Формы таможенного контроля




Проверка документов и сведений

Документальный таможенный контроль осуществляется путем проверки документов и сведений на товары и транспортные средства и представляет собой процедуру, при которой проводится изучение документов с целью установления их соответствия действующим правилам таможенного законодательства и полноты оформления. Документы проверяются перед выдачей разрешения на осуществление таможенной процедуры, завершения ее действия, таможенным осмотром или досмотром товаров и транспортных средств. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, по их назначению можно классифицировать на коммерческие; транспортные (перевозочные), таможенные документы.

При проведении таможенного контроля должностным лицам таможенного органа, уполномоченным производить таможенное оформление и проводить таможенный контроль, должны быть представлены соответствующие документы и сведения, а также перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства. При этом таможенный орган исключительно в целях проверки информации, содержащейся в представленных документах, вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения. Перечень документов и сведений зависит от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров, а также от цели перемещения товаров и транспортных средств. Именно документы и содержащиеся в них сведения служат источником информации, которая может использоваться для выбора иных форм проведения таможенного контроля. Поэтому проверке документов и сведений отведено первое место.Документы, необходимые для таможенного формления, могут быть представлены в форме электронных документов.

Исходя из того, что перечисленные документы необходимы для осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, они подлежат безусловной проверке должностными лицами таможенных органов перед принятием решения о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с избранной таможенной процедурой.

Устный опрос

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, в соответствии с законодательством должностные лица таможенных органов вправе проводить такую форму таможенного контроля как устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Данная форма применяется без письменного закрепления полученных сведений.

Получение пояснений

Закреплено законодательно правовое применение такой формы таможенного контроля как получение пояснений. Форма предусматривает получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями.

Получение пояснений оформляется в письменной форме.

Таможенное наблюдение

Согласно законодательству таможенное наблюдение это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Исходя из определения формы таможенного контроля таможенное наблюдение классифицируется на:

– систематическое (осуществляется, например, на территории склада временного хранения, таможенного склада);

– разовое (например, при проведении погрузо-разгрузочных операций товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);

– непосредственное или опосредованное (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля, например, таможенное наблюдение с использованием ТС ТКДРМ (первичный радиационный контроль.

Таможенное наблюдение может производиться в случаях помещения товаров под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита; совершения с товарами различных погрузо-разгрузочных операций при ВТТ; в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств; в отношении товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы, предусматривающие условный выпуск товаров (например, таможенный склад).

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться должностными лицами таможенного органа в зоне таможенного контроля:

- в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре;

- в присутствии декларанта, и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых товаров и транспортных средств.

В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По итогам проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств не требуется обязательное письменное оформление должностным лицом таможенного органа результатов контроля.

Письменное оформление результатов контроля осуществляется должностным лицом таможенного органа:

- в случае возможности дальнейшего использования результатов таможенного осмотра;

- по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.

Осмотр является стадией, предшествующей досмотру.

Таможенный досмотр

Таможенный досмотр это проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр товаров может проводится:

- после принятия таможенной декларации на товары;

- до подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации;

- в целях идентификации товаров для таможенных целей;

- при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации;

- в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Таможенный досмотр может устанавливаться в зависимости от предписываемого объема операций, он определяется в процентном соотношении на 10%;…100% таможенный досмотр.

По степени таможенный досмотр можно классифицировать как досмотр:

1) со взвешиванием (полное/выборочное);

2) с пересчетом грузовых мест:

– с выборочным вскрытием;

– со вскрытием всех грузовых мест;

3) с пересчетом количества предметов в грузовых местах:

– выборочно;

– во всех;

4) с измерением и определением характеристик товаров (с частичной разборкой/с полной разборкой):

– без взятия проб и образцов;

– с взятием проб и образцов;

5) прочее.

При производстве таможенного досмотра могут применяться технические средства таможенного контроля (далее – ТСТК) такие как:

– средства дозиметрического контроля;

– рентгенустановки;

– металлодетекторы (портативные, стационарные);

– средства идентификации документов, денежных знаков, ценных бумаг и валюты;

– средства идентификации драгоценных металлов и драгоценных камней;

– средства дистанционного обнаружения и идентификации наркотических веществ;

– фото-, аудио- и видеозаписывающая и другая аппаратура;

– щупы, досмотровые зеркала, наборы инструментов и другие средства ТСТК;

При принятии решения о проведении таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно.

При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может осуществляться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в ТК;

2) существования угрозы государственной безопасности;

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

В вышеуказанных случаях таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии понятых.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:

– сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

– причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;

– результаты таможенного досмотра.

Необходимо отметить что, в случае остановки транспортного средства вне зоны таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них не может превышать два часа. О проверке товаров и документов на них составляется акт по установленной форме, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Среди общих признаков, характеризующих таможенный досмотр и осмотр товаров и транспортных средств, следует выделить:

Цель проведения – установление законности перемещения через таможенную границу Российской Федерации объектов таможенного контроля.

Объекты таможенного контроля – товары, транспортные средства;

Административный характер совершаемых действий.

Личный досмотр

Личный досмотр это исключительная форма таможенного контроля.

Личный досмотр проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Решение оформляется в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом и перед началом досмотра объявляется физическому лицу. Факт ознакомления физического лица с решением удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа физического лица от подписи об этом делается отметка на решении, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

На должностное лицо таможенного органа законодательство возлагает обязанность:

- перед началом личного досмотра объявить физическому лицу о принятом решении;

- ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра;

- предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Основанием для проведения личного досмотра являются предположения, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

- запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории;

- перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

Особенности рассматриваемой формы таможенного контроля:

- проведение досмотра должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом;

- присутствие двух понятых того же пола что и досматриваемое лицо;

- проведение досмотра в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

- исключение доступа в это помещение других физических лиц и возможности наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны;

- обследование тела досматриваемого только медицинским работником;

- присутствие законных представителей (родители, усыновители, опекуны, попечители) или сопровождающих лиц при личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица;

- проведение досмотра в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.

При этом досматриваемое лицо (его законный представитель) имеет право:

- требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- давать объяснения;

- заявлять ходатайства;

- знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления;

- делать заявления, подлежащие внесению в акт;

- пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;

- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра;

- знакомиться с содержанием акта личного досмотра, делать замечания по содержанию акта;

- получать второй экземпляр акта личного досмотра.

Акт подписывается:

- должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр;

- физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем);

- понятыми;

- медицинским работником (при обследовании тела досматриваемого).

Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).

Следует отметить, что существуют перечни лиц, определяемые федеральными законами, международными конвенциями и договорами, которые не могут быть подвергнуты личному досмотру. К таким лицам относятся Президент Российской Федерации, депутаты Федерального собрания, Судьи Конституционного суда, сотрудники органов федеральной безопасности и ряд других субъектов.

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия
на них идентификационных знаков

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем.

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, целью проведения рассматриваемой формы таможенного контроля является подтверждение легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Например, алкогольная продукция, табак, табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской подлежат маркировке акцизными марками.

Товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли так же имеют специальную маркировку.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, установленном законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Отсутствие на товарах, специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается таможенными органами как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное. Опровержение фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля

Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации:

- об утрате товаров и (или) транспортных средств;

- их отчуждении;

- о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК;

- для проверки такой информации;

- а также на основе выборочной проверки.

Решение о проведении осмотра принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее. Такое решение оформляется письменно, в виде предписания. В случае проведения осмотра в рамках специальной таможенной ревизии и указания начальника таможенного органа в решении о назначении специальной таможенной ревизии о праве проведения осмотра, решение о проведении осмотра принимает лицо, проводящее ревизию. Отдельное предписание в данном случае не оформляется.

Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении
предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения.

Должностные лица таможенных органов при проведении осмотра вправе:

– входить в помещения и на территории проведения осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в порядке, предусмотренном ТК и иными федеральными законами;

– требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для проведения осмотра;

– привлекать специалистов других органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в проведении осмотра помещений и территорий.

Должностные лица таможенных органов при проведении осмотра обязаны:

– проводить осмотр в установленные сроки;

– вносить в акт осмотра помещений и территорий (далее – акт) сведения, выявленные в результате осмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при осмотре;

– возбуждать в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных дела об административных правонарушениях в области таможенного дела;

– не причинять неправомерный вред товарам и помещениям;

– обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;

– хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;

– соблюдать иные требования законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и ведомственных актов ФТС России.

Информация о необходимости проведения таможенного осмотра помещений и территории может быть получена из следующих источников:

– сообщений и заявлений физических и юридических лиц;

– сообщений в средствах массовой информации;

– сведений, поступивших от таможенных органов Российской Федерации;

– материалов, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;

– информации, поступившей от таможенных, правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций.

Осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской федерации с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ, для проверки такой информации.

В ходе осмотра для повышения его эффективности могут быть использованы различные виды технических средств таможенного контроля, позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность). В необходимых случаях при осмотре производятся измерения, применяется фото- и киносъемка, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, снимаются копии документов.

При осмотре могут присутствовать следующие лица:

– лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или его представители;

– лицо, чьи помещения или территории осматриваются, или его представители;

– работники склада временного хранения, таможенного склада, если осмотр проводится на складе, работники магазина беспошлинной торговли, если осмотр проводится в магазине, а также другие лица, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур;

– технический персонал, занятый в погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке, упаковке и других операциях для содействия в проведении осмотра;

– представители других государственных органов (по решению начальника таможенного органа);

– специалисты;

– понятые.

По результатам осмотра составляется акт осмотра помещений и территорий в двух экземплярах.

Акт составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками органов, то они также подписывают акт. Допускается передача им копий акта.

Не допускается:

– составление акта осмотра помещений и территорий иными лицами, кроме должностных лиц таможенного органа, проводивших осмотр;

– внесение в акт осмотра помещений и территорий сведений, не относящихся к проводимому осмотру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: