Основная и высшая цель воспитания - передача ребенку ответственности за собственную жизнь.
Цель: Помочь родителям разделить в поведении ребенка события, за которые ответственен он, а за которые родитель.
Предложить родителям обсудить, в чем состоит цель воспитания, какие проблемы они хотят разрешить, высказанные мнения записать для дальнейшего обсуждения.
Полученную информацию разделить на три уровня:
· Поступки ребенка, которые беспокоят в настоящее время. (Ребенок прогуливает занятия в школе)
· Поступки ребенка, последствия которых отразятся на его будущем (Прогуливая занятия в школе, ребенок не сможет получить образование)
· Поступки ребенка, последствия которых отразятся на формировании его самостоятельной жизни. (Продолжая так себя вести, ребенок вырастет безответственным человеком, неспособным принимать в отношении себя правильные решения)
В процессе обсуждения подвести родителей к тому, что конечной целью является воспитание ребенка порядочным, ответственным человеком, способным принимать в отношении себя верные решения.
Что такое ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ?
Слово «ответственность» содержит понятие ответа. Ответственность предполагает, что человек в состоянии ответить за то, что происходит. И предполагается, что ребенок достаточно информирован в том, чтобы отвечать за свое поведение.
Если у родителей есть трудности с ребенком, то они, возможно:
· Руководят его жизнью, что является не родительской заботой, а прямым долгом ребенка.
· Не хотят делать счастливой собственную жизнь.
Необходимо изменить обе установки и выбрать из предложенного списка пункты, которые не влияют на жизнь родителей – это обычно то, с чем они ничего не могут поделать, поэтому разумнее отнести эти пункты к жизни ребенка.
|
1. Поздно ложится спать
2. Носит одежду, которая выглядит вызывающе, злоупотребляет косметикой
3. Гуляет допоздна или даже всю ночь
4. Не заботится о личном имуществе
5. Общается с нежелательными приятелями
6. Валяется на диване целыми днями, просматривая телепрограммы или слушая музыку
7. Не делает уроков. Прогуливает занятия в школе, плохо учится
8. Не моется
9. Закатывает истерику и угрожает, когда ему перечат
10. Не убирает в своей комнате
11. Убегает из дома
12. Дерется с братьями и сестрами
13. Ничего не хочет делать вместе с семьей
14. Пьет, курит.
15. Не разборчив в сексе
16. Пробирается в дом к соседям, крадет там вещи, ворует в магазинах.
Все перечисленное выше относится к жизни ребенка (хотя некоторые моменты могут влиять и на родителей)
Схема поэтапной передачи ответственности ребенку
за его поступки.
Итак:
1. Пусть каждый из родителей выберет из списка пункт, ответственность за который он может без особого труда передать ребенку.
2. Затем провести упражнение на релаксацию
«Проблемы детей и проблемы родителей»
Представьте, что Вы видите, как ребенок совершает тот или иной поступок. При этом Вы, может быть, почувствуете прежние переживания.
Вспомните, теперь за это несете ответственность не Вы, а ребенок. При этом постарайтесь не испытывать неприятных эмоций.
Представьте, как ощущения свободы и расслабления разливается по телу, словно Вы сбросили тяжелый груз.
|
3. Теперь, не выходя из состояния расслабления, обратитесь к ребенку с передачей ответственности (работа парами)
- Я беспокоилась, сердилась по поводу того, что … (что ты вчера не пошла в школу и т.п.) и пыталась заставить тебя пойти … сделать… и т.д.
- Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, это твои проблемы и они влияют на твою жизнь.
- Я поняла, что ты вполне можешь самостоятельно принимать решения относительно занятий в школе.
- С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе. Что бы ты ни решила, это будет для тебя правильным.
- Я буду интересоваться твоими делами и помогать тебе, если ты об этом попросишь, но все это теперь твое дело.
Д/З: Подобрав удобный момент, прямо и решительно передать ребенку ответственность за пункт вышеперечисленного поведения.
Занятие «Я – ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
Предложить родителям выбрать такие проступки ребенка, как, если бы их совершали живущие с ними взрослые члены семьи. Например:
- не убирает за собой,
- оставляет грязную посуду в комнате,
- в любое время слушает громкую музыку и т.д.
Настроиться на достаточное время (возможно несколько недель), чтобы постепенно, шаг за шагом, отстоять свои права. Это будет медленная, вдумчивая работа, и только она может привести к настоящему результату.
Первый шаг
Он предполагает, что Вы искренне попытаетесь договориться с ребенком и четко выскажете то, чего Вы хотите. Не рассказывайте, что поведение ребенка сильно изменится в результате первого шага. Однако, проделав его до конца, Вы ясно заявите о том, что Ваше требование справедливо. Итак, выберите время, когда Вы и Ваш ребенок достаточно спокойны, и дружелюбным голосом объявите, что Вы не довольны ситуацией и что Вы хотите видеть ее иной и хотели бы, чтобы ребенок помог Вам в этом.
|
1. Настя, я не довольна тем, как у нас распределяется работа по дому.
2. Я хочу, чтобы эта ситуация изменилась и стала более справедливой.
3. Я хотела бы, что бы ты подсказала мне, как это сделать.
Если ребенок готов к разговору, то предложить заключить с ним контракт. Если он будет увиливать, предложить настоятельно добиваться соглашения, повторяя на разные лады предложения.
Предложить родителям сделать три таких попытки, прежде чем решить, что ребенок не собирается мне помогать справиться с этой проблемой. На этом пока остановиться.
После сказанного не проверяйте, сделана ли работа, и не напоминайте о ней ребенку, а прислушайтесь к своему эмоциональному состоянию.
Главная цель следующего шага - тренировка настойчивости. Вот что следует предпринять: составить заранее короткое, ясное Я – высказывание, убедившись, что в нем нет слова «ты», например: Я хотела бы, чтобы кухня была убрана.
Ответы «ладно, потом», «я не буду» предназначены для того, чтобы родители начали ругаться, грубить в ответ. Вместо этого необходимо ответить ребенку настоятельно предложением из трех частей:
· 1 часть. Я понимаю, что ты это хочешь сделать потом.
· 2 часть. Предложения представляет собой «и» (союз)
· 3 часть. Я – высказывание. (Пример)
Применяя эти приемы, родителям не нужно отвечать на вопросы, не нужно оправдывать свое желание.
Карточки с ситуациями:
1. Сын – первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах, отказывается носить другие брюки.
Я сообщение:
«Мне неприятно видеть, когда интеллигентные молодые люди неаккуратно одеваются. Меня обижает и сердит, когда я покупаю дорогие вещи, а их не носят».
2. Вы только что вымыли полы, а сын пришел и наследил.
Примеры родителей.