Как составить тезисы
Мы учимся не для школы, а для жизни. (Сенека)
Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.
Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.
Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.
Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.
В практике работы с книгой установлены такие формы записи прочитанного - план, тезисы, выписки, конспект.
Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.
Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.
Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.
Различают виды тезисов:
1. Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;
2. Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;
3. Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;
4. Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;
5. Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.
Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).
Порядок работы при составлении тезисов:
1. Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.
2. Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.
3. Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.
Требования к составлению тезисов:
1. Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, невзирая на некоторую прерывистость.
2. Каждое положение содержит в себе одну мысль.
3. Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.
4. Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.
5. Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.
Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.
Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.
Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»
1. Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.
2. Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.
3. Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.
4. Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.
5. Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.
6. Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.