КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СОЗДАНИЕ ИНТЕРПРИТАЦИИ




Методические рекомендации по реализации вокально-художественного образа (начальный этап)

ВЫБОР ВОКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Прежде, чем приступить к практической работе над воплощением вокально-художественного образа, необходимо выбрать музыкально-театральное произведение. Подбор репертуара – это не одномоментный акт, а сложный творческий процесс: с одной стороны, в нем фокусируются музыкально-эстетический вкус и культура актера-певца; с другой стороны, подбор произведений и репертуар имеет педагогический характер, так как он обусловлен особенностями исполнителей и репетиционными условиями.

При подборе репертуара для конкретных исполнителей необходимо учитывать, уровень вокально-технической оснащенности, артистические и исполнительские возможности, кроме того, необходимо иметь в виду перспективы роста технического и исполнительского мастерства. Итак, при выдборе вокально-театрального произведения (номера) необходимо руководствоваться следующими принципами:

- яркость, оригинальность номера, контрастность;

- художественная ценность и значимость произведения; соблюдение этого принципа предполагает воспитание и развитие музыкально-эстетического вкуса каждого участника сцены, повышение музыкально-исполнительской культуры;

- доступность, т.е. соответствие возрастному, количественному составу номера, степени вокальной подготовленности;

- полезность, т.е. пригодность произведения для решения технических и исполнительских задач, способствующих росту исполнительского уровня актера-певца.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ВОКАЛЬНОЙ ПАРТИТУРОЙ

Вокальной произведение для исполнителя является не просто нотным и поэтическим текстом, не абстрактной схемой, а самой музыкой, которая должна быть «оживлена». Исполнителю необходимо раскрыть суть творческой работы композитора и поэта, приблизиться к ним, понять их творческие задачи и мысленно пройти вместе с ними путь к их решению, то есть найти соответствие композиционных решений замыслу.

Предварительная работа над произведением включает в себя три основных раздела: ознакомление, изучение и подготовка к репетиционной деятельности.

1 этап: Ознакомление с вокальным произведением.

Работа над произведением начинается с общего знакомства с вокальным сочинением, где основной задачей является создание первого впечатления от музыкального и поэтического текста, позволяющего ощутить степень выразительности музыки и слова.

Начальная работа над поэтическим текстом состоит из прочтения текста с интонацией, выявления смысла, создания первого эмоционального впечатления.

Способы первого прочтения музыкального материала могут быть различными:

- Исполнение вокальной партии на фортепиано. Данный способ позволяет услышать мелодию, но не дает полного представления о ее звучании, так как раскрывается в ином тембре, без слов, и, следовательно, передает лишь ритмические и звуковысотные соотношения отдельных элементов.

- Прослушивание других исполнителей, выбор наиболее ценных вокально-театральных образцов;

- Прослушивание произведения с нотным текстом в руках в «живом» исполнении или в записи.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СОЗДАНИЕ ИНТЕРПРИТАЦИИ

Анализ вокально-игрового произведения имеет свою специфику и является важной составляющей в предварительной работе исполнителя над произведением. Для создания высокохудожественной интерпретации необходимо владеть комплексным анализом, позволяющим выявить и сформировать концентрированный идеальный образ, который будет выступать и как внутренняя опора, и как целевая установка для будущей исполнительской практики.

Комплексный анализ включает в себя музыкально-теоретический, вокально-исполнительский, актерский анализ. Целью такого анализа является выявление, обоснование и обобщение всех выразительных элементов, которые обнаружены в результате тщательного музыкально-теоретического анализа вокальной партитуры и исполнительского анализа (вокального и инструментально изучения партитуры).

Подобный анализ предполагает глубокое понимание системы средств выразительности. Анализ хорового произведения должен учитывать многочисленные сведения о содержательно-выразительных и формообразовательных возможностях различных сторон и элементов музыки и слова, то есть большой материал, накопленный в области семантики, грамматики, стилистики и исторической эволюции музыкального и поэтического языка.

ПЛАН КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Общие сведения о произведении и его авторах (условия действия)

1.1. Общие сведения о произведении

Название вокального произведения, год (период) его написания автором музыки и автором текста, исполнители, в каких музыкальных спектаклях, фильмах, мюзиклах и др. исполнялось).

Характеристика вокального жанра. В случае если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением инструментального произведения, необходимо проанализировать произведение в первоначальном виде и определить степень изменения вокального сочинения в сравнении с оригиналом.

1.2. Общие сведения об авторе музыки

Общая характеристика творчества, включая вокальные жанры.

Если анализируемое произведение является обработкой народной песни или переложением вокального, инструментального произведения, то необходимо найти сведения об авторе обработки (авторе переложения). При анализе фольклорного материала (народные песни) рекомендуется учитывать национальные музыкальные особенности.

1.3. Общие сведения об авторе текста

Общая характеристика творчества поэта, краткие биографические данные (годы жизни, места проживания и работы, интересы помимо литературной деятельности; личности, оказавшие влияние на творчество). Общая краткая характеристика творчества (литературные жанры, темы, образы его произведений).

2. Анализ литературного текста

Определение идейного содержания литературного текста (круг образов, главная идея, жанровая принадлежность и др.). Если произведение написано на иностранном языке – необходимо сделать дословный перевод данного текста и выяснить значение непонятных слов.

3. Анализ средств музыкальной выразительности

Все средства музыкальной выразительности (форма, интонационно-ритмическая организация, фактура и т.д.) анализируются в связи с содержанием поэтического текста и выявлением их роли в формировании художественного образа данного произведения.

3.1. Анализ музыкальной формы

Определить музыкальную форму и изобразить её схематично. Выявить и проанализировать все структурные составляющие формы: части, разделы, периоды, предложения, фразы, мотивы, интонации. Проследить взаимосвязь литературного текста и музыкальной формы.

3.2. Анализ мелодии

Определить вид и характер мелодического движения, метроритмическое строение мелодии, в опоре на жанровую принадлежность произведения. Выявить ладовые признаки мелодии, характерные приемы мелодического развития, местоположение и тип мелодической кульминации. Проследить взаимодействие литературного текста и мелодии.

3.3. Анализ метра и ритма

Определить вид метра (простой или сложный), проследить взаимосвязь размера стиха и метра в вокальном произведении.

Выявить связь ритма с музыкальным жанром, определить основные ритмические фигуры. Проследить взаимосвязь литературного текста и ритма музыкального произведения.

3.4. Анализ лада и тональности

Определить тональность, лад и их изменения на протяжении произведения. Охарактеризовать степень взаимосвязи литературного текста с ладом и тональностью.

3.5. Анализ гармонии

Осуществить подробный анализ гармонии, на основе которого сделать выводы: как используемая в произведении гармония взаимосвязана с литературным текстом, и с помощью каких гармонических средств раскрывается образное содержание изучаемого сочинения.

3.7. Анализ темпа и динамики

Найти авторские темповые обозначения, в случае обозначения темпа на итальянском языке сделать перевод, затем соотнести темповое обозначение с метрономом. Найти в партитуре и определить типы фермат и степень их продления. Выявить связь темпа со всеми средствами художественной выразительности. Проследить взаимосвязь литературного текста и темпа.

Проследить развитие динамики на протяжении всего произведения. Выявить связь динамики со всеми средствами художественной выразительности и литературным текстом. Определить местоположение кульминации и выяснить роль средств выразительности в ее создании.

Итогом проделанной работы является создание исполнительской интерпретации вокально-театрального произведения, которая далее будет выступать и как внутренняя опора, и как целевая установка для исполнительской практики хорового дирижера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: