Урок обучения грамоте. 1 класс




 

Тема: Согласный звонкий твердый звук [ж [, буквы Ж, ж

 

Цель: Познакомить со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов, слов с буквой "ж".

Задачи:

Образовательная: познакомить с новым звуком [ж]; учить акцентированному произнесению согласных звуков; учить читать слоги, слова с новым звуком.

Коррекционно-развивающая:

развивать фонематический слух через выполнение специальных упражнений;

формировать навык самоконтроля через сверку с образцом;

развивать речь через выстраивание ответов на вопросы учителя.

Воспитательная: воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

учителя:, карточки с изображением животных, "звук-мальчик".

ученика:, щитки с буквами, шаблоны печатных букв, фишки-звуки.

 

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент 2 мин. Дыхательная гимнастика - Долгожданный дан звонок Начинается урок. Проверьте, как приготовились к уроку. На парте - учебник, щитки, шаблоны букв, фишки. Дети проверяют готовность к уроку и садятся за парты.
2. Подгот. работа к изучению нового материала 3 мин. - Прослушайте шуточное стихотворение и скажите, какой звук вы слышите чаще других? Жук жужжит: Я шел и шел, Желтый камешек нашел. Это желудь! Ты не прав, - Говорит жуку жираф. Что ж, повесь его на сук, - Говорит жирафу жук Назовите слова со звуком [ж].       Звук [ж] Жук, жужжит, жираф, желтый, желудь.
3. Сообщение темы урока   - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [ж] и буквами, которыми он обозначается.  
Фонетическая зарядка 4. Изучение нового материала 7 мин.   Физминутка - Произнесите, как жужжит жук. Встречает ли звук преграду при произнесении? Значит это какой звук? Приложите ладошки к ушкам. Произнесите звук. Звенит в ушах? Значит звук [ж)] какой? Попробуйте произнести его мягко Получается? Может ли звук [ж] быть мягким? Дайте характеристику звуку. На доске появляется изображение звука-мальчика - обозначающего согласный звонкий твердый звук Найдите среди фишек - звуков тот, которым можно обозначить звук {ж} -ж-ж-ж-ж-ж Встречает. Согласный. Звонкий. Мягким быть не может. Всегда твердый. Звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый. Дети находят у себя фишку (синий квадрат)  
5. Первичное закрепление 7 мин.     Работа по учебнику   - Назовите слова, где есть звук {ж}: в начале слова в середине слова в конце слова Давайте четко проговорим чистоговорку: Жу-жу-жу - молока дадим ежу. Жа-жа-жа-есть иголки у ежа. Жи-жи-жи - здесь живут ежи. Же-же-же - дождь прошел уже. Жо-жо-жо - лужок, снежок, пирожок, творожок. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на карточках? (на карточках изображения жука, ежа, жирафа) Кто изображен на 1 карточке? Составим схему слова "жук". Какой первый звук? Второй? Третий? Учитель проходит по рядам, осуществляя проверку индивидуально. Проверим, какая должна получиться схема. Рассмотрите, как какая буква обозначает звук ж. (Учитель вывешивает на доску карточку-изображение буквы). Произнесите звук. Который обозначает эта буква. Откройте учебник на стр.79. Рассмотрите иллюстрации. Найдите слоги с буквой ж. Прочитайте. Добавьте к слогам слоги по стрелочкам, прочитайте слова. Какие слова прочитали? Рассмотрите правую страницу учебника. Прочитайте названия текстов. Рассмотрите иллюстрации к ним. О ком 1 текст? Второй? Прочитаем 1 текст вместе, я - читаю, вы - следите пальчиком. О ком рассказ? Где сидел жук? Каким словом можно заменить слово "сук"? Что у жука? Как разговаривает жук? Читаем вместе со мной. Прочитайте 2 текст "про себя". О ком прочитали? Читаем еще раз за диктором. Найдите ответы на вопросы в тексте. Что есть у осы? Что делает оса? Чем похожи эти два текста? Как одним словом назвать жука и осу? Каких еще насекомых вы знаете? Как нужно относиться к животным, насекомым? Почему?     Жук, жираф Кожа, ножи, стружка Нож, морж Дети вместе с учителем проговаривают чистоговорку Животные Жук Ж (согл, тверд. - синий), У (гласн. - красный), К (согл, тверд. - синий). Дети у себя на партах составляют схему слова 1 ученик у доски составляет схему слова при помощи магнитных фишек-звуков. Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя. О жуке. Об осе. О жуке. Жук сидел на суку. Ветка. У жука усы. -У жука лапки. Об осе. Читает ученик. У осы жало. У осы лапки. Оса жалит. Эти тексты о насекомых. Дети дают свои варианты.
6. Домашнее задание -Дома вы прочитаете еще один рассказ о жуке, узнаете, что с ним случилось.  
7. Итог урока -С какой новой буквой мы познакомились? Какой звук она обозначает? Какой он?   Буквой ж. Буква "ж" обозначает звук ж. Звук [ж] - согласный, твердый, звонкий.

Тема: Звуки [в] - [в]. Буквы "В, в". Чтение слогов, слов, предложений с буквами В, в. Чтение текста "Птицы нашего края".

 

Цель: Познакомить со звуками в, в и буквой, которая эти звуки обозначают.; упражнять в чтении слогов, слов с буквой "в".

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с новыми звуками в и в, буквой, которая эти звуки обозначает; упражнять в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

Коррекционно-развивающая:

развивать фонематическое восприятие через выделение фонем в словах, проговаривание чистоговорок;

формировать навык правильного чтения через специальные упражнения;

корригировать прочность памяти через эмоциональное окрашивание объектов и явлений.

Воспитательная: воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование:

учителя: карточки с изображением птиц, предметные картинки "вол", "вилы"

ученика: цветные карандаши, слоговые таблицы, шаблоны букв.

 

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент -Урок обучения грамоте. Проверьте, как приготовились к уроку.  
2. Подгот. работа к изучению нового материала -Для чего нам нужны уроки обучения грамоте? Для чего уметь читать? Рассмотрите на доске буквы. На какие две группы можно разделить слова? Прочитайте буквы, обозначающие гласные звуки, согласные звуки. Составьте из этих букв слова. (На доске - м, о, к, а, т, с, и, н). Чтобы уметь читать. Чтобы узнавать новое из книг, общаться с людьми. Гласные и согласные. Дети предлагают свои слова.
3. Сообщение темы урока -Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной буквой, которая обозначает согласный звук. А что это за буква, попробуйте определить сами.  
4. Новый материал Фонетичекая ритмика Физминутка.   -Как дрожат от холода, что в это время произносим? Какой звук слышим? Можем пропеть? Значит это какой звук? Произнесите слово "ваза". Как звучит звук в, твердо или мягко? Значит звук [в] твердый. Послушайте слова. Вилы, весна. Какой первый звук слышите? Какой он, твердый или мягкий? Значит звук в может быть мягким. Закроем ушки, определим по звонкости-глухости. Какой звук? Звенит в ушах? Значит буква в обозначает звонкий звук. Сделаем вывод. Буква в обозначает согласный звонкий звук, может быть мягким или твердым. Поскорей, поскорей Прилетай к нам, воробей! Тебе на дорожке Мы насыплем крошки. Прыг-прыг-прыг, Чири-чирик. Воробей наш не велик. Прыгает, летает. Устали не знает.   В-в-в-в-в [в] Согласный Твердо/ [в] Мягкий Звонкий   (Дети изображают воробья)  
5. Первичное закрепление. Зрительная гимнастика -Я буду произносить слова, вы слушаете, если услышите новый звук. поднимайте сигнальный щиток. Вратарь, Вилы, Виталик, Вика, лес, сова,, Лиза, парта, ваза, ива, карта, ворота, ворона. Назовите слова, где есть звук в. Посмотрите, как выглядит буква "в". Составьте у себя на партах букву "в" из счетных палочек. Откройте учебники на стр.76. Рассмотрите иллюстрации. Рассмотрите верхнюю часть страницы. Кто изображен? Как по другому можно назвать это животное? Выложите из фишек слово. (учитель контролирует правильность выполнения задания, проходя по рядам). Возьмите слоговые таблицы. Найдите слоги с буквой в. Прочитаем вместе. Вернемся к учебнику. Что изображено на левой части страницы? Подберите слова к схемам. Соедините слоги, прочитайте слова. Рассмотрите иллюстрации в правой части страницы. Какое время года изображено? Почему? Чем занимаются взрослые? Прочитаем об этом рассказ. Я читаю, вы - следите за мной, ведете указкой. Читаем второй раз. Читаем по одному предложению. Как узнаем, что предложение закончилось? Кто рассказывает рассказ? Что у них есть? Где волы? Что на возу? Какие слова из ранее прочитанных встретились в тексте? Рассмотрите иллюстрации на стр.77. Прочитайте самостоятельно предложения под картинками. Прочитайте предложение под 1 картинкой. Под 2. Под 3. Читаем вместе хором слова по столбикам. Чем отличатся пары слов 1 группы? 2 группы? Прочитайте самостоятельно слова 3 группы. Найдите и прочитайте только те, в которых есть буква в. Каких вы знаете птиц? Какие птицы обитают в наших краях? Прочитаем о птицах в учебнике. ответь на вопросы предложениями из текста. О какой птице прочитали? Где сидит ворона? Как разговаривает ворона?   Дети выделяют на слух новый звук. Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя. Вол Бык Дети с учителем читают слоги по слоговой таблице. Ваза, возы, вилы Лето, Люди раздеты, трава зеленая, косят сено. Сенокос. В конце предложения стоит точка. Вилы, воз, вол.   Слова обозначают один предмет и много предметов. Слова отличаются одной буквой. Ворона, ворот, канава, корова. Ворона, сорока, галка, снегирь, дятел и т.д. О вороне. Ворона сидит на суку. Ворона: Кар! Кар!
6. Итог урока -С какой новой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук обозначает буква в? Каких птиц нашего края мы сегодня вспомнили? Познакомились с новой буквой "в" Согласный, звонкий.
7. Домашнее задание -Дома вы еще раз потренируетесь читать слова и предложения с новой буквой. Нарисуйте дома птиц нашего края. Дети вспоминают названия птиц нашего края.

 

Тема: Повторение изученного. Чтение текста "Наши повара"

 

Цель: закрепить знания об изученных буквах, упражнять в чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о фонеме, как единице слова; совершенствовать навык чтения.

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух через специальные упражнения;

Развивать долговременную память путем припоминания событий, явлений из личных наблюдений детей;

Развивать устойчивость внимания путем частой смены деятельности;

Развивать самоконтроль через организацию своей деятельности.

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: учителя: иллюстрации с изображением людей различных профессий, карточки-слоги, ученика: разрезная азбука, щитки с буквами, сигнальные щитки.

 

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент -Дружно встали, тихо сели, И друг друга не задели. Проверьте, как приготовились к уроку. Дети проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.     -Вспомните, с какой новой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Что мы о ней узнали? Какие еще согласные знаете? Найдите в разрезной азбуке буквы: м, н, в,р. Положите перед собой в первый ряд. Что объединяет эти буквы? Выберите из кассы буквы: а, о, у,ы. Что объединяет эти буквы?   В Обозначает согласный, звонкий звук, может быть мягким и твердым Согласные, звонкие Гласные, обозначают твердость согласного. .
3. Сообщение темы урока Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все изучены буквы, будем учиться правильно их читать в словах, предложениях.  
4. Закрепление изученного. Артикуляционная гимнастика.   Работа по учебнику. Зрительная гимнастика. Физминутка. -Приготовьте сигнальные щитки. Я сейчас буду называть буквы, а вы показывать, какой звук обозначает эта буква: если гласный - красный, согласный - синий. У, к, ш, м, о, и, в, р, ы, э, п, х. Как воет волк? Как рычит медведь? Как плачет ребенок? Как кричат в лесу, когда заблудятся? Я - называю начало слова, вы договариваете. Э___, ут___, за___, тык___, ру___, ре___, ва___, печ___, лен___. Посмотрите на доску. Добавьте одну букву к слогу так, чтобы получилось правильное слово. СО_ _ОМ _АК СУ_ Прочитайте слова, которые у вас получились. -Слова потерялись. Помогите им. Соедините слоги, в одинаковых геометрических фигурах и прочитайте слово, которое у вас получится. МА ЛО КО ША МО ЛИ КА СА МА Откройте учебник на стр.78. Найдите в верхней части страницы слова. Прочитаем вместе слова 1 группы. Какой из трех столбиков не подходит к остальным? Почему? Какие вы еще знаете имена детей? Что за названия написаны во 3 столбике? Какие вы знаете профессии? Кем работают ваши родители? Кем хотели бы стать вы? Что делают повара? О ком можно сказать "варил", "варила", "солил", "солила", "кушал", "кушала"? Дети изображают профессии людей: водитель, маляр, строитель, доктор, художник. Сейчас давайте прочитаем о поварах рассказ, который так и называется "Наши повара". 1 раз - читает учитель, О ком рассказ? Как зовут поваров? Что варили повара? Вкусная еда получилась? 2 раз - дети читают по 1 предложению, 3 раз - "про себя". Ответьте на вопросы предложениями из текста. Кто варит суп? Кто варит кашу? Кто кушал суп и кашу? Каков суп? Какова каша? Каковы повара? Сейчас приготовим простые карандаши. Будем вычеркивать в тексте все буквы а.2 раз - все буквы и, 3 раз - все буквы ш. Потренируемся в беглости чтения. Я засекаю время - вы читаете шепотом текст, как я только скажу "стоп", вы - останавливаетесь и отмечаете то место, где остановились. Кто прочитал 2 раз больше? Молодцы.   Дети действуют в соответствии с инструкцией учителя. У-у-у-у-у Р-р-р-р-р Уа-уа-уа Ау-ау-ау Дети предлагают свои варианты слов. Мама, молоко, лиса, каша. В первых двух записаны имена людей, а в 3 - профессии. Повара готовят еду. Он, она.   О поварах. Вова, Вика, Виталик, Иван. Суп, кашу. Дети отвечают предложениями из текста.  
5. Домашнеее задание -Дома потренируйтесь так же читать на скорость вместе с родителями.  
6. Итог урока - Чему сегодня учились? Понравилось вам выполнять задания сегодня на уроке? Что понравилось больше: читать на время или находить и зачеркивать буквы в словах? Читать слова, предложения с изученными буквами. Слышать звуки в словах.  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: