Цель: познакомить учащихся с написанием заглавной буквы Ж.
Задачи:
Образовательная: формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы "Ж"; закреплять графические навыки письма изученных букв..
Коррекционно-развивающая:
Развивать и корригировать аналитико-синтетическую деятельность через сравнение, обобщение, группировки в процессе практической работы по конструированию букв;
Развивать прочность и точность запоминания путем определения значимости информации;
Развивать целенаправленное восприятие через сравнение и сопоставление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность.
Оборудование:
учителя: карточки с каллиграфическим написанием заглавной и строчной букв Ж, ж.
ученика: шаблоны письменных букв, веревочки для конструирования.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | -Проверка готовности к уроку. | |
2. Актуализация знаний к изучению нового материала | -Посмотрите на доску. Какие буквы я хотела написать? Что общего у этих букв? Какую букву учились писать на прошлом уроке? | Строчные а, о, в Общий элемент -овал. Строчную |
3. Сообщение темы урока Зрительная гимнастика | Доскажите словечко: Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын - …. Лейся, дождь, веселей, Мы с тобой дружим. Весело нам бегать Босиком по… Что объединяет слова - отгадки? Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву "Ж", научимся соединять ее с другими буквами. | Жираф лужам |
4. Новый материал. Пальчиковая гимнастика. | Для чего нам нужно уметь писать заглавную букву "Ж"? Вспомните имена людей. С какой буквы нужно писать эти слова? Какие еще слова нужно писать с большой буквы? Дайте характеристику звуку [ж]. Сконструируйте у себя на партах строчную букву "ж". Сколько элементов в букве? Выложите из веревочек печатную и письменную заглавные буквы "Ж, ж" Посмотрите на заглавную печатную и письменную буквы"Ж". Чем похожи? Чем различаются? Посмотрите как пишется заглавная буква "Ж". Похожи строчная и заглавная буквы "Ж, ж"? Чем различаются? Найдите элементы заглавной буквы "Ж", сконструируйте букву. Сколько элементов? Какие? Элементы каких букв присутствуют в букве "Ж"? | Чтобы записывать грамотно имена людей, начало предложений, названия городов, рек, озер. Согласный, звонкий, может быть либо твердым, либо мягким. Размером, написанием Размером 3; 2 полуовала, наклонная ломаная линия посередине. С, Э, |
5. Первичное закрепление Физминутка. | -Сядьте ровно за парты, откройте и положите тетрадь правильно, с наклоном. Возьмите правильно ручку. Послушайте и посмотрите, как пишется заглавная буква "Ж". (Учитель объясняет каллиграфически правильное написание буквы). Пропишите букву в воздухе, обведите по веревочке. Пропишите элементы заглавной буквы "Ж". Соедините элементы в букву. Пропишите букву "Ж" до конца строки. Тренируемся в записи слогов с загл. Буквой "Ж". Прочитайте слоги с буквой "Ж". Каким соединением будем соединять "Ж" с буквами "а, у"? Посмотрите, как я соединю буквы. Пропишите 2 раза слог ". Жа", слог "Жо" (Учитель контролирует правильность написания, проходя по классу). Пропишите слоги до конца строки. Прочитайте предложение на следующей строке. Сколько слов в предложении? Прочитайте 1,2. Запишите предложение. Кто так говорит? Найдите это слово и обведите. Прочитайте следующее слово Что делает жук? Обведите слово по точкам. Какое предложение записали? Что поставим в конце предложения? Прочитайте буквы, записанные печатными буквами. Рядом напишите ее пару - письменную букву. Рассмотрите слова с пропущенными буквами на следующей строке. Какие буквы вставим, чтобы получились слова? Вставьте нужные буквы, запишите слова. Прочитайте слова. Прочитайте 1 предложение. О ком это предложение? Как зовут мальчика? Что у мальчика? Назовите 1 слово, 2,3. Почему буква "У" написана заглавная? Почему слово "Руслана" написано с большой буквы? Сколько слов в предложении? Что стоит в конце предложения? Спишите предложения письменными буквами. Прочитайте 2 предложение. Как зовут девочку? Почему "Жанна" написано с большой буквы? Что у Жанны? Сколько слов в предложении? Прочитайте 1 слово, 2,3. Как напишем слово Жанна? Почему? -Что поставим в конце предложения? Спишите предложение письменными буквами. | Дети принимают правильную позу для письма. Дети выполняют задания по требованию учителя. Нижним Жук Жужжит Жук жужжит. Раки, руки, кошка, кашка. О мальчике. Руслан. Начало предложения. Имя мальчика. Точка Жанна. Имя девочки. Зайка. С большой буквы. Точку. |
6 Итог урока | С написанием какой буквы мы сегодня познакомились? С какими буквами схожа по элементам буква "Ж"? Из скольких элементов состоит буква "Ж"? Что случится, если мы не допишем у буквы 1 элемент? | С написанием заглавной буквы "Ж". С, Э Не получится то слово, которое хотели написать, получим совсем другое слово. |
7. Домашнеее задание. | -Дома потренируйтесь писать буквы Ж, ж. |
|
|
|
Учитель-дефектолог: Жданова Е.В.
Урок обучения письму.1 класс.
Тема: Дифференциация "б-п", письмо слов с этими буквами.
Цель: закрепить знания учащихся о смыслоразличительной роли звуков.
Задачи:
Образовательная: учить различать звуки в речи; закреплять графические навыки письма изученных букв
Коррекционно-развивающая:
Развивать и корригировать слуховое восприятие через дифференциацию звуков;
Развивать наглядно-образное мышление через использование специальных заданий;
Развивать логическую память путем ассоциативных связей.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
учителя: карточки - изображения букв "б" и "п", карточки-изображения предметов "рыба", "банан", "шуба", "бублик".
У ученика: щитки с буквами, разрезная азбука.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | Проверка готовности к уроку. Урок письма. Второй урок. | |
2. Подгот. работа к изучению нового материала | -С какими буквами вы познакомились на прошлых уроках? Что знаете об этих буквах? Почему эти буквы называют парными согласными? Какой звук обозначает буква "б"?, буква "п"? Подставьте букву в слово, прочитайте. (На доске: п. лка (а, о, и) б…лка (а, у, е)) Чем различаются слова? Что происходит со словом, когда меняется даже 1 буква? | Б и П Одной буквой. Меняется смысл слова. |
3. Сообщение темы урока | -Сегодня на уроке мы будем тренироваться в различении букв "б" и "п". | |
4. Закрепление изученного. Работа в тетради. | -Откройте тетради, сядьте правильно для письма. Рассмотрите узор у меня на доске, пропишите его до конца строки у себя в тетради. Записываем под диктовку буквы: строчные - а, м, о, н, п, л, и, б. На следующей строке запишите те же буквы, только заглавные. Найдите буквы на строчках, которые вы изучали на прошлых уроках. Что это за буквы? Похожи ли по написанию буквы? Рассмотрите иллюстрации и вспомните, из каких элементов состоит строчная буква "б"? буква "п"? Запишем слоги с изученными буквами. (би-пи, ба-па, бу-пу) Чем похожи? Чем различаются? Я сейчас буду зачитывать слова с буквами "б" или "п". ВЫ- слушаете, если слышите "б" - поднимаете ее на щитке, если "п" - значит показываете на щитке эту букву. Порт, батон, забор, капель, бинт, паук, палка, балка, бар, пар. Запишем слова парами; с буквой "б" будем писать в 1 столбик, с буквой "п" - во 2: Бар, пар, борт, порт, бил, пил. Я показываю иллюстрации, вы - записываете слово-название предмета. ("рыба", "банан", "шуба", "бублик"). Что объединяет эти слова? Посмотрите на доску. Я записала 2 предложения печатными буквами. Перепишите мои предложения к себе в тетрадь письменными буквами. (Барсик и Борис - коты. Паша - повар) Прочитайте 1 предложение. О ком говорится в предложении. Кто такие "Барсик" и "Борис"? Почему эти слова записаны с большой буквы? Прочитайте 2 предложение. Как зовут повара? Почему "Паша" - записано с большой буквы? | (Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя) Б и П Не похожи. В каждой паре одинаковая гласная, но разные согласные. В каждом слове есть буква "б". О Барсике и Борисе. Коты. Клички животных. Паша. Имя мальчика. |
5. Итог урока | -Какие буквы мы учились сегодня различать? Чем различаются буквы на письме? | Б и П Начертанием, состоят из разных элементов. |
6. Домашнеее задание | -Дома придумайте по 5 слов с буквами "б" и "п". |
Учитель-дефектолог: Жданова Е.В.
Урок обучения письму.1 класс.
Тема: Строчная буква "з". Письмо слогов и слов с буквой "з".
Цель: познакомить учащихся со строчной буквой "з".
Задачи:
Образовательная: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы "з"; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв.
Коррекционно-развивающая:
Коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
Развивать речь через подбор омонимов;
Развивать устойчивое внимание путем частой смены видов деятельности.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
учителя: карточки-слоги, иллюстрации слов, имеющих несколько значений, изображения печатной и строчной букв "з"
ученика: веревочка для конструирования, элементы букв.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | -Урок письма. Проверьте свою готовность к уроку. На парте - пропись, ручка, элементы букв, веревочка (шнурок) для конструирования. | |
2. Актуализация знаний к изучению нового материала | -С какой буквой вы сегодня познакомились на уроке "обучение грамоте"? Что узнали о букве "з"? Назовите слова, которые начинаются с этой буквы, слова, с буквой "з" в середине. | Буквой З. Обозначает согласный звук, звонкий, может быть твердым, мягким. |
3. Сообщение темы урока Зрительная гимнастика. | -Сегодня на уроке мы научимся писать строчную букву "з", соединять ее в слоги, писать в словах. | |
4. Новый материал Пальчиковая гимнастика | -Рассмотрите как выглядит печатная и письменная (строчная) буква "з". Чем похожи? Чем различаются? На что похожа строчная буква "з"? Из скольки элементов состоит буква "з"? Какие это элементы? Найдите эти элементы у себя. Сложите эти элементы так, чтобы получилась буква "з". Обведи получившуюся букву пальчиком. | Часть цифры 3 с петелькой. Полуовал, петля |
5. Первичное закрепление Физминутка. | -Посмотрите как я запишу букву. (Учитель демонстрирует каллиграфически правильное написание буквы с проговариванием). Сколько элементов? Какой 1, 2? Выложите букву "з" из шнурка у себя на парте. Напишите букву в воздухе. Откройте прописи, обведите букву по точкам, пропишите до конца строки. Прочитайте слоги с буквой "з". Какие виды соединений используются? Прочитайте 1 строку слогов. Чем похожи? Чем различаются? 2 строку. Чем похожи, различаются? Запишем слова с буквой "з". Коза, зонт, ваза. Прочитайте слова, где буква "з" стоит в середине слова, в начале слова. Рассмотрите иллюстрации на доске. Назовите предметы, представленные на доске. Какие два одинаковых звучания услышали? Что обозначает слово "коса" в первом случае? Во втором случае? Составьте предложения по иллюстрациям, используя похожие слова. Прочитайте предложение в прописи. У Лизы - ваза. Скопируйте предложение себе в тетрадь письменными буквами. | Полуовал, петля За, зо, зу, зы. Нижнее, среднее Аз, оз, уз Первая буква - гласная, заканчивается буквой "з". Разные гласные. Коса коса Прическа у девочек Инструмент для скашивания травы У зины-коса. Павлик косит косой. |
6. Итог урока | -С написанием какой буквы мы сегодня познакомились? Из скольки элементов состоит буква? Какие это элементы? | Строчной буквой "з". Из 2-х. Полуовал, петля |
7. Домашнеее задание | -Подберите дома по 5 слов с буквой "з" в начале, середине или конце слова. |