Тема 1. Таможенная политика России 1801 – 1819 гг.




Глава VII. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине XIX в.

Тема 1. Таможенная политика России 1801 – 1819 гг.

Таможенная политика России в начале XIX в. была под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказывались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.

В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франции практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.

После 100 дней, когда Наполеон потерпел поражение от армий союзников, ему задали вопрос: «Какова же причина войны с Россией?» Он ответил, что

всякое деяние, направленное против французской нации, должно быть
наказуемо. После окончания войны, чтобы угодить союзным державам,

тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику.

31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. Еще более умеренным был тариф, принятый в ноябре 1819 г. В страну по низким таможенным ставкам (2% –15%от стоимости товаров) ввозились иностранные товары. Отечественная промышленность не могла выдержать конкуренции, так как она была еще в зачаточном состоянии. Оценивая тариф 1819 г., министр финансов России Е. Канкрин говорил, что этот тариф «убил русскую промышленность».

В рассматриваемый период практика межторговых отношений между государствами Запада породила новую форму внешнеэкономических связей – порто-франкои вольные гавани.Порто-франкосоздавались в интересах поощрения развитияторгово-промышленнойдеятельности.Порто-франко

пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко– это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупались местным населением без уплаты пошлин. Опыт созданияпорто-франкоимелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах.

Вольные гавани – это небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без прав их продажи, потребления и переупаковки. Товары направлялись в свое государство с пошлиной, а в другие проходили транзитом беспошлинно.

Порто-франков Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через чертупорто-франкооплаченных пошлиной товаров.(Порто-франков Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временемпорто-франкопревратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, впорто-франков Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе. Не случайно, что в связи с ростомпорто-франкогород рос и развивался. Достаточно сказать, что если в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек.

Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франков Одессе просуществовал только до 1859 г.

Впоследующие годы порто-франкобыл создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введениепорто-франков этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батумипорто-франкопросуществовал всего четыре года.

Впериод функционирования порто-франкобыл получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, чтопорто-франкопозволяет увеличить сбор пошлин. Опытпорто-франков Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: