; полезна при разработке планов эвакуации; электронный дисплей ГИС во многом превосходит карту на бумажной основе, так как имеется возможность свободно увеличивать фрагменты и изменять масштаб, оперативно отображать с помощью изменения цветов из­менение состояния различных объектов.

В современных ГИС информация представлена с помощью следу­ющих средств: электронных карт (схем) с возможностью изменения масштаба, наложения произвольного числа слоев, которые могут вы­водиться в произвольном порядке и необходимом количестве; содер­жащих сведения о свойствах объектов каждого слоя; деловой графи­ки, позволяющей в наглядной форме представить изменение свойств объектов во времени или в пространстве.

При использовании ГИС для представления и анализа результатов мониторинга в качестве первого слоя (подосновы) целесообразно при­менять топографическую карту местности соответствующего масштаба. Следующие слои должны содержать; схему рельсовой колеи; изо­бражение верхнего строения пути и земляного полотна; схематичное представление искусственных сооружений; изображение стрелочных переводов; схему станционных сооружений; схему защитных лесона­саждений.

Средства ГИС позволяют создавать (на основе бумажных карт или схем) и оперативно корректировать необходимые слои.

Данные об объектах каждого слоя — это файлы определенного формата (например dbf), содержащие паспортные характеристики пути, искусственных сооружений, результаты состояния измерений пути и т. п. Подобным образом "послойно" организованная машин­ная база, обеспечивающая оперативный доступ к данным с помощью схемографического интерфейса пользователя, называется хранилищем информации.

Ведение баз данных табличного типа и хранилищ информации о техническом состоянии рельсовой колеи обеспечивается с помощью оперативной передачи файлов, сформированных бортовой автомати­зированной системой средств диагностики рельсовой колеи.

Для передачи файлов могут использоваться: дискеты, доставляе­мые к местам установки каждого АРМа, укомплектованного ГИС; средства передачи файлов сети; средства распределенной базы дан­ных, установленной в сети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: