Развивающие игры для дошкольников с ОНР.




 

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Особое место в педагогическом процессе с детьми, имеющими речевые нарушения, занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

В представленной картотеке собраны игры, способствующие развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР. Их могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеразвивающих групп.

 

1-Кто чем питается? Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже. Оборудование. Предметные картинки животных и продуктов питания. Описание игры. Детям раздаются картинки с изображе­нием продуктов питания. Педагог показывает картинку с изобра­жением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают. 1 2 1 2 травой, корой белка сеном, соломой лиса овсом, сеном заяц курами, зверьками мышь молоком, мясом дятел жуками, гусеницами корова орехами, грибами лошадь крупой кошка
2-Кто чем защищается? Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже. Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц, фишки. Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек. 1 2 1 2 клювом кошка рогами собака когтями олень иглами слон зубами еж хоботом гусь
3-Один — одна — одно Цель. Учить детей различать род имен существительных. Оборудование. В коробке перемешаны мелкие предметы и картинки. Мужской род Женский род Средний род карандаш книга колесо лимон груша яблоко фартук рубашка платье ячмень шапка пальто чайник кастрюля блюдце Описание игры. Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает:«Сколько?» Ребенок: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребенка и выявляется победитель.
4-Что это? Цель. Закреплять у детей обобщающие понятия. Оборудование. Мяч. Описание игры. Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет предмет, а ре­бенок, поймавший мяч, должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла — игрушка, стол — мебель, платье — одежда, стакан — посуда и т.д.    
5-Кто первый узнает? Цель. Учит детей понимать значение прилагательных в речи. Оборудование. Игрушки. Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например, три куколки, отличающихся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т.д.). Педагог описывает какую-нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его.  
6-Цепочка слов Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей. Оборудование. Мяч, значки и т.д. Описание игры. В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего. Дети садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.  
7-Холодно — жарко   Цель. Обогащать словарь детей наречиями-антонимами со значением образа действия. Оборудование. Мяч. Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с проти­воположным значением, например, «холодно —жарко», «быстро — медленно», «тихо — громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.  
8-Вчера, сегодня, завтра Цель. Учить детей понимать и правильно употреблять наречия времени. Оборудование. Мяч. Описание игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили...» — и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?» «... вчера». Примеры фраз из обихода детей. Мы будем петь завтра. У Васи день рождения был вчера. Мы пойдем гулять сегодня. Наш праздник был вчера. Я читала Васе сказку сегодня. Кино мы будем смотреть завтра. Нам дадут яблоки сегодня. У Васи день рождения был вчера. Мы пойдем гулять сегодня. Наш праздник был вчера. Я читал Васе сказки сегодня. Кино мы будем смотреть завтра.
9-Какое слово по порядку? Цель. Учить детей умению анализировать предложение. Оборудование. Сюжетные картинки. Описание игры. Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и составить предложение из трех слов: «Лена стирает платок». Дети подсчитывают количество слов в предложении. Каждому из детей дается слово, например: у Гены — слово «Лена», у Саши — слово «стирает», у Толи — слово «платок». «Гена, какое твое слово по порядку?» — «Первое». — «Встань первым…» Затем, дети называют каждый свое слово и повторяют предло­жение целиком. Логопед может предложить детям самостоятельно придумать предложения по картинкам из 2—3 слов, распределить слова между собой и встать в таком порядке, чтобы можно было «прочесть» предложение
10-Жмурки   Цель. Закреплять знание и употребление наречий места «справа — слева», «впереди — сзади».   Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает несколько раз, поворачивает, затем снимает повязку и задает им вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.  
11-Что справа? Цель. Познакомить детей с наречиями места, указывающими направление, и закреплять их в речи детей. Описание игры. Предварительно педагог предлагает детям поднять правую руку вверх, а затем вытянуть в сторону. Затем он предлагает им посмотреть на правую руку. Это означает, что дети смотрят направо. После этого педагог просит каждого по очереди назвать по одному предмету справа: «Витя, что находится справа от тебя?» Ребенок: «Справа от меня шкаф». За каждый правильный ответ ребенку выставляется на наборном полотне флажок. Игра заканчивается, когда все предметы будут названы. Тогда подсчитывается число флажков и выявляется победитель.Аналогично проводится игра для названия предметов слева, впереди, сзади, сверху, внизу.
12-Угадай где это?   Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление наречий места «справа — слева». Оборудование. Предметы окружающей обстановки Описание игры.Вариант1. Водящему завязывают глаза. Дети просят его по памяти сказать, где стоит стол, шкаф, телевизор... Водящий отвечает: «Стол справа, шкаф слева, телевизор сзади». Дети становятся водящими по очереди. За каждый правильный ответ водящий получает награду, значок, фишку. Вариант2. Водящий (с открытыми глазами) стоит посередине комнаты и отвечает на вопросы детей. После того как он правильно ответит на все вопросы, водящий переходит в какой-нибудь угол комнаты и снова отвечает на вопросы детей.
13-Запиши предложение Цель. Учить детей умению анализировать предложение. Оборудование. Предметные картинки, полоски длинные и короткие, наборное полотно. Описание игры. Логопед раздает детям предметные картинки, по которым они составляют предложения из двух слов, например: «Собака лает». Логопед спрашивает: «Сколько слов в предложении?» — «Два». — «Назови первое слово». — «Собака». — «Назови второе слово». — «Лает». — «Теперь мы запишем это предложение. Вместо слова «собака» мы возьмем картинку, а слово «лает» заменим полоской». Логопед выкладывает иллюстративно-графическую схему предложения на наборном полотне: «Теперь прочитаем это предложение». Дети воспроизводят предложение. «А сейчас каждый из вас «запишет» свое предложение и прочитает, а я проверю, правильно ли вы это сделали».
14-Чьи вещи? Цель. Учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже. Оборудование. Картинки, халат, мама, панама, мальчик, очки, папа, шляпа, дедушка, косынка, бабушка, бант, девочка. Описание игры. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос. «Чьи это вещи?» Логопед дает образец ответа, например «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно «Панама мальчика», «Бант девоч­ки», «Очки дедушки», «Шляпа папы», «Косынка бабушки» и т.д.
15-Разложи картинки Цель. Учить детей различать род существительных. Оборудование. В коробке набор картинок, изображаю­щих знакомые предметы. Первый набор Второй набор Третий набор карандаш кастрюля яблоко стакан тарелка блюдце чайник книга полотенце пузырек чашка солнце портфель груша окно Описание игры. Педагог раздает детям картинки и говорит «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на три группы. В первую - мы будем класть только те предметы, про которые можно сказать «он» («карандаш — он»), во вторую — про которые можно сказать «она» («тарелка — она»), и в третью — про которые можно сказать «оно» («яблоко — оно»). Дети по оче­реди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место.
16-Кто первый узнает?   Цель. Учит детей понимать значение прилагательных в речи. Оборудование. Игрушки. Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например, три куколки, отличающихся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т.д.). Педагог описывает какую-нибудь игрушку, а дети должны ее найти.
17-А что если бы? Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если. Оборудование. Фишки. Вариант 1. Педагог начинает игру с конкретных примеров: «Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все остались бы голодными». Дети обычно возражают: «А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы перестали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» — «Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» Вариант 2. Позднее дети сами начинают игру, например: «Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого оказывается больше фишек.
18-Что мы делаем?   Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы в речи. Описание игры. Педагог шепотом дает какое-нибудь задание ведущему, который изображает жестами и мимикой соответствующее действие, не произнося ни одного слова. Задача остальных участников – отгадать задуманное действие. Кто из детей правильно расскажет, что изображал ведущий, заменяет ведущего.  
19-Утром, днем, вечером Цель. Закреплять в речи детей- наречия времени. Оборудование. Сюжетные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении. Описание игры. Дети по очереди берут со стола кар­тинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда Девочка проснулась? Когда дети рисовали? Когда дети смотрели телевизор?» И т.д. В зависимости от цели ответь! детей могут быть односложными или фразовыми.  
20-Почемучка Цель. Учить детей составлять сложноподчиненное предло­жение с союзом потому что. Оборудование. Предметные картинки. Описание игры. Логопед говорит детям, что сегодня они будут «почемучками». А поэтому они будут задавать вопросы, а он будет отвечать. Образцы вопросов: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему надо быть внимательным на занятии? затем логопед задает детям вопросы, требуя употребления союза потому что.
21-Из чего изготовлен?   Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже. Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные. Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» — «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.  
22-Ключи   Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у. Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий подходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани)». Когда водящий отходит к указанному ребенку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из перебегающих. После этого игра возобновляется.
23-Где что растет? Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и мно­жественного числа. Оборудование. Предметные картинки. Описание игры. Педагог показывает картинки с изо­бражением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растет?» — дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок (или фишек). Образец речи: Груша (груши) растет (растут) в саду. И т.п.  
24-Составь предложение   Цель. Учить детей составлению простого распространенного предложения. Оборудование. Предметные картинки, фланелеграф. Описание игры. Логопед прикрепляет на фланелеграф предметные картинки, опираясь на которые дети заканчивают предложение, начатое логопедом. Юра держит... (шар). Папа пилит... (дрова). Витя собирает... (цветы). Кошка ловит... (мышку). Собака грызет... (кость). Мама варит... (суп).  
25-Ответь на вопросы Цель. Закреплять умение пользоваться простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в тво­рительном падеже. Оборудование. Сюжетные картинки, фланелеграф. Описание игры. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки и задает детям вопросы: Повар мешает... что? чем?, Зина режет... что? чем? Маляр красит... что? чем?  
26-Чем? Цель. Учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в творительном падеже. Оборудование. Предметные картинки. Описание игры. Логопед раздает детям предметные картинки и задает вопросы: Пилят чем? (Пилой.) Шьют чем? (Иглой) Причесываются чем?  
27-Я – мы Цель. Учить детей согласовывать местоимения с глаголами. Учить правильно изменять форму глагола в зависимости от числа. Оборудование. Значки, фишки и другие знаки поощ­рения. Описание игры. Педагог читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Дети повторяют эти двустишия так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе. 1. Я бегу, бегу, бегу, Мы бежим, бежим, бежим, Я на месте не стою. Мы на месте не стоим. 2. Я гуляю, загораю, Мы гуляем, загораем, Землянику собираю. Землянику собираем. 3. На скамейке я сижу, На скамейке мы сидим И о чем-то говорю. И о чем-то говорим.
28-Ищи Цель. Учить детей правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными. Описание игры. В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов  
29-Сколько предметов? Цель. Учить предметному счету. Развивать количественные представления. Понимать и называть числительные. Оборудование. Предметы окружающей обстановки или специально принесенные. Описание игры. Детям дается задание найти в комнате (или на улице, в лесу) и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения этого задания оно меняется: найти предметы, которые встречаются по два, три и т.д. Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.
30-Желание Цель. Учить детей пользоваться в речи простым распро­страненным предложением с дополнением, стоящим в роди­тельном падеже. Оборудование. Картинки, на которых изображены ста­кан молока, стакан чая, стакан компота, стакан кофе. Описание игры. Логопед раздает детям картинки и начинает фразу. Дети ее заканчивают. «Я выпью стакан.. » — «воды». И т.д. Далее дети самостоятельно выражают свои желания анало­гичной фразой, опираясь на предметные картинки.  

 

 

Литература.

 

1. Селиверстов В.И. "Речевые игры с детьми" Москва "Владос" 1994г.

2. Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"

Москва "Просвещение" 1983г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: