Правовой режим земель железнодорожного транспорта




 

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

размещения железнодорожных путей;

размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения приделах складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 ЗК).

В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

Статья 9 указанного Закона отражает особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта. Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ.

Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.

Порядок использования полосы отвода железных дорог регулируется Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц. Однако теперь порядок установления и использования полосы отвода железных дорог должен определяться Правительством РФ.

железнодорожный автомобильный правовой земля

Правовой режим земель автомобильного транспорта

 

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 ЗК, могут предоставляться земельные участки для:

размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК порядке в аренду гражданам и юридическим лицам, размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков сустановлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.

Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями, а также сооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, автостанциями и автовокзалами и другими сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог - полосы отвода.

В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земель. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований указанных Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы ГИБДД МВД России.

Ширина каждой придорожной полосы дифференцирована в зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 м. Обозначают границы придорожных полос органы управления федеральными автомобильными дорогами.

Основное ограничение прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков заключается в том, что в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружений со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД МВД России и объектов дорожного сервиса.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных Правилами; возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные Правилами; получать информацию о ремонте или реконструкции федеральной автомобильной дороги.

На собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, возлагаются следующие обязанности: соблюдать правила использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности; не наносить вред федеральной автомобильной дороге, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения; обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой, а также своевременно исполнять выданные ими предписания; согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и ГИБДД предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений; в случаях, предусмотренных Правилами, сносить и переносить возведенные на земельных участках некапитальные здания и сооружения.

В случаях возведения объектов с нарушением Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, и в отношении построивших их лиц принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ.

За нарушение Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в действующем порядке нормативных документов.

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Не разрешается препятствовать организации собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (п. 6 ст. 90 ЗК).

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.

 


Заключение

 

Собственником земли промышленного предприятия обычно является тот, кому принадлежит само предприятие - будь то государство, муниципальное объединение, частный сектор. Но во многих случаях предприятия располагаются на не принадлежащей земле. В связи с процессом приватизации промышленности, который начался в 1990-х годах, новые собственники получили право выкупить у государства или у муниципальных властей участки земли, обслуживающие их предприятия. Это право было провозглашено в особом президентском указе.

Использование земли, которая обслуживает предприятие, подчинено замыслу, зафиксированному в первоначальном проекте его строительства, а также в последующих проектах его расширения, модернизации и реконструкции. Для ряда предприятий существуют типовые нормы их земельного обеспечения, для других размеры земельных участков определяются и утверждаются в составе индивидуальных проектов.

Площади и состав земель, закрепленных за каждым предприятием, должны быть записаны в особом документе - Паспорте предприятия, в котором находят отражение и другие его основные средства. Предприятия обязаны вести текущий учет своих земель как в натуральном (количественном), так и в денежном выражении. Денежная оценка закрепленных за предприятием земель предусмотрена правилами бухгалтерского учета. Ценность этих земель отражается на балансах предприятий наравне с другими основными их средствами.

Территория многих предприятий, особенно старых, бывает загрязнена отходами производства, остатками применявшихся химикатов и тарой из-под них и другими экологически небезопасными предметами. После дождей или таяния снега загрязнения смываются в реки, озера, ручьи, попадают в грунтовые воды. Такое загрязнение водоемов рассеянным стоком бывает не менее опасно, чем прямой слив в водоемы промышленных отходов. В практике бывали случаи, когда по следам отравленной питьевой воды, забираемой из подземных горизонтов, инспекторы приходили к промплощадкам химических и других предприятий. Последние должны были принимать меры не только к очистке своих территорий, но и к устройству альтернативных водопроводных сооружений или к организации временного водоснабжения пострадавшего населения.

В странах с развитым земельным рынком бывают случаи, когда иски людей, пострадавших от загрязнения подземных вод, предъявляются к наличному владельцу промплощадки, купившему ее у прежнего собственника, который и был ее загрязнителем. В США такие иски суды нередко удовлетворяют. Но при этом возникает вопрос, насколько справедливо взыскивать убытки от загрязнения питьевой воды не с того, кто в действительности ее загрязнил. Чтобы избежать таких ситуаций, законы некоторых штатов США запрещают куплю-продажу промплощадок без предварительного их экологического обследования. Экологическая экспертиза проясняет отношения сторон и способствует правильному распределению ответственности между продавцом и покупателем промплощадки в случае, если обнаруживается загрязнение земли и питьевых вод.

Опыт показывает, что исторически накопленные на промплощадках загрязнения целесообразно удалять (или нейтрализовать на месте), совмещая эти работы с реконструкцией предприятия, передачей его в другие руки или закрытием. Работы по обезвреживанию промплощадок или заброшенных промышленных территорий (индустриальных пустырей) получили название санации (оздоровления).

Законы России требуют, чтобы под промышленные предприятия отводились в первую очередь земли, непригодные или малопригодные для сельского хозяйства. Тем не менее, многие предприятия, учреждения, организации имеют в своем владении свободные и удобные для сельского хозяйства земли. Чтобы эти земли «не пропадали», владельцы предприятий, учреждений, организаций вправе предоставлять их во временное пользование своим работникам под огороды, под выпас скота и для сенокошения.

Кроме того предприятия, имеющие свободные земли, годные для сельского хозяйства, вправе предоставлять своим работникам на неопределенный срок служебные наделы.

В последние годы многие промышленные предприятия, учреждения и организации, владеющие излишками земель, стали сдавать их в аренду посторонним лицам не столько для ведения сельского хозяйства, сколько для устройства складов, стоянок автомобилей, организации торговых точек и т.п. Как правило, предприятия не испрашивают разрешения на такие сделки у местных властей и даже не ставят их в известность относительно появления на их территориях новых пользователей. Статья 270 ГК РФ ограничивает возможности сдачи земли в аренду со стороны лица, которое владеет ею на праве постоянного пользования. Между тем земельный титул многих государственных организаций, предприятий, учреждений, которые осуществляют подобную практику, является недостаточно определенным. Очевидно, новые типы земельных отношений, возникающие на территории таких предприятий, организаций, учреждений, требуют своего законодательного урегулирования.

 


Список использованной литературы

 

1. Жариков Ю.Г., Шейнин Л.Б., Сиваков О.В. Земельное право: Учебное пособие. - М., 1995

2. Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. - М., 2006

3. Крассов О.И. Земельное право. - М., 2006. - 671 с.

4. Шейнин Л.Б. Земельное право России. - М., 2007. - 351 с.

Нормативные материалы

1. Земельный кодекс Российской Федерации

2. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М., 2006.

. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ. 1999. №33. С. 86

. Собрание законодательства РФ. 1998. №49. Ст. 6059; 2000. №6. Ст. 776.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: