Глава 3. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации




Целенаправленное изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств общения, восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице". В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора.

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Но если словесные знаки, по преимуществу, являются условными символами, то есть немотивированными и обозначают реалии действительности, то несловесные знаки, в частности, жесты и мимика в большинстве своем являются индексальными знаками, немотивированными и сигнализируют о чувствах, эмоциях, оценочном отношении, например, нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, несогласии, сомнении и др.

Существуют и гораздо более сложные фонационные средства, выражающиеся в личностных характеристиках и эмоциональных состояниях говорящего – тембр, темп, звучность или глухость, сила, высота, монотонность голоса и другие. Фонационные средства наиболее тесно связаны с вербальными средствами - фактически они "озвучивают" слова в речевом контексте, придают высказываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К таковым относятся:

- социально-информационная - при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации;

- оценочная - выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно);

- эмотивная - выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы,

вздоха, темпа, а также при помощи вокализа- торов - невербализованных звуков

типа "мм-мм", "э-э", "гм";

- регулирующая - выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Определить четко, какие функции закреплены за данным фонационным средством сложно, потому что в большинстве случаев их компоненты используются одновременно, например, тон и характерное свойство голоса. Но природные свойства голоса имеют субъективную интерпретацию, равно как и темп. Наиболее "нагруженным" в функциональном плане является тон, который способен передавать разнообразные признаки оценочной информации. Отмечено, что по тону лучше распознаются эмоции страха и гнева, но слабо различаются такие чувства, как любовь и печаль, гордость и удовлетворенность. В рамках высказывания вербальные и фонационные средства функционируют синхронно, и это обусловливает их тесное взаимодействие в интерпретации смысловой и оценочной информации.

Кинесические средства, включающие и мимику, используются в трех базовых функциях, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся: сообщения о кем-либо или чем-либо (поднятые вверх большой и средний пальцы образуют начальную букву английского слова Victory "Победа", ладонь при этом должна быть развернута к аудитории), сообщения о свойствах кого-либо или чего-либо (широко расставленные ладони, показывающие большой размер, поднятый кверху большой палец, обозначающий высокое качество), сообщения о действиях (засучить рукава перед тем, как приступить к действию, работе), указания местонахождения кого-либо или чего-либо (указать в нужном направлении пальцем, движением головы, взглядом).

Прагматическую направленность имеют следующие частные функции:

1. Установление контакта (при помощи взгляда); установление обратной связи;

2. Самопрезентация (стоять, скрестив руки на груди в знак своей независимости);

3. Социальная ориентация;

4. Побудительная (заставить взглядом замолчать, призвать к тишине хлопком ладоней);

5. Регулирующая (взгляд, обозначающий начало и конец высказывания, жесты рукой) К экспрессивным функциям относятся:

6. Эмфатическая (поднятый вверх указательный палец подчеркивает важность информации, помахивание пальцем из стороны в сторону подчеркивает категорическое несогласие или отрицание чего-либо);

7. Эмотивная (при помощи выражения лица, взгляда, раз личных жестов и поз демонстрируются разнообразные чувства и эмоции);

8. Адаптирующая (жесты и телодвижения, часто неосознанные, выражающие смущение, нервозность, сомнение и т.п.).

В отличие от фонационных средств, кинемы могут функционировать самостоятельно. Автономное функционирование невербальных средств имеет место в трех случаях: когда нет возможности использовать вербальные средства (собеседник находится на далеком расстоянии, шумовые помехи, общение в условиях подводного плавания и т.п.), когда по каким-либо причинам нельзя пользоваться речью для передачи информации и в условиях адаптации к напряженной ситуации (неосознаваемое использование жестов и некоторых компонентов взгляда - расширение зрачка, частота моргания и т.п

Жесты, кроме (само)адаптеров и иконических, функционируют чаще в тесном взаимодействии с вербальными средствами. В связанном функционировании жесты могут использоваться: а) синхронно, одновременно с вербальными средствами, б) предваряя вербальные средства и в) следуя за ними.

Таким образом, одновременное использование вербальных и невербальных средств обусловлено стремлением конкретизировать информацию, сделать ее более выразительной и значимой с тем, чтобы воздействовать на собеседника. Несмотря на то, что в связанном употреблении невербальные средства занимают "вторичный план" коммуникации, они выполняют функцию воздействия с большей эффективностью.

 

Заключение

Общение – это искусство социального взаимодействия. Оно выражается в процессе последовательного коммуникативного «приема – передачи» информации.

Общение происходит на трех уровнях: манипулятивном, примитивном и высшем уровнях и выполняет социальные и психологические функции.

Основными средствами общения являются: язык - система слов, выражений и правил их соединения; интонация, эмоциональная выразительность; мимика, поза, взгляд собеседника; жесты; расстояние (дистанция).

Все эти средства объединяются в две группы: вербальные и невербальные способы передачи информации.

Вербальные, представляют собой символьно - знаковое выражение информации, другими словами – речь.

Речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную. Она может быть внешней (устной, письменной, дактильной) и внутренней.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Невербальную коммуникацию делят на кинестетику, пара– и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов и обмен жестами. Точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения.

Взаимодействие вербального и невербального компонентов общения имеет большое значение для адекватного восприятия информации и установления межличностных отношений коммуникантов.

В нашей жизни вербальные и невербальные способы передачи информации неотделимы друг от друга. Общение максимально информативно благодаря лишь целостному действию коммуникативных средств.

Список литературы

1. Акишина А.А., Кано Х.г Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 1991. – 144 с.

2. Бодалёв А.А. Личность в общении. – М., 1983. – 271 с.

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980. – 238 с.

4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Метод. пособие для преподавателей. - Новосибирск; М.: Изд-во Новосиб. ун-та; Совершенство, 1997. - 171 с.

5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 2006. – 304 с.

6. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 - 415с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 252.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

9. Общая психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского, М. Прогресс 1980. - 422 с.

10. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). - M.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 139 с.

11. Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации— М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: