Анализ конкретных ситуаций (case-study) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Названный метод характеризуется следующими признаками:
наличие конкретной ситуации;
разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;
публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
подведение итогов и оценка результатов занятия.
Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:
. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.
. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.
. Проверка. Одна из форм проверки - выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.
. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.
. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.
Виды ситуаций:
интерактивная форма обучение сетевой
Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.
Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
Ситуация - опережение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Таблица 1 - Этапы проведения case-study
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
До занятия | 1. Подбирает кейс (конкретную ситуацию). 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы. 2. Готовится к обсуждению ситуации. |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями. | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других. 3. Принимает (участвует) в принятии решений. |
После занятия | 1. Оценивает работу студентов. 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. | Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме. |
2.5 Метод проектов как вариант кооперативного обучения
Цель проектного обучения - создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
) в центре внимания - студент, содействие развитию его творческих способностей;
) образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;
) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студентов;
) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Метод проектов часто не ограничивается одним аудиторным занятием (могут быть задействовано несколько занятий) и предполагает большой объем внеаудиторной совместной работы студентов.
Таблица 2 - Этапы выполнения проекта
Этапы | Содержание работы | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | ||||
1. Организационно-подготовительный этап | |||||||
Этап мотивации и целеполагания | а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей конечного результата; г) выбор рабочих групп. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. | Мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. | ||||
Этап планирования | а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде. | Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяет источники информации. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. | ||||
Этап принятия решений | а) обсуждение методов проверки принятых гипотез ("мозговой штурм"); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата, г) сбор информации - интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. | ||||
2. Технологический этап | |||||||
Этап выполнения проекта | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. | Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует. | ||||
3. Обобщающий (рефлексивный) этап | |||||||
Этап защиты проекта | а) подготовка и оформление доклада; б) обоснование процесса; проектирования в) объяснение полученных результатов; г) коллективная защита проекта. | Защищают проект. | Наблюдает Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника. | ||||
Этап проверки и оценки результатов | а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач); б) анализ достижения поставленной цепи; в) оценка результатов, выявление новых проблем. | Коллективный самоанализ проекта и самооценка. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта | ||||