Химические реакции между ионами называют ионными реакциями.




Тема: Ионные уравнения химических реакций

 

(дополнение к параграфу №38)

 

Прежде чем учить дальше новые темы надо очень хорошо знать ответы на вопросы:

· Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).

· Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)

· На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)

· Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)

· На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)

· На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН-1 групп)

· На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)

 

Многие химические реакции протекают в водных растворах. Если в этих реакциях участвуют электролиты, то нужно учитывать, что эти вещества находятся в водном растворе в диссоциированном состоянии, то есть в виде ионов (сильные электролиты) или частично в виде ионов (слабые электролиты).

Таким образом, реакции между водными растворами электролитов — это реакции, в которых участвуют ионы. Поэтому такие реакции называются ионными реакциями.

Химические реакции между ионами называют ионными реакциями.

Ионные реакции возможны только в том случае, если между ионами происходит химическое взаимодействие, т. е. какие-либо ионы одного электролита и какие-либо ионы другого электролита связываются друг с другом и образуют:

· 1.нерастворимое вещество, выпадающее в виде осадка;

2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl - молекулярное уравнение

Для написания ионных уравнений открываем таблицу растворимости и разлагаем вещества на ионы:

2Ag+ + 2NO3- + Ca2+ + 2Cl- = Ca2+ + 2NO3- + 2AgCl - это уравнение называется полное ионное

Обратите внимание: в полном ионном уравнении есть ионы, которые в ходе реакции не изменились, то есть они не принимали участие в данной химической реакции. А осадок образовался, потому что ионы серебра встретились с ионами хлора

2Ag+ + 2Cl- = 2AgCl
- Или, сокращая коэффициенты,
Ag+ + Cl- = AgCl Сокращённое ионное уравнение

 

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения сами:

а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl

в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3

г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

· 2. газообразное вещество;

а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )

CaCO3 + 2H+ + 2NO3- = Ca2+ + 2NO3- + H2O + CO2

CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2

А дальше сами:

б) Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )

в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

· 3. молекулы малодиссоциирующего вещества (слабого электролита).

а) CuO + H2SO4 = CuSO4 +H2O

б) Fe(OH)3 + 3HCl = FeCl3 + 3H2O

в) NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O


но есть и такие реакции

K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

3K+1 + PO4-3 + 3Na+1 + 3Cl-1 3Na+1 + PO4-3 + 3K+1 + 3Cl-1

Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, эти вещества не взаимодействуют между собой.

Значение реакций ионного обмена
Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины "тяжелые металлы" и "токсичные металлы" стали синонимами.
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на "отлично". Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
Установлено, что для белкового, углеводного и жирового обмена веществ необходимы Mo, Fe, V, Co, W, B, Mn, Zn; в синтезе белков участвуют Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co; в кроветворении - Co, Cu, Mn, Ni, Zn; в дыхании - Mg, Fe, Cu, Zn, Mn, Co. Справедливо утверждение о том, что нет вредных веществ, есть вредные концентрации. Поэтому ионы меди, кобальта или даже хрома, если их содержание в живом организме не превышает естественного, можно именовать микроэлементами, если же они генеалогически связаны с заводской трубой, то это уже тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк,) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу.

 

Предложите решение следующих задач: (эти задания не обязательно выполнять всем!)
Задача 1.
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?

Задача 2.
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.
Задача 3.
В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca2+ и Zn2+. Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.

Задача 4

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, нослучайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Задача 5

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлорида кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Задача 6

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

 

Пройди по этой ссылке и посмотри видео

https://www.youtube.com/watch?v=H6FFy5CRGm4

 

Д/з п.38 упр.2 - это для всех обязательно!

В рабочую тетрадь перенести краткий конспект (всё, что в этом тексте выделено красным цветом), ответы записывайте там же, фотографируйте и сбрасывайте мне в личку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: