Право избирать и быть избранным на муниципальных выборах.




Гражданин России вправе избирать и быть избранным незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям, а также других обстоятельств. Участие избирателей в муниципальных выборах является добровольным. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в ре­ферендуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законы субъектов Федерации должны предусматривать пре­доставление активного избирательного права на выборах в орга­ны местного самоуправления всем гражданам России при дос­тижении ими возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего муниципаль­ного образования (т.е. зарегистрированным по месту жительства на территории муниципального образования).

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с по­стоянным или преимущественным проживанием на определенной территории России, могут устанавливаться только* Консти­туцией РФ. В отношении кандидатов в депутаты представитель­ных органов местного самоуправления Конституция таких огра­ничений не содержит. Следовательно, любой гражданин России может быть избран депутатом вне зависимости от того, прожи­вает ли он на территории данного муниципального образования или нет. Право быть избранным депутатом представительного органа, выборным должностным лицом местного самоуправле­ния возникает у гражданина при выборах депутатов и должно­стных лиц местного самоуправления по достижении возраста, установленного законом субъекта Федерации, в 21 год.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, распо­ложенных на территории соответствующего муниципального об­разования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на тер­ритории данного муниципального образования, при проведе­нии выборов в органы местного самоуправления (как и мест­ного референдума) не включаются в списки избирателей, уча­стников референдума и не учитываются при определении числа избирателей (участников референдума) на указанных выборах (референдуме).

Согласно международным договорам России и соответствую­щим им федеральным законам, законам субъектов Федерации, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане России. Такие права, напри­мер, могут быть предоставлены гражданам Республики Беларусь.

Назначение выборов. Своевременное назначение выборов — одна из важнейших гарантий свободных и демократических вы­боров, обеспечивающая конституционное право граждан изби­рать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также позволяющая кандидатам и избирательным объединениям располагать достаточным временем для развертывания предвы­борной агитации.

Законы субъектов Федерации, как правило, устанавливают нор­мы, согласно которым выборы депутатов представительного ор­гана назначаются главой муниципального образования, а главы местной администрации — представительным органом местного самоуправления. Не допускается продление или уменьшение с ними, например, при решении вопросов регистрации (уче­та) избирателей, кандидатов в депутаты и на выборные должно­сти муниципальных органов, обеспечения общественного по­рядка и безопасности, других вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организа­ции, средства массовой информации, а также их должностные ли­ца обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реа­лизации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудова­ние, сведения и материалы, давать ответы на обращения избира­тельных комиссий в срок, установленный законодательством, а также помогать в размещении печатной информации избиратель­ных комиссий в порядке, установленном законодательством.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их ком­петенции, обязательны для исполнительных органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и долж­ностных лиц, нижестоящих избирательных комиссий.

В основу формирования избирательных комиссий положено обеспечение их независимого статуса. Создание избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осу­ществляется с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и житель­ства в соответствии с законами и иными нормативными право­выми актами законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти субъектов Федерации, уставами муниципаль­ных образований.

Членами избирательных комиссий с правом решающего го­лоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представите­ли и доверенные лица групп избирателей и избирательных объе­динений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, чле­ны избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.

Избирательное объединение (политические партии, организа­ции, движения), выдвинувшее кандидата, или сам кандидат после регистрации вправе назначить в избирательную комиссию, заре­гистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные ко­миссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса обла­дают всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исклю­чением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в их сортировке и подсчете, составления протокола об итогах голосо­вания, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции со­ответствующей избирательной комиссии.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто. Заседание избирательной комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие большинство от ус­тановленного числа членов избирательной комиссии. На заседа­ниях соответствующей избирательной комиссии могут присутст­вовать кандидаты или их доверенные лица, представители изби­рательных объединений и средств массовой информации.

Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кан­дидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о при­знании выборов несостоявшимися или недействительными, про­ведении повторного голосования или повторных выборов прини­маются на заседании избирательной комиссии большинством го­лосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам прини­маются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, ус­тановленные законодательством.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законода­тельству либо принятое с превышением установленных полномо­чий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избира­тельную комиссию или суд. Предварительное обращение в выше­стоящие избирательные комиссии не препятствует обращению в суд.

Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, прини­маются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, то решения по ним принимаются не позднее десяти дней. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

Списки избирателей. Ключевым этапом в организации муни­ципальных выборов является составление списков избирателей. Списки необходимы для того, чтобы предоставить возможность каждому избирателю реализовать свое активное избирательное право, а также исключить участие в выборах лиц, не проживаю­щих на данной территории либо лишенных избирательного права.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на ос­новании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. В список включаются все граж­дане, постоянно или преимущественно проживающие на терри­тории избирательного участка и обладающие на день голосова­ния активным избирательным правом.

Основанием для составления списков являются данные регист­рации (учета) избирателей, проживающих на территории муници­пального образования. Регистрацию (учет) избирателей организует глава муниципального образования или уполномоченное им ли­цо на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами органов внутренних дел, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальны­ми органами миграционной службы России, учреждениями, орга­низациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой муници­пального образования или уполномоченным лицом.

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, дислоцированной на территории муни­ципального образования, осуществляется командиром части. В списки избирателей включаются только те военнослужащие, ко­торые до призыва на военную службу постоянно или преимуще­ственно проживали на территории данного муниципального об­разования.

Список избирателей представляется для всеобщего ознаком­ления не позднее 20 дней до дня голосования. Это дает возмож­ность каждому избирателю убедиться в правильности его включения в списки избирателей и в случае необходимости своевре­менно обжаловать нарушение его активного избирательного права.

Избирательные округа и избирательные участки. На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на со­ответствующей территории муниципального образования, для проведения выборов образуются избирательные округа. Избира­тельный округ представляет часть территории муниципального образования, от которой непосредственно гражданами избирает­ся депутат (депутаты), либо вся его территория — при выборах должностных лиц.

Границы избирательных округов и число избирателей в каж­дом округе определяются муниципальной избирательной комис­сией и утверждаются представительным органом не позднее 60 дней до дня голосования. При этом должен соблюдаться прин­цип примерного равенства избирательных округов по числу из­бирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред­ставительства избирателей не более 10—15%.

Характеристики округов зависят от применяемой избиратель­ной системы. Как известно, местные Советы избирались на ос­нове мажоритарной системы: один избирательный округ — один депутат. Некоторые ученые полагают, что в условиях политиче­ского плюрализма элементы пропорциональной избирательной системы целесообразно использовать на местном уровне. Одна­ко практика показывает, что в законах субъектов Федерации о выборах органов местного самоуправления пропорциональная избирательная система используется редко. Среди причин мож­но назвать относительно неразвитую многопартийность на ме­стном уровне, а главное — депутат должен отстаивать интересы местного населения, а не своей партии.

Выборы представительного органа местного самоуправления могут проводиться как по одномандатному, так и по многоман­датному избирательному округу. Многомандатные избирательные округа способствуют сокращению расходов на организацию вы­боров: не надо печатать разные бюллетени, достаточно одного. Однако в соответствии с Законом об основных гарантиях изби­рательных прав в случае образования многомандатного округа чис­ло мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти. Следовательно, в большинстве муниципальных образований одним многомандатным округом не обойтись.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с муниципальной избира­тельной комиссией с учетом местных и иных условий и на осно­вании данных о численности избирателей (не более 3 тыс. на ка­ждом участке) и не позднее 30 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избира­тельных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публику­ются главой муниципального образования в местной печати не позднее 25 дней до дня голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Важными этапами под­готовки выборов являются выдвижение и регистрация кандида­тов. С процедуры выдвижения кандидатов начинается осуществ­ление гражданином пассивного избирательного права. Выдви­жение кандидатов является свободным. Каждый гражданин, об­ладающий пассивным избирательным правом, имеет возмож­ность, получив определенную поддержку непосредственно от из­бирателей либо избирательных объединений, участвовать в вы­борах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов при­надлежит избирательным объединениям и непосредственно из­бирателям. Выдвижение непосредственно избирателем прово­дится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирате­ля, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений, общероссийских изби­рательных объединений или избирательных объединений субъ­екта Федерации. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избира­теля или избирателей. О своей инициативе избиратели и объе­динения уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, не­обходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать: 2% от числа избирателей, зарегистриро­ванных на территории избирательного округа, а в многомандатном избирательном округе — 2% от числа избирателей соответ­ствующего избирательного округа, поделенного на число манда­тов. В муниципальных образованиях с числом избирателей ме­нее 10 тыс. человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Фе­дерации предусмотрен иной порядок их выдвижения.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обла­дающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где выдвигаются кандидаты. Период выдвижения канди­датов при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований составляет не менее 20 дней.

Избирательная комиссия регистрирует кандидатов по пред­ставлению выдвинувших их избирательных объединений и из­бирателей при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и опреде­ленного (установленного законом) числа подписей избирателей в поддержку кандидата.

Если в избирательном округе ко дню голосования не останет­ся ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандида­тов меньше установленного количества мандатов или равно ему, то по решению избирательной комиссии выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвиже­ния кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В случае наступления указанных обстоятельств при вы­борах депутатов представительного органа местного самоуправле­ния законом субъекта Федерации может предусматриваться про­ведение голосования по одной кандидатуре. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирате­лей, принявших участие в голосовании.

Статус кандидата. С момента регистрации кандидат приобре­тает установленный законодательством статус кандидата, пред­ставляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установлен­ных законами. Вместе с тем юридическое равенство кандидатов не означает равенства их фактических возможностей в организа­ции избирательной кампании. Государство гарантирует, как пра­вило, установленную законодательством организационную, финан­совую, информационную поддержку для всех кандидатов в равном объеме. Сверх этого каждый кандидат, каждое избирательное объе­динение в соответствии с правилами предвыборной агитации са­мостоятельно принимают меры, способствующие их избранию.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до дня голосования.

Статус кандидата включает определенные гарантии. Таково вре­мя проведения выборов он не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу, привлечен к уголовной ответствен­ности без согласия прокурора, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация. Одним из важных, политически зна­чимых этапов избирательной кампании является предвыборная агитация. Государство обеспечивает гражданам, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения.

Зарегистрированным кандидатам и избирательным объедине­ниям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Они имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих теле- и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, пуб­личных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстра­ций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Зарегистрированный кандидат, избирательное объеди­нение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

Вместе с тем законодатель выделил категорию организаций и лиц, на которых распространяются запрет или ограничение агита­ционной деятельности. Например, в предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом ре­шающего голоса, государственные органы, органы местного само­управления, благотворительные организации, религиозные объе­динения, а также лица, замещающие государственные и муници­пальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и слу­жебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и прекращается в 0 час. за сутки до дня голосования. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Финансирование муниципальных выборов. В механизме муниципальных выборов большое значение имеет их финансирова­ние. Расходы избирательных комиссий по подготовке и прове­дению муниципальных выборов производятся за счет средств местного бюджета. Кандидаты создают собственные избиратель­ные фонды для финансирования своей предвыборной агитации после письменного уведомления избирательной комиссии о на­чале сбора подписей в свою поддержку. При выборах в органы местного самоуправления по пропорциональной системе изби­рательные объединения обязаны создавать избирательные фонды, которые пополняются за счет: средств, выделенных избиратель­ному объединению или кандидату в равных размерах на предвы­борную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандида­та, за исключением случаев, когда указанные средства имеют ино­странные источники; средств, выделенных кандидату выдвинув­шим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

После опубликования результатов выборов кандидат или из­бирательное объединение не позднее чем через 30 дней обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о произведенных затратах. Копии отчетов пере­даются избирательными комиссиями средствам массовой инфор­мации для опубликования не позднее трех дней со дня их по­ступления.

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов. Это завершающие, самые ответственные стадии избиратель­ного процесса, когда подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Голосование на муниципальных выборах проводится в календарный выходной день; о времени и месте голосования муниципальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее 20 дней до дня его проведе­ния через средства массовой информации и иными способами.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, кото­рые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причи­нам не могут прибыть в помещение для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом ре­шающего голоса на основе поданных избирателями избиратель­ных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избиратель­ная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчиты­вают и заносят в протоколы итоги голосования. В день голосо­вания, с момента начала работы участковой избирательной ко­миссии и до подписания ее членами протокола об итогах голо­сования, на избирательных участках вправе присутствовать кан­дидаты или их доверенные лица, наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, представители средств массовой информации, а также иностранные (международные) наблюдатели.

В соответствии с законодательством окружная избирательная комиссия выводит результаты выборов по избирательному ок­ругу на основании подлинных протоколов участковых избира­тельных комиссий путем сложения, содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу также составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы по изби­рательному округу недействительными, если допущенные при про­ведении голосования или установлении итогов голосования нару­шения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, либо если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, либо по решению суда.

Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если: а) в выборах приняло участие меньше установленного законом субъекта Федерации количество избирателей от числа зарегистрированных; б) число голосов, поданных в графе «против всех кандидатов» оказалось больше, чем число избирате­лей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее чис­ло голосов в данном округе.

Протокол окружной избирательной комиссии незамедлитель­но направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если вся территория муниципального образования составляет единый избирательный округ, результаты выборов на осно­вании протоколов участковых комиссий определяются муниципальной избирательной комиссией.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, ре­зультаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной ко­миссии и непосредственно нижестоящих избирательных комис­сий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.

Окружные избирательные комиссии, проводившие регистра­цию кандидатов, направляют общие данные о результатах выбо­ров по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.

В случае признания выборов недействительными или несосто­явшимися проводятся повторные выборы. Решение об их проведении принимает муниципальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов, в сроки, предусмотренные законодательством субъекта Федерации.

Гарантии законности муниципальных выборов. Для обеспечения законности подготовки и проведения муниципальных выборов в Законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан содержатся положения, необхо­димые для предупреждения различных нарушений законодатель­ства о выборах, исключения случаев фальсификации итогов голо­сования. Так, избирательное объединение и кандидат в депутаты могут назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. В день голосования они вправе направить в участковые избирательные комиссии своих наблюдателей. По требованию любого члена комиссии или на­блюдателя участковая и окружная избирательные комиссии обя­заны предоставить им возможность снять копии с протоколов об итогах голосования и о результатах выборов и заверить их. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, хранится в течение сроков, установ­ленных законодательством субъектов Федерации.

При этом сроки хранения бюллетеней не могут быть менее одного года со дня опубликования результатов выборов, а протоколов избирательных комиссий — не менее одного года со дня объявления даты сле­дующих выборов. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работаю­щие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего должностного и служебного положения.

Законодательством предусмотрена ответственность за наруше­ние избирательных прав граждан. В частности, лица, препятст­вующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свобод­ному осуществлению избирателями права избирать и быть избран­ным депутатом представительного органа местного самоуправле­ния, выборным должностным лицом местного самоуправления, вести предвыборную агитацию, совершившие подлог избиратель­ных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, либо лица, распространяющие заве­домо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные дей­ствия, порочащие честь и достоинство кандидатов, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день го­лосования либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут установленную законом административную или уголовную ответственность.

В целом эффективность использования института муници­пальных выборов определяется уровнем демократии и политиче­ской культуры в данном обществе.

 

Собрание (сход) граждан

Значение и виды собраний (сходов) граждан. Местное сообще­ство как совокупность жителей может самоорганизовываться в виде собрания (схода) жителей. Институт собраний относится к древнейшим формам местного самоуправления, сложившимся задолго до государственной организации. С появлением послед­ней и ростом городов значение собраний в общественной орга­низации снизилось, однако полностью исключить их из системы демократического самоуправления невозможно.

Основным преимуществом собраний как института непосред­ственной демократии в системе местного самоуправления явля­ется органическое сочетание коллективного социального действия: обсуждение того или иного вопроса, выражение коллегиального мнения, принятие совместного решения с личной активностью участников собраний. Социальная ценность собраний, по мне­нию американских исследователей, состоит в том, что они «по­зволяют людям с различным положением и интересами найти взаимоприемлемый подход к общим проблемам»1. Людям суждено жить в одном городе, в одном квартале, на одной улице, и надо уметь отстаивать свои права, не нарушая интересов других лиц, своих соседей.

Следует различать собрание (сход) граждан как форму непо­средственного участия граждан в местном самоуправлении, т.е. форму непосредственной демократии, когда она связана с вы­полнением функций представительного органа местного само­управления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления определяет, что в отдельных муниципальных образованиях уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осу­ществления полномочий представительного органа местного са­моуправления собранием (сходом) граждан. Как правило, это не­большие по территории и численности населения муниципаль­ные образования. В этом случае уставами муниципальных обра­зований и законами субъектов Федерации устанавливается пе­риодичность созыва собрания и определяется процедура его со­зыва. При осуществлении полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан в соот­ветствии с п. 2 ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления собрание (сход) граждан считается пра­вомочным, если в нем участвует более половины жителей муни­ципального образования, обладающих избирательным правом (т.е. достигшие 18-летнего возраста).

В иных случаях собрания (сходы) менее формализованы. По­рядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавли­ваются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что собрания (сходы) могут проходить на уровне муниципального собрания в целом и решать вопросы местного значения параллельно с представительным органом ме­стного самоуправления или действовать в качестве института тер­риториального общественного самоуправления на части терри­тории муниципального образования (территориальные собрания или сходы). Второй вариант более распространен, поэтому ниже речь идет о нем. На больших по численности населения террито­риях могут проводится конференции (съезды) граждан, т.е. соб­рания представителей граждан.

Порядок проведения собраний (сходов) граждан. Общие соб­рания (сходы), конференции жителей соответствующей террито­рии муниципального образования созываются органами терри­ториального общественного самоуправления в порядке, установ­ленном самими территориальными объединениями. В отсутст­вие этих органов они могут созываться инициативными группа­ми жителей либо по инициативе представительного органа или главы муниципального образования.

Компетенция территориальных собраний (сходов), конферен­ций жителей устанавливается самостоятельно населением соот­ветствующей территории. К ведению собраний (сходов), конфе­ренций жителей, как правило, относятся следующие вопросы:

• избрание органов и принятие положений (уставов) о них;

• утверждение программ и смет расходов их деятельности и отчетов об их выполнении;

• утверждение планов и программ социально-экономичес­кого развития населенного пункта;

• утверждение штатов администрации и расходов на ее со­держание;

• направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления;

• установление самообложения;

• распоряжение землями общего пользования;

• контроль за деятельностью высшего должностного лица ме­стного самоуправления;

• решение других вопросов, затрагивающих интересы насе­ления соответствующей территории.

Правомочность собраний и конференций определяется по­рядком, устанавливаемым самими жителями. Принимаемые ими решения для органов территориального общественного самоуправ­ления носят обязательный характер, а для жителей — рекомен­дательный.

Собрания (сходы) и конференции (съезды) граждан обычно созываются на основании решения, принятого на их предыдущих заседаниях, либо представительным органом по собственной ини­циативе, либо по требованию не менее 5% жителей. Конферен­ции (съезды) считаются правомочными при участии не менее двух третей представителей (делегатов) жителей муниципального образования.

Решение о созыве собрания (схода) либо конференции (съез­да) граждан, их повестка дня доводятся до жителей заблаговре­менно. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинст­вом голосов присутствующих, граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Возможность для озна­комления с проектами решения предоставляется не позднее чем за десять дней до собрания, конференции. Решения по наиболее важным вопросам местного значения могут приниматься на со­брании (сходе), конференции (съезде) граждан тайным голосо­ванием, и они являются обязательными для исполнения на тер­ритории муниципального образования. Изменять и отменять при­нятые собранием (сходом), конференцией (съездом) решения мо­гут только сами собрание (сход), конференция (съезд) граждан либо местный референдум, либо суд.

Так, в соответствии с Законом Тверской области от 27 фев­раля 1997 г. «О собраниях (сходах) граждан в Тверской области» к компетенции собраний граждан отнесено:

• избрание старост и комитетов общественного самоупра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: