ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ




 

  Части сочинения Пояснение Шаблоны
  ВСТУПЛЕНИЕ 2-3 предложения Предложенный для анализа текст N произвел на меня большое впечатление. Этот текст о …(тема ОЧЕНЬ КРАТКО)
1. Формулировка проблем исходного текста Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Проблем может быть несколько. Какую проблему выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.   Если вы сформулировали несколько проблемных вопросов, то сделайте переход к основной проблеме: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально рассматривается проблема (чего?) ИЛИ Однако наиболее важным мне кажется такой: …(формулировка проблемы в виде вопроса) Проблема (дальше П.) памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?); -П. роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?); -П исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?); -П памяти об отчем доме (почему нельзя забывать отчий дом?); -П оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?); -П нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?); -П развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); -П влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния); П восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?); -П несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?); -П отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); -П внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?); -П выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?) -П ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?); -П коммерциализации культуры.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? Насколько освещена эта проблема в литературе? СМИ? Кто из авторов касался ее? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание? Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас? Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу (к данной проблеме) NN обращается к… Автор особо подчеркивает тот факт, что … Позволяя читателям самим давать нравственные оценки поступкам своих героев, автор наталкивает их на мысль о том, что … (заставляет размышлять над тем, что…) Этот вопрос актуален как никогда. Автор текста приводит примеры того, как люди по- разному относятся к … NNпытается понять причины того, почему… Писатель вовлекает читателя в круг переживаний своего героя, описывая его переживания по поводу…(передавая его размышления о …)  
3. Отражение позиции автора исходного текста От вас требуется не сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом стиле часто обозначена прямо, ее легко можно обнаружить. Если текст художественный, то важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: … … – в этих словах, по–моему, отражена основная проблема текста. … – это высказывание точно отражает мысль автора. Позиция автора очевидна:… Автор прямо не высказывает свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
4. Выражение своего отношения к позиции автора. Если вы соглашаетесь с позицией автора, то высказываемый вами тезис должен дублировать позицию автора или быть созвучным с ней. Именно сформулированный вами тезис вы впоследствии доказываете аргументами. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю… Нельзя не согласить с автором в том, что… Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… Автор убедительно доказывает, что… Автор, по–моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… Я считаю, что автор не совсем справедливо говорит о том, что…
5. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Важно доказать, почему вы так думаете. (Аргументами, основанными на жизненном опыте, считаются не только случаи из жизни, но и научные факты, исторические примеры, примеры из художественных фильмов или СМИ о реальных событиях) Обратимся к (произведению…) Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующим образом.. Подтверждением сказанному может служит следующий факт… Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. В этом легко убедиться, обратившись к… В качестве примера из художественной литературы, подтверждающего мою точку зрения (тот факт, что)… Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним убедительным аргументом в пользу того, что … Другим примером, подтверждающим, что… У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из своего жизненного опыта, которые доказывают, что…. Приведу такой пример из своей жизни. (Хочу рассказать о случае из своей жизни.) ИЛИ Так примером (чего? Н-р: бескорыстной преданности) является (н-р: пес Хатико), который…. Каждый аргумент начинать с нового абзаца. Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
6. Заключение 2-3 предложения, подводящие итог сказанному В заключение хочется сказать, что… Подводя итог сказанному, хочется еще раз сказать, что.. В заключениЕ хочется отметить… Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что.. Хочется верить, что читатели задумаются над поднятой NN проблемой и поймут, насколько …

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: