Глава VII. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине XIX в.
Тема 1. Таможенная политика России 1801 – 1819 гг.
Таможенная политика России в начале XIX в. была под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказывались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.
В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франции практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.
После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что
всякое деяние, | направленное против французской нации, должно быть |
наказуемо. | После окончания войны, чтобы угодить союзным державам, |
тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику.
31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. Еще более умеренным был тариф, принятый в ноябре 1819 г. В страну по низким таможенным ставкам (2% –15%от стоимости товаров) ввозились иностранные товары. Отечественная промышленность не могла выдержать конкуренции, так как она была еще в зачаточном состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр финансов России Е. Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность».
В рассматриваемый период практика межторговых отношений между государствами Запада породила новую форму внешнеэкономических связей – порто-франкои вольные гавани.Порто-франкосоздавались в интересах поощрения развитияторгово-промышленнойдеятельности.Порто-франко
пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко– это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупались местным населением без уплаты пошлин. Опыт созданияпорто-франкоимелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах.
Вольные гавани – это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом беспошлинно.
Порто-франков Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через чертупорто-франкооплаченных пошлиной товаров.(Порто-франков Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временемпорто-франкопревратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, впорто-франков Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростомпорто-франкогород рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек.
Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франков Одессе просуществовал только до 1859 г.
Впоследующие годы порто-франкобыл создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введениепорто-франков этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батумипорто-франкопросуществовал всего четыре года.
Впериод функционирования порто-франкобыл получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, чтопорто-франкопозволяет увеличить сбор пошлин. Опытпорто-франков Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.