Обрядовые праздники ительменов: современность и традиции




 

Уникальная культура коренных народов Камчатки – это неотъемлемая часть духовного наследия народов России. Поддержка традиционного образа жизни коренных народов – это есть сохранение традиционной культуры во всех ее проявлениях.

В настоящее время заметно усилился интерес к культуре коренных народов Камчатки, как со стороны исследователей, так и со стороны самих носителей.

Мы понимаем, насколько сложно в эпоху глобализации сохранить свою национальную идентичность, самобытность. Народные традиции, обычаи, обряды являются средством установления живой связи времен, при которой происходит непосредственный процесс наследования социального опыта предшествующих поколений, их нравственные ценности и идеалы. Это необходимо нам для нравственного и эстетического воспитания молодого поколения.

Вся обрядовая культура коренных народов Севера связана с окружающим миром, она учат нас, прежде всего, любить, беречь природу и те богатства, которые хранит северная земля. Ведь обряд несет в себе большой смысл, он выполняет самые важные функции – это соблюдение закономерных правил поведения внутри общества, во взаимоотношениях человека и природы, и сохранение духовного своеобразия народа, что на сегодняшний день остается актуальными.

И сегодня главной задачей является сберечь основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Вероятность полного исчезновения культуры коренных малочисленных народов Камчатки с уходом ее носителей – старшего поколения побудила нас к обследованию отдаленных районов Камчатского края. В настоящее время в связи с уменьшением численности старейшин, носителей традиционной культуры коренных малочисленных народов края, сокращается число участников обрядовых действий, а в некоторых поселениях сейчас просто некому проводить обрядовые действия.

Фольклорно-этнографические экспедиции в национальные села Камчатского края дают нам возможность проанализировать ситуацию с сохранностью обрядовой практики в отдаленных поселениях Камчатского края. В наши дни традиционные обряды хозяйственно-бытового цикла в том виде, в каком они бытовали раньше, уже не встречаются. Они трансформировались в массовые праздники, часто с включением в них основных обрядовых звеньев.

Традиционные обряды уходят из естественного бытования и причина не только в том, что они изгонялись, «выдавливались» из жизни аборигенов. Исследователь культуры коренных народов Камчатки В.Н. Малюкович отметил, что обряды «создавались веками как механизм стабилизации традиции, компромисс между природой и культурой» [75, с.50-51]. В современных условиях нет необходимости в подобных обрядовых практиках, но так как это важнейшая часть национальной культуры, ее необходимо знать и ценить.

Материалы наших фольклорно-этнографических экспедиций позволяют нам сделать следующие выводы:

1. В тех местах, где еще сохранилась традиционная хозяйственная деятельность аборигенов, обряды, сформированные еще в древности на основании этой деятельности, до сих пор частично сохраняются и ежегодно воспроизводятся.

2. Там, где эта традиционная деятельность утрачена частично, или полностью, там бывшие обряды превратились в обрядовые праздники и массовые мероприятия праздничного характера.

3. Сами коренные жители Камчатки, понимая духовную значимость своей культуры, всячески способствуют сохранению этих обрядов в любой форме их проявлении.

4. Для сохранения культуры коренных народов Камчатки Правительство Камчатского края включило в перечень краевых мероприятий (Закон Камчатского края от 10.12. 2009 № 361 «О праздниках и памятных датах Камчатского края») проведение следующих обрядовых праздников: ительменский «Алхалалалай», корякский «Хололо» (Ололо), Эвенский новый год, День оленевода, «День первой рыбы». «День первой рыбы», «Алхалалалай», «Хололо» (Ололо). Эти традиционные обряды, существующие ныне в форме массовых праздников, проходят практически во всех населенных пунктах края.

С 2009 года сотрудники отдела сохранения нематериального культурного наследия КГБУ «Камчатский центр народного творчества» на раз бывали в экспедициях в с.Ковран Тигильского района, в месте компактного проживания ительменов. В этом национальном селе в ноябре 1988 года на берегу реки Ковран ительменский ансамбль «Эльвель», жители села Ковран провели обрядовый праздник «Алхалалалай». Начиналось возрождение этого праздника с его реконструкции на сценической площадке как хореографической композиции.

Отметим, что ительменская культура была быстро утеряна при освоении территории Камчатки. В исследованиях известного этнохореографа М.Я. Жорницкой, посетившей Камчатку в составе Северной экспедиции Института этнографии АН СССР в начале 70-х годах XX века, читаем: «С 40-х годов XVIII в. началось интенсивное освоение Камчатки русскими служилыми людьми, и с этого времени русская культура стала оказывать большое влияние на быт и культуру ительменов. <…> Постепенно аборигены почти полностью восприняли русскую культуру, и большая часть их перешла на русский язык…» [Жорн, с.121]

Ительменский обряд «Алхалалалай» был записан известным исследователем Камчатки С.П. Крашенинниковым в его труде «Описание земли Камчатки». Им было зафиксировано три варианта обряда в двух местах: в острожке Чаапыынган на р.Кыхчик в 1738 и 1740 годах, и в острожке Шванолом в 1739 году.

Камчатский исследователь А.А. Гончарова отметила: «Записи ученого отличаются особой тщательностью. Он зафиксировал мельчайшие подробности обрядовых церемоний, указал их место в плане пространства, обратил внимание на пол и возраст участников, назвал все предметы, вещи, растения, обрядовую еду…»[Алх, с.4].

Сегодня, благодаря труду С.П. Крашенинникова, ительмены восстановили свой праздник в полном соответствии с описанием ученого. Это обрядовое празднество стало известно всему миру. Проводится оно, как и раньше, один раз в год, но изменилось время проведения.

В последующие годы данный обряд в реконструированном виде стал проводиться в этнографической «ительменской» деревне «Пимчах» (с.СосновкаЕлизовского район). В 2013 году весь сценарий праздника впервые перевели на ительменский язык. В действиях праздника принимает участие большое количество людей, которые выполняют свою строго закреплённую функцию, как это было раньше в обряде. Для участия в обрядовых действах привлекаются носители аборигенной культуры, лучшие творческие коллективы полуострова. В 2015 году обрядовый праздник «Алхалалалай» прошел в с.Мильково Мильковского района и с.Тигиль Тигильского района, в местах, где исконно проживали «ительмены-камчадалы» [Жорн., с.121].

Сегодня ительмены, проживающие в с.Ковран Тигильского района, решили восстановить обряды, связанные с рыболовством. Артисты ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» и сотрудники «Камчатского центра народного творчества» с энтузиазмом и скрупулезностью взялись за эту работу.

В этом случае, возникли трудности, так как детальных описаний праздников после С.П.Крашенинникова уже не было. М.Я. Жорницкая писала: «В 1971 и 1972 гг. во время наших экспедиционных работ в Тигильском районе, в поселениях Тигиль, Усть-Хайрюзово, Ковран, где в настоящее время живут ительмены, <…>, мы не смогли получить никаких материалов о традиционных собственно ительменских праздниках и связанных с ними танцами…» [Ж, с.124].

Воспоминание об обряде «Вскрытие реки» собирали по крупицам. Артистами ансамбля «Эльвель» были опрошены старожилы с.Ковран, перечитаны опубликованные записи Е.П. Орловой, В.К. Арсеньева.

В первую очередь пришлось детально изучить традиционную хозяйственную деятельности ительменов по рыболовству: виды рыб, способы добычи рыбы, употребление в пищу и т.д. За основу было взято краткое описание праздника «Вскрытие реки у камчадалов» у В.К. Арсеньева. Известный ученый, исследователь, путешественник, писатель Арсеньев в 1918 году прибыл на Камчатку с целью исследования условий хозяйственного освоения долины р. Камчатки.

В описании обряда исследователь учитывает время – ледоход на реке, участников, предметы обряда и слова, которые произносят участвующие в ритуальных действиях.

В настоящее время в с.Ковран обряд проводят, когда река освобождается ото льда и вместо льдины используют кору дерева на которую кладут рыбу-корюшку. Жители и гости села Ковран со словами благодарности реке и просьбе привлечь в реку рыбу, опускают кору с дарами в реку. На этот праздник съезжаются жители соседних сел Усть-Хайрюзово, Верхнее-Хайрюзово.

Также в обрядовых действиях присутствует и обряд с косичкой из травы, в которую вплетаются части рыбы: плавники, головы. Косичку женщина опускает в реку и тащит ее против течения, приговаривая при этом слова благодарности реке за данную пищу.

Необходимо вспомнить и о том, что в Тигильском районе проживают коряки оленные (чавчувены) и береговые (нымыланы), которые проводят подобные обряды. Как рассказали нам информанты в селах Лесная, Воямполка, Седанка Тигильского района, каждый год весной, когда ломается лед, оленные коряки приносили жертву реке – белого оленя. Они просили реку сберечь их оленей, помочь пройти без потерь все водные преграды во время летовки, чтобы их оленьи стада пополнялись весной каюю (оленятами). Они называли его по-разному: «Освобождение реки ото льда», «Жертвоприношение реке», «ледоход». Этот обряд известен корякам, также и в других районах края.

Обряд заманивания первой рыбы известен у всех групп коряков. Главный предмет, с помощью которого проводят обряд – это травяная косичка с вплетенными туда частями рыбы. Праздник этот семейный, проводился ранее он на родовых (семейных) рыбалках, куда переселялось все население стойбища, во время хода рыбы и был малоизвестен исследователям.

Сравнивая обряды, можно увидеть параллели в проведении ритуалов, что свидетельствует о культурных контактах между ительменами и коряками, проживающими в Тигильском районе. Мы видим и трансформацию обрядов, адаптацию к современным условиям: изменение времени проведения, замена предметов (льдины – корой), введение в обряд благодарения реки и обряда с травяной косичкой, если сравнивать с записью Арсеньева. Название праздника «Вскрытие реки Каврал» указывает на место проведения на реке Каврал (соврем. Ковран), в то время как в названии зафиксированным В.К. Арсеньевым указывается этнос.

Понимая, что с уходом старейшин, произойдет полное исчезновение культуры коренных малочисленных народов Камчатского края, ансамбль «Эльвель», совместно с «Камчатским центром народного творчества» ведет активную работу по сохранению, возрождению и популяризации культуры ительменов. Проведение мастер-классов по возрождающимся технологиям изготовления ительменских изделий декоративно-прикладного творчества, проведение обрядовых праздников, мастер-классы по национальной хореографии, концертная деятельность коллектива, издание сборников, методических пособий. Все это дает возможность хоть как-то сохранить островки уникальной культуры.

Надеемся, что праздник «Вскрытие реки Каврал» будет проходить в с.Ковран ежегодно. Это еще один восстановленный ительменами праздник, напоминающий нам о культуре, хозяйственной деятельности малочисленного народа, их мировоззрении, отношении к природе.

 

Список использованной литературы:

  1. Дневники Арсеньева в книге: Человек открывает землю: По страницам журн. "Вокруг света": [Сб.] / Сост. А. А. Полещук и др. – Москва: Мысль, 1986. – 285

2. Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. – М.: Издательство «Наука». 1983. – 152с.

3. Ительменский обрядовый праздник "Алхалалалай". Этнографический сборник: методические рекомендации и сценарий/Гончарова А.А., М.Е.Беляева; сост.Н.А.Листопадова. - Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2012. - 40с. (электронная версия на сайте КГБУ "Камчатский центр народного творчества": https://kamcnt.ru)

4. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – Москва, Ленинград, 1949. – 841с

5. Малюкович В.Н. Праздник карагинских коряков «Хололо» //Краеведческие записки. Вып.3. – Петропавловск-Камчатский.1971. – С.59-67.

  1. Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. Отв. редактор Ч.М.Таксами. – СПб.: Наука, 199. – 303 с.

7. Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор,1999. - 287 с.

8. Т.А. Голованева, А.А. Мальцева Голоса корякской культуры. Лилия Аймык. – Новосибирск: Академическое издательство «ГЕО»., 2015. – 172с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: