Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 6 глава




6. Принцип личностно-ориентированного и деятелънос-тного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в дея­тельности, а также того, что активная деятельность самого ре­бенка в рамках ведущей для возраста деятельности является дви­жущей силой его развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев и др.).

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной ра­боте с ребенком с особенностями в развитии. Предполагает орга­низацию «ситуации успеха» для ребенка, веры в ее положитель­ный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощре­ние даже самых незначительных достижений.

8. Принцип учета эмоциональной сложности материа­ла. Проводимые игры, занятия, упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положи­тельные эмоции.

9. Принцип активного привлечения ближайшего социаль­ного окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребе­нок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близ­кими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и спосо­бов ее осуществления составляют важнейший компонент раз­вития, определяют зону его ближайшего развития. Успех кор­рекционной работы с ребенком наряду с другими составляю-

96

щими зависит и от сотрудничества с родителями. Объектом раз­вития является не отдельный ребенок, а целостная система со­циальных отношений, субъектом которых он является, и в пер­вую очередь его семья.

10. Принцип программированного обучения. Данный принцип предусматривает разработку программ, состоящих из последовательных операций, выполнение которых ребен­ком сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений, на­выков и действий.

11. Принцип усложнения. Переходя от простого к сложно­му, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минималь­но простого к максимальному сложному.

12. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях коллективного обучения. Этот принцип принимает во внимание как индивидуальные особенности каж­дого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, тем­перамент, уровень развития эмоционально-волевой сферы, уро­вень знаний и навыков и*т. д.), так и специфические особеннос­ти, присущие детям с различными категориями нарушения раз­вития, т. е. позволяет избирательно осуществлять коррекцион-но-образовательную деятельность согласно природе индивидуаль­ного недостатка развития. Дифференцированный подход учиты­вает вариативные типологические особенности в рамках одной категории нарушений. Он позволяет в пределах общего содер­жания обучения организовать его в соответствии с возможностя­ми и особенностями детей в каждый отдельный период обуче­ния; программный материал имеет разные уровни трудности.

Четыре принципа арттерапевтического воздействия (по А. И. Копытину)

1. Принцип использования разнообразных материалов.

Данный принцип означает, что в арттерапевтической работе сле­дует использовать «разнообразные изобразительные материа­лы и средства визуальной, пластической экспрессии» с целью самовыражения с их помощью.

2. Принцип создания условий. Работа с изобразительными материалами и различными «средствами визуальной, пласти­ческой экспрессии » должна быть организована в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии /

97

ателье, специально приспособленного для занятий), помогаю­щих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному самовыражению.

3. Принцип посредничества. Работа с «изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии » должна проводиться в присутствии специалиста, обладающего достаточными навыками изобразительной деятельности и в то же время способного понимать психологическое содержание изобра­зительной продукции клиента и выступать в качестве посредни-кав «диалоге» автора со своей изобразительной продукцией.

4. Принцип использования специфических приемов в арт-терапевтической работе. Арттерапевтическая деятельность предполагает использование специалистом определенных при­емов, помогающих осознать отраженное в изобразительной про­дукции содержание внутреннего мира.

Использование арттерапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и груп­повую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивиду­альная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характе­ром нарушений в развитии ребенка и коррекционными задача­ми. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных от­ношений и эмоционального развития, более эффективно на на­чальном этапе использование индивидуальной формы арттера­пии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной яв­ляется групповая форма работы.

Арттерапевтические методики в психокоррекции способ­ствуют гармонизации личности детей с проблемами через раз­витие способностей самовыражения и самопознания, обеспечи­вают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, пси­хофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Методы арттерапии предоставляют ребенку с проблемами возможности для самовыражения и саморазвития, самоутвер­ждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе ар­ттерапии творческие работы и их признание взрослыми по­вышают его самооценку, степень его самопризнания, что осо­бенно важно для ребенка, постоянно переживающего ситуа­цию неуспеха. - ^ _-.

98

Основным методом арттерапевтического воздействия явля­ется коммуникация, активное сотрудничество, творческий ди­алог, партнерство. В этом заключается его принципиальное от­личие от традиционных схем взаимодействия «врач — паци­ент», «учитель — ученик».

Преодоление внутренних барьеров возможно средствами ис­кусства, через изменение образа себя, преобразования ситуа­ции изоляции и отчуждения в ситуацию диалога и взаимодей­ствия. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, стра­хов и других психологических проблем.

Два механизма психологической коррекции с помощью арт-терапии по О. А. Карабановой (1997г.):

1. Искусство позволяет в своеобразной символической фор­ме переконструировать травмирующую ситуацию и найти вы­ход из нее, используя креативные способности ребенка.

2. Под воздействием искусства появляется эстетическая ре­акция, изменяющая действие «аффекта от мучительного к при­носящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987г.).

При коррекции средствами изобразительного искусства используются разнообразные приемы (А. И. Копытин, 1999г.):

1. Упражнения, предполагающие работу с разными изобра­зительными материалами и имеющие целью общую активиза­цию и развитие сенсомоторной сферы (например, разминая кусок глины, сосредоточить внимание на своих ощущениях).

2. «Общие» темы и упражнения, позволяющие изучать про­блемы детей и выражать самые разнообразные переживания (ри­сунки на свободную тему или на заданную значимую тему — «доб­ро и зло», «страх» и пр.).

3. Темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изу­чать систему отношений детей и положительно влиять на ее из­менения (нарисовать или вылепить автопортрет; изобразить, каким тебя видят друг и недруг; нарисовать свой герб, отража­ющий характерные свойства личности и т. п.).

4. Упражнения и темы, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведе­ния и их последующей коррекции (с помощью песочницы и разных фигурок скомпоновать какую-то бытовую сцену; изоб­разить членов семьи в виде животных или предметов).

5. Работа в парах, направленная паразвитие коммуникатив­ных возможностей школьников («каракули Винникота» — один

99

участник рисует каракули и передает другому, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или задан­ную тему, а другой заканчивает; затем результаты совместной работы обсуждаются).

6. Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» — на боль­шом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг нас»).

7. Групповые изобразительные игры («странное животное» — один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику; тот рисует туловище, загибает лист и пе­редает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой-либо части фигуры, которую он не рисовал; анало­гично изображается и человек).

8. Изобразительная работа на основе направленной визуали­зации (представления какого-то зрительного образа) или мате­риала сновидений (дети с помощью арттерапевта вызывают у себя образ на какую-то тему, например путешествие на ковре-самолете или образ из сна, и изображают наиболее яркие впе­чатления, которые затем обсуждаются).

9. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (передача впе­чатлений от музыки с помощью рисования в процессе ее про­слушивания; изображение образов, вызываемых звучанием соб­ственного имени, ощущениями от своих танцев под музыку, изображение в рисунке или скульптуре каких-то своих качеств в виде отдельных персонажей и разыгрывание диалогов между ними, отражение в рисунке впечатлений от поэтических про­изведений и т. д.).

10. Упражнения, помогающие при разрешении конфликт­ных ситуаций или служащие для профилактики конфликтно­го поведения в семье, в школе (изображение конфликта в конк­ретном или метафорическом виде с последующим обсуждени­ем; создание композиций на тему «шторм», «взрыв»; крупно­масштабная работа с использованием малярных кистей, губки и пр. для «выпускания пара»; рисование историй возникнове­ния конфликтов в подгруппах по 2—5 человек с последующей передачей рисунков другой подгруппе, которая пытается опре­делить содержание рисунка, роли отдельных участников и их точки зрения). ■ _ _^

100

Как один из удачных примеров арттерапевтической практи­ки можно привести апробацию разработанных автором про­грамм «Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с проблемами в развитии средствами искусства» и «Применение арттерапевтических приемов на занятиях изобразительным искусством».

После выполнения заданий, предложенных в программах, учащиеся, независимо от возраста и отклонений в развитии, получили основные навыки изобразительной деятельности. Помимо этого у детей, занимавшихся по данной программе, повысилась самооценка, улучшились отношения дома и со свер­стниками, поведение, прилежание и успеваемость в школе. Эксперимент проводился в течение года в клубе «Диапазон» РООИ «Пилигрим» (2001—2002 учебный год) и НОУ центр ЮССТ (2002—2003 учебный год).

Психотерапевтическая работа с семьей

К сожалению, в некоторых случаях сама семья может являть­ся источником психической травмы.

Психическая травма — это прежде всего психическое пере­живание, в центре которого находится определенное эмоцио­нальное состояние. Психотравмирующее переживание — это состояние, сильно воздействующее на личность. Важнейшей чертой психотравмирующих переживаний является их цент­ральное место в структуре личности и особая значимость для индивида.

Хроническая психическая травматизация у ребенка может быть обусловлена воспитанием его родителями с психически­ми расстройствами, хроническим семейным алкоголизмом, неврозами, эпилепсией и др. заболеваниями.

Так, известно, что дети родителей, страдающих алкоголиз­мом, относятся к группе риска по множественной нервно-пси­хической патологии.

Неблагоприятное влияние на развитие ребенка может ока­зывать так называемая «семейная тревога» у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком этого типа тревоги является то, что она проявляется в виде постоянных сомнений, страхов, опасений, касающихся прежде всего семьи. Это страх

101

в отношении здоровья членов семьи, беспокойство при их от­лучках, поздних возвращениях.

В основе»*семейной тревоги», как правило, лежит неуверен­ность, чувство беспомощности.

В настоящее время предлагается много различных психоте­рапевтических программ по работе с родителями, в которых большое место уделяется групповой психотерапии. Ее целью является создание благоприятного психоэмоционального кли­мата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение ро­дителей знаниями по возрастной и специальной психологии. При этом выделяются следующие задачи:

♦ формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

♦ развитие умений самоанализа и преодоления психологичес­ких барьеров, мешающих полному самовыражению; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений; гармонизация супружеских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружаю­щим миром.

Оптимальный размер психокоррекционной группы — четы­ре человека. Занятия проходят один раз в неделю продолжи­тельностью четыре академических часа.

В программе используются методы гешталъттерапии, арт-терапии, танцтерапии, трансактный анализ.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет не­сколько этапов работы.

Разминка. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнас­тические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброже­лательное отношение к себе и друг другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на внимание, на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоци­ональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррек-ционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы. ■ - -■*-

102

Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагает­ся проигрывать различные ситуации, причем роли подбирают­ся соответственно личностным особенностям и установкам уча­стников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвер­гаются обсуждению и анализу участниками группы.

Аутотренинг. Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, сня­тию в них локального напряжения. В целом занятия аутот­ренингом формируют у членов группы способность к пере-ключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную трене­ром тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются «групповые фрески», когда участники рисуют все, что хотят, на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоци­ями, на создание образов, ассоциаций к понятиям (наша груп­па, надежда). Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.

Танцтерапия. Танец является средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать, по­могает снять эмоциональное напряжение и увеличить подвиж­ность участников группы.

Музыкальные релаксации. Преследуемые цели могут быть различны: снижение тревожности, укрепление веры в себя, пе­реоценки прошлого опыта. Во время релаксации участники сидят или лежат в расслабленной позе с закрытыми глазами. После окончания упражнения осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их со­знании при проведении этого этапа работы.

Подведение итогов занятия. Используется упражнение-ан­кета «Мнение», предложенная А. С. Прутченковым; участни­ки получают домашнее задание (аутотренинг, зарядка позитив­ного мышления, предложенные В. В. Ткачевой).

Опыт проведения подобных тренингов показывает, что сис­тематическая работа с родителями, имеющими детей с ограни­ченными возможностями, помогает решить задачи по повыше­нию социального и психологического статуса матерей, оптими­зации отношений в диаде мать — ребенок и гармонизации се­мейного климата.

103

Психогигиена семейного воспитания

Многими авторами описаны различные формы отклонений в развитии личности ребенка и подростка при неправильном семейном воспитании. В связи с этим важное значение имеет психогигиена семейного воспитания. В психогигиене семей­ного воспитания важное значение принадлежит диагностике неполных семей, а также наличию алкоголизма, асоциального поведения родителей, психических заболеваний у членов семьи, особенно у матери. Известно, что употребление будущей мате­рью во время беременности алкоголя обусловливает появление у ребенка так называемого алкогольного синдрома.

Нередко источником эмоционального напряжения членов семьи и ребенка является неправильное отношение родителей к возможностям ребенка. Некоторые из родителей, не учиты­вая реальных возможностей ребенка, требуют от него высоких достижений, определяют его в специальные школы с более ин­тенсивным изучением отдельных предметов, физически нака­зывают его при невысоких показателях успеваемости. Извест­ны случаи, когда оскорбления и наказания подростка в связи с низкими оценками или неуспеваемостью приводят к попыткам самоубийства «назло» родителям, как реакции протеста. Зада­ча педагога — выявить неправильное отношение родителей к низкой успеваемости ребенка и провести с ними соответствую­щую беседу.

Важное значение в психогигиене семейного воспитания за­нимает гигиена умственного труда ребенка и подростка. При соблюдении гигиены умственного труда нельзя допускать, что­бы школьник приступал к выполнению домашних заданий сра­зу после прихода из школы, без предварительного отдыха, что снижает продуктивность интеллектуальной работы и увеличи­вает время на приготовление уроков. Это в свою очередь приво­дит к переутомлению и еще более выраженному нарушению умственной работоспособности.

Рождение ребенка — главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, связывают с ними свои надежды и чаяния, свои тайные желания и несбывшиеся меч­ты. Трудности психологического и материального порядка, не­избежно появляющиеся с рождением малыша, обычно с лихвой

104

окупаются теми счастливыми эмоциональными переживания­ми, которые он доставляет.

Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. Они чувствуют себя оглушенными, ошеломленными, обескураженными. У некоторых возникает реакция отрицания. Они не могут при­мириться со случившимся и отрицают очевидное: «Ребенок совершенно здоров, кто придумал такую глупость, что он бо­лен?» Если отклонения в развитии не столь тяжелы и не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезнен­но, так как родители сами начинают замечать, что с ребенком что-то неладно. Когда установление диагноза затягивается из-за длительных консультаций и обследований, родители успе­вают свыкнуться с мыслью, что у ребенка могут быть какие-то отклонения в развитии и он нуждается в специализированной помощи. В таких случаях установление диагноза восприни­мается спокойнее, а в некоторых случаях с облегчением, так как позволяет приступить к конкретным коррекционным ме­роприятиям. Возможность активной помощи ребенку со сто­роны родителей улучшает их моральное состояние. Однако иногда реакцию родителей можно сравнить с реакцией незас­луженно обиженного человека: «В чем я провинился, почему это должно было случиться именно со мной?» Рождение «не­стандартного» ребенка прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация. Способность семьи справиться с этой ситуацией зависит от многих факто­ров, в том числе от степени умственной отсталости ребенка и тяжести его социальной дезадаптации. В тех семьях, которым удается преодолеть возникшие трудности, основной опорой матери является ее муж.

Эмоциональный стресс матери может нарастать по мере рос­та и развития ребенка, если он не оправдывает ее надежды на полное выздоровление и по-прежнему отстает от сверстников.

Следует отметить, что и в нераспавшихся семьях болезнь ре­бенка зачастую отвлекает мать от общественно полезного тру­да, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Изоляция от общества еще более усугубляет тяже­лое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотно­шения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способ­ствуя его дезадаптации.

105

К сожалению, уровень осознания проблем таких семей в об­ществе невелик, и люди часто неправильно себя ведут по отно­шению к ним, что еще больше усугубляет их изоляцию. Как показывает практика, не всегда на высоте оказываются и спе­циалисты.

Уже с рождения ребенка с отклонениями в развитии у роди­телей почти всегда возникает вопрос, где он должен воспиты­ваться. При первом же осмотре ребенка и сообщения матери об отклонениях в развитии возникает больной для родителей воп­рос: «А сможет ли мой ребенок обучаться в общеобразователь­ной школе? » Отвечая на подобные вопросы, специалисты, рабо­тающие с детьми с отклонениями в развитии, должны помнить об этике общения специалиста с семьей и родственниками больного ребенка. При этом важно учитывать каждую мелочь: характер беседы, интонацию голоса, взгляд, мимику, а глав­ное, оценивать и контролировать каждое сказанное близким слово.

Во всех случаях, даже в случае тяжелого поражения головного мозга, сообщенный диагноз и предполагаемые перспективы раз­вития не должны вызвать у родителей и близких панику, страх и полный пессимизм. Родителей следует очень бережно подвести к осознанию истинного состояния их ребенка и перспектив его развития. Не скрывая правды от родителей, во всех случаях необ­ходимо подчеркивать их природные защитные психологические механизмы, предупреждая развитие стрессовых реакций, ибо в последних случаях родители не смогут стать активными помощ­никами специалистов-реабилитаторов.

Вся реабилитационная работа специалистов с детьми с откло­нениями в развитии должна основываться на строгом соблюде­нии принципов деонтологии.

■ Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» — должник. Этим термином обозначают правила про­фессионального поведения человека. Исключительно бережно­го отношения требует к себе семья ребенка с отклонениями в развитии. Во всех случаях специалистам следует избегать преж­девременных пессимистических выводов относительно прогно­за развития ребенка.

Родители не всегда могут правильно оценить возможности ребенка и его успехи. Одни родители занижают, а другие завы­шают способности своего ребенка. В подобных случаях необхо­дима помощь специалиста, который показывает, какие труд-

106

ности возникают у ребенка при выполнении того или иного за­дания, и обучает приемам, позволяющим добиться успеха. При этом специалистам, работающим с семьями «нестандартных» детей, необходимо учитывать постоянные стрессовые ситуации, которые испытывают такие семьи, и оказывать им терапевти­ческую помощь, а не наоборот, еще больше травмировать роди­телей своими нетактичными высказываниями в их адрес и ад­рес ребенка. Это недопустимо со стороны тех лиц, которые в силу профессиональных обязанностей так или иначе влияют на судьбу таких семей: Это вопросы профессиональной этики, важ­ность которых нередко недооценивается.

Если мать после беседы со специалистом уходит подавлен­ная, разуверившаяся в каких-либо возможностях продвижения в развитии своего ребенка, это можно считать антипсихотера­пией (А. Р. Маллер).

Прежде всего необходимо показать матери пусть даже са­мые незначительные успехи ее ребенка в развитии как резуль­тат совместной деятельности специалистов и родителей, в ко­торой они являются партнерами. Специалисты должны отно­ситься к семьям, в которых есть дети с ограниченными воз­можностями, внимательно, стараясь не навредить неосторож­ным замечанием, не нарушить согласие в семье своими реко­мендациями. Не следует акцентировать внимание на неуда­чах и неадекватных поступках ребенка. Это обижает родите­лей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверитель­ности отношений специалиста и родителей. Разговор с роди­телями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности ребенка можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. Давая те или иные реко­мендации, специалист учитывает их выполнимость и возмож­ный ущерб для других членов семьи. Специалист должен со­блюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о больном ребенке и его се­мье, которую он получил от родителей. Недопустимыми явля­ются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с ро­дителями. Родители — взрослые люди и ни в чем перед специ­алистами не провинились. Специалист должен исходить из того, что рождение больного ребенка может произойти в любой семье. Особенно важными являются взаимоотношения роди­телей и специалистов на ПМПК. Посещение комиссии стано-

107

вится для родителей очередной унизительной процедурой на­вешивания ярлыков.

Для установления уважительных, доброжелательных взаи­моотношений с семьей специалисту требуется тактичное, доб­рожелательное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информа­цию в щадящей, не травмирующей его чувства форме. В таком случае эти взаимоотношения будут носить психотерапевтичес­кий характер.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особен­ности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречи­вость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокой­ством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмо­ционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, пси­хологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотера­певт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родите­лей наибольшее доверие и желание следовать их советам. По­этому эти специалисты должны быть обязательно ориентирова­ны в проведении психотерапевтической работы.

При проведении этой работы специалисты обязательно учи­тывают характерологические особенности членов семьи, выра­женность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка еди­ного и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, осо­бенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Преж­де всего следует научить мать внимательно наблюдать за разви­тием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овла­деть некоторыми приемами по-уходу, воспитанию и обучению

108

ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необхо­димо проводить одновременно с обучением ее конкретным при­емам коррекционной работы. На начальных этапах работы пре­обладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одно­временным обучением каждого из них отдельным приемам кор­рекционной работы, например, бабушку обучают, как правиль­но кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен получить от специалистов опреде­ленные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родите­лям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные про­граммы, а при констатации отклонений в развитии, даже в са­мых тяжелых случаях, обращается особое внимание на те или иные более сохранные функции и потенциальные возможнос­ти ребенка, то такое консультирование в целом является психо­терапевтическим. Активное и грамотное привлечение родите­лей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.

Важное значение в психотерапевтической работе с родите­лями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. Наиболее распространенной програм­мой педагогического образования родителей является разрабо­танный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). В основу этой программы положены теоретические поло­жения психотерапии, разработанные Карлом Боджерсом, ос­нованные на позитивном и безоценочном принятии своего ре­бенка. Этот принцип составляет основу подхода Гордона к орга­низации процесса общения родителей со своими детьми. В на­стоящее время предлагаются различные психотерапевтические программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: