Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»




Как составить тезисы

 

Мы учимся не для школы, а для жизни. (Сенека)

 

Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.

Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.

Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.

Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.

В практике работы с книгой установлены такие формы записи прочитанного - план, тезисы, выписки, конспект.

Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.

Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.

Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.

Различают виды тезисов:

1. Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;

2. Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;

3. Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;

4. Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;

5. Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.

Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).

Порядок работы при составлении тезисов:

1. Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.

2. Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.

3. Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.

Требования к составлению тезисов:

1. Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, невзирая на некоторую прерывистость.

2. Каждое положение содержит в себе одну мысль.

3. Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.

4. Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.

5. Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.

Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.

Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.

Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»

1. Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.

2. Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.

3. Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.

4. Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.

5. Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.

6. Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: