Программа работы с родителями старшеклассников




Искусство быть семьей

Методическое пособие для школьных психологов

(для работы с родителями детей школьного возраста)

Набережные Челны

 

 

 

Искусство быть семьей. Методическое пособие для школьных психологов. Набережные Челны, фРЦИМК. – 2006. – 16с.

 

 

Составитель Куянова Светлана Анатольевна,

педагог-психолог 1 квалификационной категории.

 

Под редакцией Анисимовой С.А., ведущего специалиста фРЦИМК

Компьютерная верстка - Левина К.Р.

Рецензенты:

А.А.Либерман, старший научный сотрудник НИИ инновационных стратегий развития общего образования, кандидат психологических наук;

О.К.Репина, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ЦО ПЛГТО

 


Программа работы с родителями старшеклассников

«Искусство быть семьей»

У большинства родителей на каком-то определенном этапе часто возникают вопросы: «А правильно ли я веду себя по отношению к ребенку?», «А почему он стал такой несносный, лживый, неряшливый?»

Такие опасения возникают чаще всего в подростковом возрасте. Во многих семьях принято считать, что главная задача родителей- управлять ребенком. В этом случае ребенок не имеет возможности для раскрытия своей индивидуальной возможности, что может привести к серьезным проблемам в формировании его личности. Есть два различных направления того, как родитель использует свой авторитет, с позиции знающего и опытного наставника или властного надзирателя. От подхода к воспитанию зависит будущее ребенка. Если родитель занимает позицию спокойно понимающего наставника, то ребенок всегда может без страха и унижения обратиться к нему за помощью, многому научиться, более адекватно сформировать свою картину мира. При возникающих трудностях, имея право на самостоятельность, может сделать свой выбор поведения в различных ситуациях. К сожалению, по различным причинам на этой позиции стоят не все родители. И чаще на арену взаимоотношений «родитель-ребенок» выходит или деспотичный надзиратель, что приводит к пониженной самооценке ребенка и вызывает проявление чувств одиночества, обиды, злости, страха, подавленности, унижения и стыда, или любящий своего ребенка родитель, но пытающийся навязать свое мировосприятие, отношение к жизни, получая в ответ реакции ребенка, которые его не удовлетворяют. В суматохе будней, повседневных бытовых забот взрослые, не умея посмотреть на проблему со стороны, правильно оценить ее и изменить свое поведение, замыкаются в оболочке своего прежнего отношения к ребенку, снова и снова применяют к нему прежние подходы, попадая в замкнутый круг непонимания и безысходности. Взрослые почему-то забывают, что когда-то сами были детьми, ошибались, вели себя не так, как хотелось их родителям, и в результате дружеские, партнерские отношения к ребенку часто превращается в тиранию или в чрезмерную опеку. Забывая о том, что каждый человек и ребенок в том числе – это неповторимая личность, родители вновь укладывают ребенка в прокрустово ложе своих застывших мировоззрений, при этом совершенно откровенно убеждены в том, что желают ребенку «Только добра».

Подрастающий ребенок, стремясь вырваться из кокона родительской любви или жестокого надзора, подсознательно ведет себя в разрез с родительскимии ожиданиям, как бы утверждая свое право на самостоятельность. При этом его поведение зачастую мешает и собственному развитию, например, он может много смотреть телевизор, пропускать занятия в школе, не умываться, курить, воровать, злоупотреблять косметикой и т.д.. Это поведение, мягко говоря, настораживает родителей и они начинают вытаскивать из своего арсенала доступные им методы воспитания, пробуют дисциплинировать, становятся более требовательными, пытаются поговорить по душам, задумываются над своим поведением («может быть, я делаю что-то не так, может быть все дело во мне?»). Но в итоге, зашедшие в тупик родители отчаиваются, начинаются конфликты, скандалы, и в понимании друг друга растет «великая китайская стена», прибавляя очередной ссорой еще один кирпич в свою кладку. Все это порождает хронический стресс, приводящий к психосоматическим расстройствам, головным болям, повышению давления, сердечным нарушениям и т.д. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию и просто не представляют, что можно вести себя иначе. В процессе работы, которую я Вам предлагаю, происходит изменения следующих стереотипов воспитания:

Старые взгляды на воспитание Новый подход к проблемам
1. Воспитание - это манипуляция ребенком и его поведением Воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей/, релаксационные упражнения
2. Воспитание – это понимание поведения и переживаний ребенка Воспитание – умение слушать ребенка.
3. Принесение себя в жертву во благо детей Родители имеют право на равенство и защищенность.
4. Пренебрежительное отношение к собственной речи Умение говорить на языке своего внутреннего «я»
5. Ребенок вполне доступен для познания и воздействия Душа, внутреннее «Я» ребенка - есть тайна, которую нужно ценить и уважать.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: