ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ




С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жиз­ни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и вос­питателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушения­ми речи» на каждую специальную группу утвер­ждается одна ставка логопеда и две ставки воспи­тателя.

Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (ознакомление с ок­ружающим, развитие элементарных математиче­ских представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура).

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспи­тателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной груп­пы, а также решаемых в процессе обучения и вос­питания коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно ов­ладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость и уто­мляемость. Поэтому для проведения логопедиче­ских занятий, а также частично и воспитатель­ских, целесообразно делить группу на две под­группы с учетом уровня речевого развития. Пред­усматриваются следующие виды занятий:

—занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

— занятия по формированию произношения. Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В 1 периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.

Во 2 периоде обучения речевые возможности Детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств язы­ка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические — 1 раз.

В 3 периоде акцент переносится на развитие Самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым ана­лизом и синтезом.

В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию пра­вильного звукопроизношения.

Организация занятий в первой половине дня

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с 1 подгруппой 9.00 — 9.20; со,2-ой — 9.30 — 9.50. В это время воспита­тель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. С 10.00 до 12.30 логопед занимается индивидуально и по под­группам, а остальные дети находятся с воспита­телем на прогулке до подготовки к обеду (12.30). С 12.30 до 13.00 — оформление документации.

Организация работы во второй половине дня

Воспитатель во 2-ой половине дня осуществля­ет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонема­тического слуха и восприятия и т.д.

Логопедические занятия

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназнача­ются для систематического развития всех компо­нентов речи и подготовки к школе.

Основнымизадачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возмож­ность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование практиче­ских навыков словообразования и словоизменения;

умение употреблять простые распространенные предложения.

2. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и воспри­ятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготов­ка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказы­ванию. На основе сформированных навыков ис­пользования различных типов предложений у де­тей вырабатывается умение передавать впечатле­ния об увиденном, о событиях окружающей дей­ствительности, в логической последовательности. Пересказать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказы-описания.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усва­иваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в раз­личных видах деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как об­щей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

- определить тему и цель занятий;

- выделить предметный и глагольный словарь;

- словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформ­ление части речевого материала);

- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

- обеспечить постепенное услож­нение речевых и речемыслительных заданий;

- включить в занятия разнообразные игровые и ди­дактические упражнения с элементами соревно­вания, контроля за своими действиями и действи­ями товарищей;

- при отборе программного ма­териала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

- предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;

- включить в занятие регулярное повторение усвоенного рече­вого материала.

Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.

Специфика этого вида занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки. В каждом за­нятии обязательно предусматриваются упражне­ния по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предло­жений и текстов), развитию фонематического слу­ха, восприятия, овладению навыками элементар­ного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухо-речевой памяти.

Фронтальное занятие состоит из нескольких эта­пов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на фронталь­ные занятия выносится изучение только правиль­но произносимых звуков, не рекомендуется тратить время на упражнения, включающие артикуляци­онную гимнастику. Предусматривается постепен­ное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требований их правильного фонетического оформления.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллектив­ную речевую деятельность. С этой целью рекомен­дуется давать детям возможность свободного раз­мещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассма­тривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым пол­ноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности заня­тий.

Важно на протяжении всего занятия поддержи­вать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, отбор тематики занятий, способной заинтере­совать детей, красочные и разнообразные пособия, а так же предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятия необходи­мо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания устало­сти.

В процессе работы, естественно, у детей возни­кают трудности и ошибочные ответы. В таких слу­чаях логопед не должен делать замечаний, способ­ных вызвать у ребенка негативную реакцию. Воз­можны разные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному от­вету, определить правильность его или ошибоч­ность;

в) предложить кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону и характеру ре­чевой деятельности самого логопеда. Строгий ре­жим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушенная про­странными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка дея­тельности каждого ребенка являются необходи­мым условием эффективности каждого занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: