Введение
Биология – наука о жизни. Основные свойства живого
Задание 1 Заполните пропуски в тексте
Биология - ______________ наук о _____________ природе, изучающая строение живых организмов, их происхождение, развитие и распространение, взаимоотношения между собой и с ________________ природой.
Биология – многоотраслевая наука, состоящая из ________________________
_______________________________________________________________________.
Ботаника – наука изучающая _________________________________________
_______________________________________________________________________.
Задание 2 Заполните схему
Задание 3 Заполните таблицу
Предмет | Что изучает |
Ботаника | |
Зоология | |
Микология | |
Микробиология | |
Физиология |
Задание 4
1. Приведите примеры взаимодействия живой и неживой природы.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Как человечество использует знания, полученные при изучении Биологии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание: Напишите короткое сочинение на тему: «Может ли существовать человечество, не изучая биологию?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _________________
Разнообразие живых организмов и их классификация
|
Методы изучения организмов
Задание 1 Заполните пропуски в тексте
________________________ - это основа жизни на земле. Все живые организмы связаны между собой. Всю живую природу можно разделить на несколько групп: ___________________, _______________________, _________________ и ___________________. Они заселили все уголки нашей планеты и имеют свои отличительные ______________________, которые помогают им выживать. В курсе Ботаники мы изучаем группу __________________.
Задание 2. Допишите понятия
Наблюдение – это ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эксперимент – это __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Ответьте на вопросы
1. Какой из двух методов (наблюдение или эксперимент) более удобен в использовании в условиях лаборатории? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой из двух методов (наблюдение или эксперимент) более удобен в использовании в условиях дикой природы? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное задание
1. Известно, что на ночь большинство цветков закрывается. Пронаблюдайте время закрытия и открытия любого цветка. Запишите свои наблюдения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2. Выберите правильный ответ
2.1. Биология – наука изучающая: А) живую и неживую природу; Б) живую природу; В) сезонные изменения в живой природе; Г) жизнь растений. | 2.3. Какие свойства характерны для живых организмов? А) дыхание, рост и развитие; Б) отсутствие дыхания; В) не изменяются в размерах в течении жизни; Г) отсутствие обменных процессов. |
2.2. Строение растений изучает наука: А) экология; Б) фенология; В) ботаника; Г) биология. | 2.4. Наблюдение это: А)метод используемый в контролируемых человеком условиях; Б) метод наблюдения за живым организмом в естественных условиях. |
Оценка _________________
Тема 1 Клеточное строение растений
Увеличительные приборы: лупа и микроскоп. Правила работы с увеличительными приборами
Лупа — простейший увеличительный прибор. Она представляет собой выпуклую с двух сторон стеклянную линзу, которая для удобства работы вставлена в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные (ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз) и штативные (штативная лупа увеличивает объект от 10 до 20 раз). Правила работы с лупой: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение данного объекта становится четким.
Микроскоп – оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую.
Основная часть микроскопа – две системы линз, вставленные в трубку, которая называется тубус. Одна система линз, объектив размещена на нижнем конце тубуса. Другая система линз, окуляр, располагается на противоположном конце тубуса, в него смотрят глазом при рассматривании объекта исследования.
|
Все детали микроскопа закреплены на его корпусе – штативе. Объект наблюдений (микропрепарат) размещается на предметном столике, на него направляют луч света при помощи зеркала.
Задание 1 Подпишите обозначенные детали микроскопа и лупы
Рисунок 1. Микроскоп | 1.__________________ | Рисунок 2. Лупа |
2.__________________ | ||
3.__________________ | ||
4.__________________ | ||
5.__________________ | ||
6.__________________ | ||
7.__________________ | 1.__________________ | |
8.__________________ | 2.__________________ | |
9.__________________ | 3.__________________ |
При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:
1. Работать с микроскопом следует сидя;
2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;
4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;
5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;
6. Опустить объектив 8 - в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;
7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения.
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;
9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;
12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на большое увеличение, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение.
13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
Задание 2 Обозначьте «+» правильные утверждения
1. Лупа это самый распространенный увеличительный прибор;
2. В верхней части тубуса микроскопа располагается окуляр;
3. Открытие клетки связано с появлением бинокля;
4. Трубка с увеличительными стеклами называется тубус;
5. Основная часть микроскопа зеркало;
6. Тубус и предметный столик крепятся к окуляру;
7. Улавливание света осуществляется винтами настройки;
8.Подъем и опускание тубуса осуществляют винты настройки;
9. В.Левенгук создал микроскоп и открыл клетку
Оценка _________________