Анализ конкретных ситуаций (case-study)




 

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Названный метод характеризуется следующими признаками:

наличие конкретной ситуации;

разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;

публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;

подведение итогов и оценка результатов занятия.

Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:

. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.

. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.

. Проверка. Одна из форм проверки - выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.

. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.

. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Виды ситуаций:

интерактивная форма обучение сетевой

Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.

Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

Ситуация - опережение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

 

Таблица 1 - Этапы проведения case-study

Этапы Деятельность преподавателя Деятельность студента
До занятия 1. Подбирает кейс (конкретную ситуацию). 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия. 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы. 2. Готовится к обсуждению ситуации.
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями. 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других. 3. Принимает (участвует) в принятии решений.
После занятия 1. Оценивает работу студентов. 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме.

 

2.5 Метод проектов как вариант кооперативного обучения

 

Цель проектного обучения - создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

) в центре внимания - студент, содействие развитию его творческих способностей;

) образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студентов;

) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Метод проектов часто не ограничивается одним аудиторным занятием (могут быть задействовано несколько занятий) и предполагает большой объем внеаудиторной совместной работы студентов.

 


Таблица 2 - Этапы выполнения проекта

Этапы Содержание работы Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1. Организационно-подготовительный этап
Этап мотивации и целеполагания а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей конечного результата; г) выбор рабочих групп. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.
Этап планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде. Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяет источники информации. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
Этап принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез ("мозговой штурм"); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата, г) сбор информации - интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.
2. Технологический этап
Этап выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует.
3. Обобщающий (рефлексивный) этап
Этап защиты проекта а) подготовка и оформление доклада; б) обоснование процесса; проектирования в) объяснение полученных результатов; г) коллективная защита проекта. Защищают проект. Наблюдает Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.
Этап проверки и оценки результатов а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач); б) анализ достижения поставленной цепи; в) оценка результатов, выявление новых проблем. Коллективный самоанализ проекта и самооценка. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
               

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: