2.1.1. Пожарная опасность пассажирских вагонов обусловлена наличием:
1) в конструкциях вагонов строительных и отделочных материалов способных гореть и распространять пламя по поверхности;
2) систем электроснабжения и электрооборудования,
3) систем отопления, вентиляции, а также кухонных плит для приготовления пищи;
4) человеческого фактора, в части неисполнения нормативных требований документов в области пожарной безопасности (низкое качество технического обслуживания и ремонта, несанкционированный провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пиротехнических изделий, курение и употребление алкогольной продукции и др.).
Кроме перечисленных выше причин пожарную опасность пассажирских вагонов может повысить содержание в неисправном состоянии:
5) противопожарных (огнезадерживающих) перегородок, фрамуг, междуэтажных перекрытий двухэтажных вагонов, путей эвакуации;
6) противопожарных разделок, дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи;
7) противопожарных заслонок в воздуховодах;
8) установок водяного пожаротушения;
9) первичных средств пожаротушения;
10) автоматической пожарной сигнализации и оповещения.
Потенциальную пожарную опасность в пассажирских вагонах представляют:
11) неисправности в системе электроснабжения (короткое замыкание в электропроводке и электроприборах из-за повреждения изоляции, ослабление контактов, неисправность приборов защиты);
12) отсутствие дополнительной изоляции в местах крепления проводов и приборов к металлическим частям;
13) отсутствие изоляционных втулок в местах выхода проводов из металлических труб и клеммных коробок, а также в местах прохода через отверстия в металлических листах;
|
14) попадание влаги на электропроводку в местах ввода проводов внутрь вагона;
15) применение нетиповых предохранителей и автоматических выключателей;
16) нарушение порядка отключения потребителей электроэнергии при обнаружении неисправности электрооборудования вагона».
2.1.2 Основные причины возникновения пожаров в пассажирских вагонах:
1) Нарушение правил монтажа и эксплуатация неисправного электрооборудования:
- нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из электротехнических труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой;
- установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;
- отказ в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;
- наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;
- неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;
- нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;
- перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;
- подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона или не предусмотренных схемой вагона;
|
- слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.
К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:
- короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;
- пониженный уровень электролита в аккумуляторах;
- пониженная емкость аккумуляторной батареи;
- пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
- повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;
- неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;
- засоренность вентиляционных дефлекторов аккумуляторных боксов;
- неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора);
- ослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;
- несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;
- ветхое состояние высоковольтных и низковольтных проводов или наличие на них поврежденной изоляции;
- наличие больших переходных и неплотных соединений проводов с аппаратами и приборами;
- наличие нагаров и копоти на контакторах, реле и других контактных аппаратов;
- отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.
2) Неисправность разделки отопительных и нагревательных приборов:
|
- отсутствие или несоответствие технической документации на вагон противопожарных разделок дымовытяжных труб (котлов, бойлеров, кипятильников и плит для приготовления пищи).
3) Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:
- нарушение правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
- хранение около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;
- оставление без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;
- использование газового оборудования, не предусмотренного конструкцией вагона;
- применение открытого огня для отогревания труб;
- удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;
- использование электроприборов превышающих номинал электросети вагона, не предусмотренных конструкцией вагона;
- курение;
- провоз легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
4) Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.