На зачёте студент должен обнаружить знание основных этапов развития философской мысли, знакомство с крупнейшими памятниками философии, а также продемонстрировать достаточный уровень глубины понимания философских проблем.
C. Итоговая аттестация
Курс завершается экзаменом, который осуществляется с помощью экзаменационных вопросов, в ходе традиционного университетского личного собеседования. Основой для определения оценки знаний на экзамене служит объем и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины.
Экзаменационный ответ оценивается, исходя из следующих критериев:
«Отлично» – вопросы билета отражены целостно, аргументированно. Студент демонстрирует глубину погружения в философскую проблематику, а также знание основной и дополнительной литературы, в том числе и первоисточников, критически их (первоисточники) оценивает.
«Хорошо» – содержание ответа в основных чертах отражает содержание вопросов билета, но имеются некоторые пробелы и недочёты. Студент демонстрирует неполное знание тематической литературы и первоисточников.
«Удовлетворительно» – содержание ответа в основных чертах отражает содержание вопросов билета, но не все сущностные положения вопросов билета раскрыты. Имеются фактические пробелы и минимальное владение литературой. Наблюдается неуверенное использование философской терминологии.
«Неудовлетворительно» – содержание ответа не отражает содержание билета. Имеются грубые ошибки в изложении историко-философского материала, а также незнание ключевых философских понятий и определений.
- Тематический план занятий [1]
№№ | Темы занятий | Лекции | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции |
Понятие мировоззрения. Философия как тип мировоззрения | 2 час. | 1 час. | ОК-2, ПК-9 | |
Античная философия | 8 час | 4 час. | ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Философия Средних веков | 4 час. | 2 час. | ОК-10, ПК-9, ПК-13 | |
Философия эпохи Возрождения | 2 час. | 1 час. | ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Философия Нового времени | 4 час. | 2 час. | ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9 | |
Философия эпохи Просвещения | 2 час. | 1 час. | ОК-2, ОК-10, ПК-9, ПК-13 | |
Немецкая философия XVIII-XIX вв. | 6 час. | 2 час. | ОК-2, ОК-10, ПК-9, ПК-13 | |
Русская философия | 10 час. | 4 час. | ОК-2, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Философия иррационализма | 8 час. | 1 час. | ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Философия позитивизма | 6 час. | 1 час. | ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Философия постмодернизма | 4 час. | 2 час. | ОК-2, ОК-10, ОК-15, ПК-9, ПК-13 | |
Сущность и основные формы бытия | 2 час. | 1 час. | ОК-2, ОК-13, ПК-13 | |
Познавательное отношение человека к миру | 2 час. | 1 час. | ОК-13, ОК-15 | |
Общество как предмет философского анализа | 2 час. | 1 час. | ОК-13, ОК-15 | |
Философская антропология и философия культуры | 2 час. | 1 час. | ОК-13, ПК-13 | |
Итого: | 62 час. | 25 час. |
- Основное содержание курса
Тема 1. Понятие мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.
Мировоззрение – представление человека о мире и о собственном месте в нём. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. 4 компонента мировоззрения: когнитивный, психологический, ценностно-нормативный, практический. Уровни мировоззрения: обыденное (жизненно-практический уровень) и научное (теоретический уровень). Мировоззрение, мироощущение, миропонимание. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.
Миф как способ целостного понимания мира. Конкретность, эмоциональность, поэтичность, синкретизм, антропоморфизм, гилозоизм мифа. Функции мифа. Мифотворчество в современном мире.
Религиозное мировоззрение. Религиозная догматика («Декалог», «Нагорная проповедь»). Превосходство веры над разумом.
Специфика философского мировоззрения: свободомыслие, критичность, рефлексивность, рациональный характер объяснения действительности. Основной вопрос философии. Понятия идеализма и материализма. Разделы философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, философия искусства, эстетика, этика, философия науки. Функции философии: софийная (формирование надежных ориентиров мудрости), мировоззренческая, методологическая (выработка ориентиров продуктивной жизни и деятельности), интегративная (целостное постижение действительности), критическая (развитие критического мышления), духовно-гуманистическая (развитие высокодуховной личности).
Тема 2. Античная философия.
Античная философия – первый период развития философии. По справедливому выражению К. Вайцзеккера античным философам «не на кого было опереться». Возникновение и развитие античной культуры и цивилизации. Пеласги. Ахейское вторжение III тыс. до н.э. Возникновение крито-микенской цивилизации II тыс. до н.э. Крито-минойская цивилизация. Троянская война XIII в. до н.э. Дорийское нашествие XII-IX в. до н.э. «Гомеровский» век (VIII в. до н.э.). Гесиод «Теогония» (VII в. до н.э.) Раннегреческая тирания. Формирование греческой полисной структуры.
Проблема периодизации античной философии.
Досократовский период развития философии. Натурфилософия (философия природы). Космоцентризм и онтологизм древнегреческой философии. Милетская школа и фигуры «семи мудрецов». Проблема первоначала (архе) и первопричины мира. Учение о воде Фалеса Милетского (625-547 до н.э.). Учение о воздухе Анаксимена (ок. 585-525 до н.э.). Учение об апейроне Анаксимандра (ок. 611-547 до н.э.). Стихийная диалектика Гераклита (544-480 до н.э.). Учение о Логосе. Пифагор (580-500 до н.э.) и пифагорейцы, учение о числе и гармонии сфер. Пифагорейский союз, окусматики. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский). Бытие Парменида (540-470 до н.э.). Апории Зенона (ок. 490-430 до н.э.): «Дихотомия», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха». Учение о бытии, идея тождества бытия и мышления. Философия Анаксагора («гомеомерии» как «семена всех вещей»). Проблема первоначала в философии Эмпедокла (ок. 490-430 до н.э.). Учение об атомах и пустоте Демокрита (460-370 до н.э.).
Сократический (классический) период развития философии. Греко-персидские войны. Особенности культуры Афин: агональность (судопроизводство, Олимпийские игры), демократизация образования. После поражения греков в Пелопоннесской войне происходит изменение прежних мировоззренческих установок, релятивизация традиционных ценностей полиса. Антропологическая революция в античной философии: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Расцвет философии софистов. Протагор (ок. 481 - ок. 411 до н.э.): «О богах», «Контраверсии»; Горгий (ок. 480- ок. 380 до н.э.) «О природе, или О несуществующем». Расцвет эристики (искусство спорить), риторики (искусство красноречия).
Сократ (469-399 до н.э.) – герой греко-персидских войн, участник Пелопоннесской войны, «бродячий философ». Метод отыскания истины майевтика (др.-греч. μαιευτική — повивальное искусство, родовспоможение) на основе диалогов Платона («Евтидем», «Лахес» и др.). Ироническое изображение Сократа в комедии Аристофана «Облака». Смерть Сократа: диалог «Апология Сократа» Платона. «Сократические школы»: Киренайская (Аристипп), Киническая (Антисфен, Диоген Лаэрций), Мегарская (Евклид из Мегары), Элидо-Эретрийская (Федон из Элиды).
Философия Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). «Странствия» Платона (Египет – Кирена – южная Италия – Сицилия – рабство в Эгине – Афины – Сиракузы). «Платоновский вопрос». Влияние размышлений Пифагора, Гераклита и Сократа на философию Платона. Тематика произведений Платона: теория идей (диалоги «Тимей», «Филеб», «Парменид», «Пир», «Гиппий Большой»), о душе (диалог «Федр»), идея блага и идеального государства («Государство», «Законы», «Политик»), теория познания («Тимей», «Теэтет»,VI книга «Государства» («Миф о пещере»), «Федон»).
Аристотель (384-322 до н.э.) – систематизатор античной философии, учитель полководца Александра Македонского. Научные интерес Аристотеля включают предметы: физика («О небе», «Чтения о физике»), психология («О душе»), логика («Органон», «Аналитики» I и II, «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях»), этика («Большая этика», «Никомахова этика»); а также «Политика», «Поэтика», «Метафизика». Критика Аристотелем учения Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Учение о 4-х причинах: материальная, формальная, действующая и целевая. Учение об Уме-Перводвигателе. Учение о движении. Понятие энтелехии. Гносеология Аристотеля. Законы классической логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключения третьего. Космология Аристотеля. Учение о государстве. Этика добродетели Аристотеля и античная категория меры. Понятие катарсиса. Вклад трудов Аристотеля в развитие философии, науки, искусства и культуры.
Эллинистический период развития античной философии считается упадочным, декадансным по сравнению с классическим, что не совсем справедливо. Это период становления, расцвета и упадка Римской империи. Основной вопрос философии – этический, или как научить человека быть счастливым. Эллинистические философские школы: стоики, скептики, эпикурейцы и неоплатоники.
Основатель стоицизма – Зенон Китийский (366-264 до н.э.). Именование получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»). Греческие стоики: Клеанф (ок. 331-232/231 до н.э.), Хрисипп (281/277-208/205 до н.э.) – древняя стоя; Панетий (ок. 185-110 до н.э.), Посидоний (135-51 до н.э.) – средняя стоя. Римский (поздний) стоицизм: «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки (5 до н.э.- 65 н.э.), «Размышления» Марка Аврелия (121-180 н.э.), творчество Эпиктета. Основное понятие этики – атараксия (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие»), логики и теории познания – каталепсия (греч. κατάληψις — «схватывание, удерживание»). Учение о предопределении.
К эллинистическому периоду развития философии относится школа эпикурейцев («философы сада»). «Каноника», «Физика», «Этика» Эпикура (341-270 до н.э.), Тит Лукреций Кар («О природе вещей»). Теория естественных и «пустых» желаний Эпикура, главный принцип добродетели – умеренность.
Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — «рассматривающий, исследующий») Пиррона (ок. 360 до н.э. – ок. 270 до н.э.), Энесидема, Секста Эмпирика (2-я пол. II н.э.) («Три книги пирроновых положений», «Против учёных»).Идеал познания – сомнение. Этический идеал – воздержание от суждения ради обретения спокойствия духа. 15 скептических тропов (оснований для воздержания от суждений).
Неоплатонизм. Плотин (204/205 - 270). Порфирий (234-301/305). Идея абсолютного Блага, Единого и его ипостаси: Ум, Душа, Материя (Природа). Понятия эманация (лат. Emanatio – «истечение, распространение») и анагогия (др.-греч. Ανάγειν – «возвышение»), возвращение к Абсолюту и экстаз. Влияние неоплатонима на развитие христианской философии. Развитие неоплатонизма. Ямвлих (ок. 245-330) и неоплатоническая теургия. Прокл (412-485) – завершение разработки основных понятий и методов неоплатонизма. Возникновение христианства, влияние неоплатонизма на дальнейшее развитие философии.
Тема 3. Философия Средних веков.
Влияние философской традиции Аристотеля и Платона на средневековую мысль. «Вся европейская философия – это лишь заметки на полях сочинений Платона» (А.Н. Уайтхед). Средние века как «темные» и как время появления первых университетов. Возникновение христианства и его влияние на развитие философии. Основные понятия средневекового мировоззрения: теоцентризм, теодицея, креационизм, трансцендентность. Идея творения мира Богом и откровения. Проблема соотношения сущности и существования. Спор об универсалиях: реалисты, номиналисты, концептуалисты.
Апологетика, патристика и схоластика. Отношение веры и знания в философии Тертуллиана (155/165-220/240). Трактат «О плоти Христа». Теоцентризм, провиденциализм, учение о времени, теодицея в «Исповеди» А. Августина (354-430). Учение Блаженного Августина «О граде Божьем». Онтологическое доказательство бытия Бога А. Кентерберийского (1033-1109). «Суммы» Ф. Аквинского (1225-1273). Учение о 5 доказательствах бытия Бога («Сумма теологии»). Теодицея Аквината. Мистическая философия Бонавентуры (1217\18-1274). Р. Бэкон (1214-1292) о природе человеческого знания, его основных источниках и причинах заблуждения. Университеты Средневековья, их влияние на развитие философской мысли. Познание Бога и «бритва Оккама» (ок. 1285-1349). Проблема детерминизма и «буриданов осёл». М. Экхарт (1260-1327\28) о духовном пути, ведущему к индивидуальному внутреннему соцерцанию божественного и личному, внецерковному соединению с ним.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Социокультурные предпосылки возникновения философии Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм Ренессанса. Античность как идеал духовности. Признание телесности. М. Фичино (1433-1499) и флорентийская Академия. «Платоновское богословие о бессмертии души», «О любви». Новые идеалы философии Ренессанса. Индивидуальность как ценность. Проблема воспитания универсальной творческой личности (уникальность и оригинальность, добродетельность и ответственность). Философские идеи Пико делла Мирандолы (1463-1494). «Речь о достоинстве человека». Натурфилософия и пантеизм. Концепция Н. Кузанского (1401-1464) об «ученом незнании». Географические открытия, развитие естесствознания (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Новое понимания жизни, которым управляет не Бог и не фатум, а сам человек (идея фортуны). Секуляризация культуры. Реформация и «95 тезисов» М. Лютера (1483-1546). «Иоанн Креститель Реформации» Э. Роттердамский (1469-1536) и «Похвала глупости». Образ Мории (глупости). С. Брандт и сочинение «Корабль дураков». Размышления о природе человеческого духа в «Опытах» М. Монтеня (1533-1592). Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса. Трактат «Государь» Н. Макиавелли (1469-1527). Влияние макиавеллизма на политическую мысль и культуру XX века. Социальные утопии Т. Мора («Утопия»), Т. Кампанеллы («Город Солнца»).
Тема 5. Философия Нового времени.
Влияние науки и экспериментального естествознания (открытия И. Кеплера, А. Лавуазье, Б. Паскаля, Р. Бойля, К. Линнея и др.) на все сферы развития культуры. Механистическая картина мира И. Ньютона (1643-1727). «Идололатрия» разума не только в науке, но и в социальной жизни – Великая Французская революция (1789 г.). Машинное производство, рост капитализма. Механицизм мышления. Новое понимания божественной сущности – «Бог-часовщик». Новое понимание сущности человека – «человек-машина» (Т. Гоббс), вульгарный материализм (Ж. Ламетри). Госудаство-Левиафан (Т. Гоббс) и теория «общественного договора». Классицизм в искусстве как следствие глобальной рационализации мышления.
Гносеология (от др.-греч. Γnόςις – «знание, наука» и λόγος – «слово», «речь») как раздел философии.
Эмпиризм и сенсуализм Нового времени. Идея господства человеческого разума над природой. Ф. Бэкон (1561-1626) как ученый, общественный и политический деятель, философ. Теория «идолов» в «Новом Органоне». Этапы индукции: сбор фактов и их систематизация, анализ данных, эксперимент (опыты «плодоносные» и «светоносные»). Метафоры путей познания: пчела, паук и муравей. Труд Бэкона «О достоинстве и приумножении наук». Образ идеального государства в утопии Бэкона «Новая Атлантида».
Концепция «tabula rasa» Дж. Локка (1632-1704). Внешний и внутренний опыт. Идеи первичных и вторичных качеств. Простые и сложные идеи. Импульс. Теория разделения властей в работе «Два трактата о государственном правлении».
Номинализм Т. Гоббса (1588-1679). Вопрос о свободе и необходимости, «мягкий детерминизм». Субъективный идеализм Дж. Беркли (1685-11753). Агностицизм Д. Юма (1711-1776): «Трактат о человеческой природе».
Рационализм Нового времени. Р. Декарт (1596-1650) как математик и основоположник рационализма. Содержание трактатов Р. Декарта «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках», «Первоначала философии». «Мыслю, следовательно, существую» и метод радикального сомнения. Правила мышления: «правила достоверности», «правило анализа», «правило синтеза», «правило педантизма». Учение о двух типах субстанции (дуализм). Доказательство бытия Бога, теория «врождённых идей».
Учение о субстанции и её модусах Б. Спинозы (1632-1677). Этика Спинозы. Взгляды на человека, общество, политику, религию.
Монадология или онтологический плюрализм Г. Лейбница (1646-1716). Свойства монад и их разновидности. Понятия перцепция и апперцепция. Теодицея и метафизический оптимизм Лейбница: «мы живём в наилучшем из возможных миров».
Тема 6. Философия эпохи Просвещения.
Распространение идей Просвещения в Европе. Натурализм, сенсуализм, деизм, вольнодумство французских просветителей. Критическое отношение к социальной реальности, идеи общественного переустройства. Гуманистическая просветительская деятельность энциклопедистов. Проект века – «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро (1713-1784): детерминизм в природе, необходимость и случайность, фатализм, эволюционизм. Ф. Вольтер (1694-1778): деизм, идея социального прогресса, «царство разума» как проект будущего. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778): рассуждения о происхождении неравенства, «общественный договор». Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Екатерина II и идеи французских просветителей.
Тема 7. Немецкая философия XVIII-XIX вв.
Вопрос о человеке становится центральным в философии И. Канта. «Критики» И. Канта описывают природу познания, человеческой этики, эстетического суждения. Влияние философии Д. Юма и Ж.Ж. Руссо на И. Канта (1724-1804). Два периода в жизни и творчестве И. Канта: докритический и критический. «Критики» И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Суть «коперникианского переворота» И. Канта. 3 уровня познания: чувства, рассудок, разум. Аналитические и синтетические суждения. Понятия априори и апостериори, априорные формы чувственности, категории рассудка, антиномии разума, феномены и ноумены, трансцендентный и трансцендентальный. Агностицизм И. Канта.
Категорический императив И. Канта. Априорный характер морального закона. «Максимы» поведения. Вопрос о существования Бога в этическом учении И. Канта.
Понятие вкуса как суждение о природе предмета, основанное на неутилитарном удовольствии. Аналитика эстетических категорий. Неокантианство: метафизика и теория познания марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), предмет и методы познания Баденкой школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Романтизм в философии и культуре. «Наукоучение» И. Фихте (1762-1814). Философия искусства и творчества Ф. Шеллинга (1775-1854). Эстетическая концепция. Миф и символ. Кризис рационализма и гуманизма. «Буря и натиск». Романтическая ирония и ее осмысление Ф. Шлегелем (1772-1829). «Фрагменты» Ф. Новалиса (1772-1801). Теология и герменевтика Ф. Шлейермахера (1768-1834). Абсолютизация идеи свободы в творчестве художников-романтиков. Поиски свободного духа в народной культуре, фольклоре, средневековой мистике.
Объективный идеализм Г. Гегеля (1770-1831). «Наука логики» как учение о первичной идее. «Философия природы» как учение об инобытии идеи – материи, природе. «Философия духа» - опыт осмысления человеческого мышления в его развитии: 1) Субъективный дух; 2) Объективный дух; 3) Абсолютный дух. Диалектическая триада тезис-антитезис-синтез в учении Гегеля. Влияние античности на немецкую философию. Старогегельянство и младогегельянство в России и мире.
Антропологический поворот в философии Л. Фейербаха (1804-1872). Антропоморфизм религии. «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, то быки изображали бы богов похожими на быков, лошади – похожими на лошадей» (Ксенофан).
Отказ от идеалистического мышления. Философская теория К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Понятие производительных сил и производственных отношений. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ). Учение о типах ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Понятие базиса (производственные отношения) и надстройки (идеология, правовая, духовная сфера жизни общества). Понятие класса. Критика капиталистических отношений: «отчуждение труда».
Влияние марксизма на отечественную историю и философию.
Тема 8. Русская философия.
Особенности русской философии. Периодизация.
Предыстория русской философии и традиции религиозной мысли. Источники. Ветхий Завет и Палея толковая. Митрополит Никифор «О душе» (XI в). В. Мономах «Поучение» (XI в). Митрополит Иларион «Слово о законе и благодати» (XI в). Понятие исихазма (от др.-греч. ἡσυχία «спокойствие, тишина, уединение»): Вас. Великий, Гр. Нисский, Гр. Богослов, Иоанн Златоуст. Традиция православного старчества: Тихон Задонский (XVIII в.), оптинские старцы (XVIII-XIX вв.), старец Паисий (XIX в.). Апокрифическая литература: апокриф «Хождение Богородицы по мукам».
Философская мысль в Московской Руси XIII-XVIII вв. Спор нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий). Концепция «Москва — третий Рим» митрополита Филофея (XVI в.). Духовные стихи: «Голубиная книга» (XV-XVI вв.). «Сокровенный сердцу человек» «русского Сократа» Гр. Сковороды (1722-1794).
Русская философия второй половины XVIII в. - первой половины XIX в. Выбор исторического пути России: спор западников и славянофилов. Лидеры славянофильства: А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1800-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876). О единстве и свободе православной церкви (А.С. Хомяков). О рассудочности католицизма и духовности православия (И.В. Киреевский). О соборности, русской общине и «русском духе».
Почвенничество как продолжение славянофильства. Учение Н.Я. Данилевского (1822-1885) о культурно-исторических типах и многовариантности культурного развития, «Россия и Европа»; исторический процесс и судьба России в философии Л.П. Карсавина (1822-1952). Концепция «византизма» К.Н. Леонтьева (1831-1891). Размышления Ф.М. Достоевского (1821-1881) о русском народе; концепция личности в истории, «истинная религия» и нравственного совершенствования человека в сочинениях Л.Н. Толстого (1828-1910). «Непротивление злу насилием» в оценке И.А. Ильина (1883-1954).
Развитие западничества от идей о русских как «незаконнорожденных детях» П.Я. Чаадаева (1794-1856) до идей социальных преобразований (А.И. Герцен (1812-1870), В.Г. Белинский (1811-1848)), радикального анархизма (М.А. Бакунин (1814-1876)). Этика «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского (1828-1889): достижение наибольшего счастья наибольшего числа людей.
Русская религиозная философия второй половины XIX в. – начала XX в. Учение о Софии (Премудрости Божьей, замысле Бога о мире) В.С. Соловьёва (1853-1900) и отражение образа Софии в поэзии Серебряного века. Идеи соборности, единства человечества («Чтения о богочеловечестве»). О смысле существования (предназначении) русского народа («Русская идея»).
Н.А. Бердяев (1874-1948) о личности и творчестве. "Русский Леонардо" П.А. Флоренский (1882-1937) и его труд "Столп и утверждении истины. Опыт православной теодицеи".
«Идололатрия разума» и «Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова (1829-1903): патрофикация, всеобщая регуляция. Панпсихизм отца отечественной космонавтики К.Э. Циолковского (1857-1935). В.И. Вернадский (1863-1945) о ноосфере и влияние его трудов на философию Т. де Шардена. Космобиология А.Л. Чижевского (1894-1977).
Философия Вяч. Иванова (1866-1949) и ее влияние на культуру Серебряного века.
Идеи отечественной философии в контексте западноевропейской философской традиции.
Тема 9. Философия иррационализма.
Иррационалистическая философия (философия жизни). Разочарование в разумном устроении мира (разочарование в итогах Французской буржуазной революции,) стало причиной смены рационалистической парадигмы философской мысли на иррационалистическую. Учение о мировой воле А. Шопенгауэра (1788-1860), воле к власти Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм А. Бергсона (1859-1941) – вот первые плоды нового образа мысли.
"Мир как воля и представление" А. Шопенгауэра. Философская антропология и этические воззрения Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»). Ф. Ницше: проект преобразования цивилизации, проблема «переоценки всех ценностей», концепция «сверхчеловека», критика христианской религии («смерть Бога»). Анализ притч «Так говорил Заратустра»: притча о превращении духа, о проповедниках смерти, канатоходце, безумных обезьянах и др. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше и нацизм. Ф. Ницше как философ культуры («Рождение трагедии из духа музыки»).
Анализ труда А. Бергсона «Творческая эволюция. Материя и память». Определение «жизненного порыва», «длительности», «творческой эволюции», концепция «закрытых» и «открытых» обществ. Интуиция как способ проникновения в сущность предмета. Превосходство интуиции над разумом. Теория физического времени и память. Влияние философии А. Бергсона на литературу первой трети XX века: «поток сознания» в творчестве М. Пруста, Дж. Джойса, У. Фолкнера.
Экзистенциализм в философии. Философия экзистенциализма появилась вследствие разочарования людей в плодах цивилизации и культуры. Критическое осмысление научно-технического прогресса (и как жертва ему "слезинка ребёнка") и истории (2 мировые войны) подвели мыслителей к тревожным мыслям относительно существования человека и цивилизации. С. Кьеркегор (1813-1855): экзистенциальный опыт постижения сущности индивидуального человеческого бытия («Страх и трепет»). «Тошнота» Ж.П. Сартра, «бунт» А. Камю – реакции человека на мир и важнейшие «категории мышления» философов-экзистенциалистов. Понятия «Другого» и «Чужого». Понятие экзистенции.
Понятия «зов бытия», «бытие-в-мире», «забота», «заброшенность» в трактате «Бытие и время» М. Хайдеггера (1889-1976). «Пограничная ситуация» и «осевая эпоха» в философии К. Ясперса (1883-1969). «Обреченность на свободу», «свобода и ответственность» в трудах «Экзистенциализм – это гуманизм», «Бытие и Ничто» Ж.-П. Сартра (1905-1980). Абсурд как философская категория у А. Камю (1913-1960). «Миф о Сизифе» (из кн. «Человек бунтующий») и проблема метафизического и политического бунта.
Психоаналитическая философия. З. Фрейд (1856-1939) и теория бессознательного. Табу. Бессознательное и культура по работе "Неудовлетворенность культурой". Понятие сублимации. Эрос и танатос. Либидо и мортидо. «Эдипов комплекс».
Теория К. Юнга (1875-1961) об архетипах и понятие «коллективного бессознательного».
Э. Фромм (1900-1980) и экзистенциальный психоанализ: социальный характер, типы социальной ориентации, проблема обретения свободы («Человек для себя», «Бегство от свободы», «Иметь или быть?», «Анатомия человеческой деструктивности»).
Рациовитализм в философии ХХ в. Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955): проблема кризиса европейского общества («Восстание масс»). Масса и индивидуальность в современной культуре.
Философская герменевтика как искусство понимания чужой индивидуальности («Другого») и интерпретации социально-культурных явлений (Г. Шлейермахер, П. Рикер, Г. Гадамер, В. Дильтей). Философия культуры О. Шпенглера (1880-1936) и идеи «мировой катастрофы» в книге «Закат Европы».
Тема 10. Философия позитивизма.
Социокультурные предпосылки возникновения позитивизма. Программа позитивизма. Критика спекулятивной метафизики. «Положительная философия» и положительные науки. Формы позитивизма.
«Классический» («первый») позитивизм: принципы классификации наук О. Конта (1798-1857), «социальная физика» и механизмы социальной эволюции Г. Спенсера (1820-1903).
«Эмпириокритицизм» («второй») позитивизм и задача «очищения» опыта. Теория «нейтральных элементов опыта», принцип «экономии мышления» Э. Маха (1838-1916). Концепция относительности научных истин, знание как символ. Идея «принципиальной координации субъекта и объекта» Р. Авенариуса (1843-1896). Конвенционализм А. Пуанкаре (1854-1912). Методологическое значение учение А. Пуанкаре об интуиции для математических исследований, для изучения проблем творчества.
Неопозитивизм и проблема языка науки. Логический позитивизм Венского кружка. От языка науки к языку повседневности. Язык как «игра» в «Логико-философскрм трактате» Л. Витгенштейна (1889-1951). Критики научных суждений и проблема верификации (проверка теоретических положений) М. Шлика (1882-1936). Физикализм как универсальный язык науки Р. Карнапа (1891-1970). Логический конвенционализм и теорема Г. Гёделя (1906-1978).
Постпозитивизм. Проблема демаркации знания и фальсифицируемость (принципиальная опровержимость) любого научного утверждения, учение о «трёх мирах» К. Поппера (1902-1994). Понятие «парадигма» и научная революция в воззрениях Т. Куна (1922-1995).
Концепция развития науки у И. Лакатоса (1922-1974) и методология научных исследовательских программ: «твёрдое ядро», «защитный пояс», «океан аномалий». П. Фейерабенд (1924-1994) о росте научного знания на основе полиферации (размножения) научных теорий, о равноправии различных типов знания. Методологический анархизм (дадаизм). Об отделении науки от государства.
Тема 11. Философия постмодернизма.
«Состояние постсовременности» (Д. Харви). Кризис и переопределение европейской культуры. Проблемы структурного анализа языка, культуры. Культура как текст, интертекстуальность внутрикультурного диалога в трактовке Р. Барта (1915-1980) и Ю. Кристевой (род. 1941 г.). Концепции «смерти автора», скриптора, автоматического письма Р. Барта. Теория «открытого произведения» У. Эко. Понятия эпистема, дискурс М. Фуко («Слова и вещи», «Археология гуманитарного знания»). Эстетика существования в работах М. Фуко «Безумие в классическую эпоху», «Надзирать и наказывать», «История сексуальности».
Философия деконструктивизма Ж. Деррида: взаимосвязь с культурой и отражение в творческих стратегиях. Концепция «ризомы» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Понятие «симулякра» Ж. Бодрийяра как метафора современности. Философская «онтология лжи» в одноименной книге А. Секацкого. Синергетическая парадигма человека в трудах С. Хоружего. Человек, общество, культура в ситуации постмодерна.
Тема 12. Сущность и основные формы бытия.
Специфика философского понимания бытия. Проблема единства бытия. Внутренняя противоречивость бытия – конечность и бесконечность, абсолютное и относительное, вечное и преходящее. Бытие, небытие, ничто. Бытие – сущность и существование. Единство и многообразие форм бытия. Внутренняя активность бытия, соотношение порядка и хаоса (И. Пригожин и И. Стенгерс). Синергетическая парадигма развития бытия. Детерминированность (взаимообусловленность) как универсальная характеристика бытия. Детерминация необходимого и случайного, причин и следствий, возможного и действительного в природных, социальных и духовных процессах. Бытие и время. Проблема объективности времени и субъективное переживание времени человеком. От «метафизики бесконечного» к аналитике человеческого существования. Эмоционально-трансцендентные акты – формы столкновения с бытием. Игра, искусство, фантазия – конечные формы освоения бесконечного (Х. Гадамер). Локально-темпоральные характеристики жизненного мира. Событие и время. Пространство и время феноменов сознания. Процессы изменения и развития бытия. Прогрессивные и регрессивные тенденции развития. Принцип историзма.
Тема 13. Познавательное отношение человека к миру.
Категория «идеальное» в истории философии. Сознание и идеальное. Происхождение и сущность сознания. Сознание как субъективный образ объективного мира и внутренний мир человека. Сознание и язык. Язык, знак, значение. Самосознание как способ самопознания субъекта. Проблема «своё-чужое» как выражение ценностного аспект самосознания. Познание как предмет философского анализа. Понятие знания. Формы познавательной деятельности и уровни познания. Проблема поиска истины. Концепции истины. Критерии истины. Истина и мнение. Истина и заблуждение. Научное познание и его специфические признаки. Отличие науки от обыденного познания. Наука как объективное предметное знание. Критерии научности. Логика и методология научного познания. Логические методы познания: индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Творчество и познание. Роль гипотезы и теории в научном творчестве. Созидание и разрушение как компоненты творческого процесса. Соотношение необходимости и свободы в творчестве. Гуманистическая сущность науки и искусства, проблема нравственной ответственности ученого и художника.
Тема 14. Общество как предмет философского анализа.
Проблема происхождения человеческого общества. Механистические и органистические теории целостности общества. Исторические типы общества. Принципы социализации индивидов. Социальные отношения и социальные связи. Индивид, социальная группа, социальная общность. Система социальных институтов. Потребности и интересы социального субъекта. Динамические процессы в жизни общества. Социальная стратификация и социальная мобильность. Духовная и материально-практическая жизнь общества. Сферы жизнедеятельности: материальное производство, наука, ценностная сфера (идеология, философия, религия, искусство), социальная сфера (производство и воспроизводство человека), сфера общественного управления (политика, власть, государство). Социальная и персональная реальность. Художник и общество. Художник и власть. Проблемы социального развития. Общественный прогресс, его критерии. Глобальные проблемы современного мира. Экологические проблемы как практическая задача современного человечества. Художники как социальная общность. Роль искусства в сохранении экологии жизни. Будущее человечества. Методы прогнозирования.
Тема 15. Философская антропология и философия культуры
Проблема социального и биологического в человеке. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие жизненного мира. Координаты жизненного мира (судьба, свобода, смерть). Жизнетворчество как социокультурный феномен. Образы мира и образы Я. Образы бытия человека в культуре: «труженик», «мученик», «герой», «пророк», «творец», «святой», «разрушитель», «предатель», «лентяй». Человек как субъект творчества. Разработка проблем личности в философии: homo sapiens (просвещение), homo naturalis (Л. Фейербах, Ч. Дарвин, Ж. Ламарк), homo faber (Г. Маркузе), человек бунтующий (А. Камю), homo ludens (Й. Хейзинга) и т.д. Проблема смысла человеческого существования. Культура как предмет философского исследования (Э. Кассирер, Й. Хейзинга, Г. Маркузе, М.К. Мамардашвили и др.). Исторические типы культур и концепция культурной самобытности. Диалог культур. Творческая деятельность. Творчество как реализация духовного потенциала. Талант и гений. Ценности человеческого существования. Ценность как духовный ориентир. Понятие «иерархия ценностей». Социальные ценности. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Искусство как специфическая сфера бытия эстетического. Современные тенденции культурного развития.
- Примерная тематика заданий для самостоятельной работы
1. Основные типы мировоззрений, их сходство и различие.
2. Восточная философия и европейское искусство.
3. Космоцентризм и основные понятия античной философии.
4. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
5. Августин Блаженный и Фома Аквинский: два взгляда на человека и его историческую миссию.
6. Ницше Ф. и историко-философская тра