Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности




При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым:

- строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – коррекционных программ и ее четкая регламентация в процессе реализации;

- систематичность и постепенность повышения двигательной нагрузки детей, согласование их содержания с содержанием физической подготовки в начальной школе;

- эмоционально – психологический и физиологический комфорт, формирование у них мотивации к самостоятельной двигательной деятельности;

- педагогически целесообразное, творческое руководство детской игровой активностью со стороны взрослых и преемственность школы.

Педагогу нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительно – коррекционной работы, а с другой – быть посильными для текущего состояния организма ребенка. При наличии признаков утомления отдельных детей нагрузку следует ограничить, воспользовавшись одним из следующих приемов:

- увеличение или уменьшение общего времени проведения игры;

- изменение количества повторений всей игры или отдельных ее эпизодов;

- упрощение или усложнение правил игры;

- регулирование длительности перерывов в игре или проведение игры совсем без перерывов;

- ограничение игрового поля – участка, на котором проводится игра;

- корректные изменения правил и смена ролей играющих;

- изменение количества препятствий, преодолеваемых в игре;

- удлинение или сокращение дистанции для пробежек, прыжков и других движений, выполняемых игроками, и т.д.

Запланированная игра решением педагога может быть отменена или заменена другой в связи с только что перенесенной учеником (учениками) болезнью, которая требует безусловного пересмотра меры и характера двигательной нагрузки. Нагрузка детей после острых заболеваний должна дозироваться особенно тщательно: следует исключить игры, требующие большого физического напряжения. Не желательны также игры, в ходе которых происходит резкое изменение положения тела, так как может возникнуть головокружение. [24].

Пристального внимания в ходе игр требуют дети со сниженными возможностями здоровья. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. При наличии у воспитанников бронхиальной астмы чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, игрой в «классики», так как, прыгая на одной ноге, ребенок переносит на нее всю тяжесть тела и стопы. Педагог должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру.

В процессе реализации игровых программ тактика воздействия педагога должна быть различной в отношении детей отличающихся типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Например, возбудимые дети, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера, тем самым недостаточно точно воспроизводя двигательный рисунок. Они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Поэтому для тренировки и регуляции их нервных процессов необходимо использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться строгого выполнения правил их выполнения. Воспитанники со слабым типом нервных процессов, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, в связи с чем нуждаются в большем количестве повторений, а для закрепления навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок. [14,32]

Следовательно, в процессе игр нужно постоянно повышать физические нагрузки, тем самым предъявляя организму новые требования. Это возможно сделать двумя способами. Первый из них – постепенное повышение физической нагрузки в рамках одной игры. Второй – использование разных игр, объединенных доминирующей задачей. Систематичность и последовательность при реализации игровых программ двигательной активности детей не позволяют начаться процессу реадаптации, т.е. постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму функционирования. Выбирая игру, педагог должен не только ставить и решать задачи профилактико-коррекционной направленности, например, закреплять навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи формирования у воспитанников волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений.

Педагог должен быть хорошо ориентирован в ходе и правилах игры, уметь оставаться по отношению ко всем игрокам вполне объективным и беспристрастным. Он вправе остановить игру, чтобы дать дополнительные указания и разъяснения, предоставляя при этом играющим все – таки максимум инициативы. Заканчивать игру также нужно своевременно, поскольку ее затягивание может привести к потере интереса у детей. Следует помнить и о том, что детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. После проведения игры необходимо дать ее педагогическую оценку, в том числе и в зависимости от меры участия в ней игроков и качества выполнения ими игровых действий [7].

Для проведения многих игр педагогом должен быть осознан наиболее оптимальный количественный состав участников. Это не только создает почву для применения принципа индивидуализации двигательной нагрузки и контроля за ней в отношении всех и каждого из игроков, но и позволяет своевременно замечать и корректировать развитие их взаимоотношений и поведения по ходу игры. Важно перед проведением игры назначить водящего. От его личностных и физических качеств в игре нередко зависит игровой азарт и эмоциональный настрой других детей. В связи с этим педагог либо сам назначает водящего, либо предоставляет детям выбрать его самостоятельно (но без спора, например, с помощью считалки). Большой интерес со стороны воспитанников вызывает предоставление им возможности самим придумывать новые игры. Новые игры позволяют развивать творческие способности детей, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре.

Особой фокусировки педагогического внимания при организации оздоровительной работы в начальной школе заслуживает народная подвижная игра. Она относится к разряду тех средств, которые, во – первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во – вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в – третьих, интересны детям; в – четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Народная игра имеет самые разнообразные функции и может входить как в краткосрочные, так и в долгосрочные оздоровительно – коррекционные программы. Создание же в детском доме кружка народных игр позволит не только обогатить оздоровительные возможности образовательного процесса, но и решит важную воспитательную задачу приобщения воспитанников к истории и традициям родного и других народов, что в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно – эстетических, общечеловеческих ценностей. [64].

Большой интерес со стороны младших школьников вызывает предоставление им возможности самим придумывать новые игры. Новые модификации игр позволяют развивать творческие способности детей, варьировать различные виды их нагрузки, делать игровые задания еще более увлекательными и одновременно стимулируют попытки детей самостоятельно использовать игры в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самореализации в игре. [23]

Подбирая игры и предлагая их детям, надо учитывать не только особенности и потребности развития детей, но и время, место игры, погодно – климатические условия. В зимнее время на прогулках полезны игры, в которых задействованы все воспитанники. Однако их активные движения нужно чередовать с отдыхом для того, чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. Летом, в жаркую погоду целесообразны игры спокойного характера и меньшей подвижности. Осенью следует подбирать такие игры, которые можно проводить на достаточно ограниченной площадке. Рекомендуется уделять больше внимания проведению игр в среду и четверг, когда у них существенно нарастает утомление, а работоспособность снижается. Немаловажно и то обстоятельство, что игры большой подвижности следует проводить через 25 – 30 мин после приема пищи и ни в коем случае – перед ним. [32,14]

Особое внимание следует уделить мерам предупреждения травматизма младших школьников во время игр на открытом пространстве. Перед проведением игры воспитателю необходимо хорошо изучить рельеф игровой площадки. Во время проведения игр педагогу должны быть хорошо видны все игроки. При проведении игр на открытом воздухе травмы возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в спортивную обувь.

В целом же наиболее целесообразное руководство детской игровой деятельностью будет обеспечено тогда, когда взрослые – педагоги и воспитатели – сами будут обладать достаточно высокой игровой культурой и согласовывать качество и меру своих оздоровительно – коррекционных влияний.

Опыт показывает, что игровая культура складывается не только из владения методикой проведения подвижных, спортивных, специальных оздоровительных и других игр с младшими школьниками, но и из стремления обогащать свой игровой багаж, изучать представленный в педагогических изданиях опыт, новации и перспективы в этой области. От умения взрослого «преподнести» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику игры возможность раскрыть свои лучшие качества зависит не только результат конкретной игры, но и в целом эффективность реализации игровой оздоровительно – коррекционной программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: