Культурная жизнь того времени. Введение цензуры.




Намерения Николая I были в целом благими. Он осознавал необходимость коренного изменения положения крепостных крестьян. В его планах было улучшить суд, управление, законы, финансовую ситуацию, область народного образования. Но для осуществления его реформ перед ним стояла практически непреодолимая преграда. Это было чиновничество. «Это орудие, которым он мог бы воспользоваться, – пишет Е.Ф. Шмурло, – но не смог, поскольку оно не стояло и не могло стоять на высоте своего положения, и потому чего-либо существенного императору не удалось сделать за все тридцать лет своего управления государством».

Это привело к тому, что интеллектуальные силы страны, лишённые активной деятельности, «ушли в себя». Будучи оторванными от жизни, они породили тот тип людей, изображение которых в русской литературе выросло в целую традицию и получило название «лишних людей». Это «печорины», уездные «гамлеты», «обломовы», «онегины», «рудины» и т.д. Единственной свободной платформой для творческих сил явилась область литературы и кабинетной работы. Действительно, время правления Николая I напрямую связано с целой плеядой великолепных блестящих имён, которые составили значительную часть золотого фонда русской культуры, литературы и науки.

В.А. Жуковский (1783 – 1852), А.С. Пушкин (1799 – 1837), Е.А. Боратынский (1800 – 1844) уже проявили себя как выдающиеся деятели в предыдущее царствование. При Николае I они дали наиболее сильные образцы своего творчества. Продолжал свою творческую деятельность и И.А. Крылов (1769 – 1864), находившийся уже в преклонном возрасте. Но исключительно николаевскому тридцатилетию принадлежат М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841), Н.В. Гоголь (1809 – 1852), А.И. Полежаев (1804 – 1838), А.Н. Островский (1832 – 1886), А.В. Кольцов (1809 – 1842), Т.Г. Шевченко (1814 – 1861), С.Т. Аксаков (1791 – 1859).

Наблюдается расцвет русской живописи. Речь идёт о творчестве выдающихся русских художников С.Ф. Щедрина (1791 – 1830), А.Г. Венецианова (1780 – 1847), О.А. Кипренского (1782 – 1836), В.А. Тропинина (1776 – 1857) и многих других.

Переживает взлёт общественная мысль, основными течениями которой становятся славянофилы и западники. Первые ратовали за национальное развитие России, вторые считали, что страна должна следовать по западному пути развития. Их споры были отражены не только в художественной литературе, но и в прессе – так называемых «толстых» журналов, которые получили широчайшее распространение.

Эпоха Николая I стала золотым веком русской культуры. Решительная борьба с революционными настроениями, ужесточение цензуры не помешали величайшему расцвету литературы и искусства. Император одной из главных задач видел возрождение русской национальной идеи. При нём в светских салонах звучала не французская, а русская речь, вошёл в обиход мундир казачьего образца, в моде было народное платье.

Благодаря личному примеру государя происходило возвращение к русским семейным традициям, к национальному укладу жизни, велась большая работа по воспитанию чистоты нравов.

Очень много написано по поводу того, как Николай I, опасаясь ситуаций, аналогичных произошедшей на Сенатской площади, сурово пресекал вольномыслие, от кого бы оно ни исходило. Действительно, в этом отношении государь занимал твёрдую позицию, считая, что всякое колебание трона России может иметь гибельные последствия для всей страны. По этой причине была введена строгая цензура, которой подвергались все сочинения крупных и не очень писателей и поэтов. Это широко известная часть истории правления Николая I. Но не все знают о том, что император великолепно разбирался в живописи и архитектуре, а люди искусства видели в нём просветителя и мецената. Стараниями государя рядом с Зимним дворцом в специально построенном здании – Эрмитаже – был открыт великолепный художественный музей. Здесь на всеобщее обозрение были выставлены замечательные произведения русского и европейского искусства. Николай Павлович лично позаботился о финансовом обеспечении Академии художеств, способствовал основанию университета св. Владимира и воссозданию закрытого в 1822 году Главного педагогического института в Петербурге.

Своим святым долгом Николай I считал защиту православия. Он неизменно поддерживал министра народного просвещения С.С. Уварова (1786 – 1855), который в основу образования предложил поставить незыблемые национальные ценности: православие, самодержавие, народность.

Золотой век русской культуры, искусства и культуры так и не был повторён. Благодаря этому необычайному расцвету эпоха Николая I представляется теперь особенно ценной, представляясь неповторимой и многообразной.

Заключение

Характер правления Николая I был во многом предопределён его военным воспитанием, мировоззрением и далее – восстанием декабристов, ознаменовавшим начало его воцарения на престол. Оценки правления Николая I являются чрезвычайно противоречивыми. Его приверженность самодержавие, нетерпимость к революционным движениям, проявлению свободомыслия составили его репутацию как деспота и тирана. В то же время отмечаются и другие его черты: благородство, рыцарство, любовь к родине и стремление сделать жизнь в стране лучше. Только подход к улучшению у Николая Павловича был своеобразен, и военное воспитание несколько сужало его мировоззрение, заставляя ко всем вопросам подходить с позиции муштры.

Тем не менее, Николаем I были проведены реформы (правительственная, финансовая, образовательная), построены шоссейные и железные дороги, ряд учебных заведений, укреплён рубль. Была совершена попытка решить крестьянский вопрос.

Внешняя политика императора распространялась как на Восток, так и на Запад. Своими мероприятиями по подавлению западноевропейский восстаний Николай восстановил против России Запад. При этом ему удалось сблизить Россию с Англией и Францией. Немало сил он положил на укрепление южных границ страны и обеспечение безопасного прохода по Чёрному морю. Русско-персидская война позволила России благополучно решить этот вопрос, а война на Кавказе дала возможность отвоевать новые территории. Николаю I не удалось завершить неудачную для России Крымскую войну.

Во время правления Николая I русская культура переживает необычный взлёт. Эта эпоха подарила миру великие имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других. Она получила название Золотого века русской культуры.

Личность и правление Николая I являются неоднозначными и противоречивыми, и следует признать, что они требуют глубокого и внимательного изучения.

Список литературы.

1. История России.(Пособие для поступающих в ВУЗы) М.H. Зуев / M. 2004.

2. История России. 19 – начало 20 в. / Под ред. В.А. Федорова. М., 2006.

3. Платонов С.Ф. Полнй курс лекций по русской истории. СПб., 1997.

4. Пятницкий Л.М. История России. ХIХ век. М., 2000.

5. Российские Самодержцы. 1801-1917. А.Н.Сахаров, С.В. Мироненко,... / M. 2006.

6. Революционеры и либералы в России: Сб. ст. / Под ред. Б.С. Итенберга. М., 2001.

7. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост. Орлов А.С. и др. М., 2006.

8. История внешней политики России. Первая половина XIX века (от войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.).- М.: Междунар.отношения,
1995.

9. Пособие по истории России (от древн.времен до начала XIX века).- Санкт-
Петербург, изд-во «Трион», 1996 г.

 

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: