Анатомия и физиология нервной системы человека




Опорно-двигательный аппарат: анатомия и физиология системы, профилактика нарушений

Вопросы к обсуждению:

1. Физическое развитие человека, диагностика физического развития детей

2. Общая характеристика опорно-двигательного аппарата

3. Скелет как структурная основа тела, возрастные особенности

4. Мышечная система: строение, возрастные особенности и негативные последствия гиподинамии

5. Осанка, профилактика нарушений ОДА

 

Задания к семинару:

Дать определение понятий: «рост», «развитие», «физическое развитие», «функциональное развитие», «антропометрия».

2. Раскрыть основные закономерности физического развития человека, определить антропометрические показатели для оценки физического развития детей;

3. Ответить на вопрос: Какие показатели физического развития необходимы для диагностики функционального развития ребенка?;

4. Дать определение «опорно-двигательный аппарат», охарактеризовать функции опорно-двигательного аппарата (опорная, защитная, двигательная, рессорная, участие в обеспечении жизненно важных процессов), рассмотреть его строение (отделы ОДА);

5. Дать определение «скелет», рассмотреть функции скелета, строение скелета (кости, суставы), основные части скелета (скелет туловища, головы, конечностей), их возрастные особенности;

6. Дать определение «кость», рассмотреть строение костей и их химический состав, классификацию, возрастные изменения костей (развитие, рост);

7. Дать определение «сустав», выделить основные типы сочленений, строение костных соединений (сустава), виды и функции суставов, физиологическая роль отдельных составных частей сустава, возрастные изменения суставов;

8. Дать определение «мышечная система», «мышца», «рефлекторный механизм мышечной деятельности», строение и значение мышечной системы;

9. Рассмотреть строение мышцы, виды мышц (критерии классификаций: форма и величина, выполняемая функция, строение), основные мышечные группы (скелетные (поперечно-полосатые) мышцы (произвольные), висцеральные (гладкие) мышцы (непроизвольные) и сердечные мышцы (мышцы сердца)) и их функции, основные функциональные свойства мышц (возбудимость, проводимость, сократимость, лабильность), особенности сократительной деятельности (работа и сила мышц), качества работы мышц (быстрота, точность, ловкость, выносливость, утомление), возрастные особенности;

10. Дать определение «гиподинамия», раскрыть ее негативные последствия

11. Дать определение «осанка». Основные нарушения осанки, условия, способствующие их возникновению, и меры профилактики

Литература:

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.59-68, 344-354

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.14-21, 67-152

3. Хрипкова и др. Возрастная физиологич и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 5-13, 144-178

 


Семинар 2

Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма.

Иммунная система.

Вопросы к обсуждению:

1. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – основа жизнедеятельности организма

2. Органические и минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности организма

3. Терморегуляция, ее возрастные особенности

4. Внутренняя среда организма. Гомеостаз

5. Кровь как компонент внутренней среды организма

6. Иммунная система организма

 

Задания к семинару:

1. Определить понятия «обмен веществ и энергии», «основной обмен», значение обмена веществ и энергии,

2. Охарактеризовать процессы обмена веществ (катаболизм, анаболизм) и их соотношение в условиях динамического равновесия, роста и истощения (зарисовать схему);

3. Выделить и описать основные этапы обмена веществ и энергии в организме;

4. Определить понятие «основной обмен веществ», рассмотреть факторы, влияющие на основной обмен человека;

5. Дать характеристику энергетическому обмену, жировому, белковому, углеводному, водно-солевому обменам, проанализировать возрастные и половые потребности в белках, жирах, углеводах;

6. Объяснить роль микро- и макроэлементов, витаминов в обмене веществ, проанализировать возрастные потребности в минеральных веществах и витаминах;

7. Определить понятие «терморегуляция», процессы терморегуляции (термогенез и теплоотдача), охарактеризовать ее возрастные особенности;

8. Раскрыть особенности организации питания детей и подростков (нормы питания, нормы потребления витаминов, калорийность питания, режим питания);

9. Составить пищевой рацион на 1 день для дошкольника, подростка, взрослого (письменно);

10. Дать понятие «внутренняя среда организма», «гомеостаз», охарактеризовать составляющие внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа);

11. Приведите пример гомеостаза (письменно);

12. Определить понятия «кровь», «плазма крови», выделить функции крови, раскрыть количественную характеристику и состав крови (форменные элементы), раскрыть особенности развития системы свертывания крови в антенатальный (внутриутробный), постнатальный период. Охарактеризовать группы крови и возрастные особенности крови;

13. Дать определение «иммунная система». Объяснить значение иммунитета. Охарактеризовать виды иммунитета (врожденный и приобретенный) и условия их образования

 

Литература:

 

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 88-142

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.82-96, 121-144, 354-365

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.242-249, 67-152

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 190-222

 

Семинар 3

Система кровообращения

Вопросы к обсуждению:

1. Значение системы кровообращения

2. Строение системы кровообращения (большой и малый круг кровообращения, сердце, миокард), ее возрастные особенности

3. Деятельность сердца (сердечный цикл, ЧСС, биологические электрические потенциалы) и ее диагностика (электрокардиография)

4. Движение крови по сосудам

5. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности

6. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

7. Меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение кровообращения в жизнедеятельности организма;

2. Выписать понятия «артерия», «вена», «каппиляр»

3. Рассмотреть анатомию системы кровообращения, возрастные изменения строения системы;

4. Охарактеризовать свойства сердечной мышцы (миокарда) – возбудимость, сократимость, проводимость;

5. Рассмотреть особенности деятельности сердца: сердечного цикла (фазы сердечного цикла), частоты сердечных сокращений (пульс и его возрастные особенности). Определить понятия «систолический (ударный) объем», «минутный объем»;

6. Охарактеризовать особенности функционирования работы сосудов – непрерывность, причины, скорость движения крови по сосудам, кровяное давление и его возрастные особенности;

7. Выписать понятия «систолическое давление», «диастолическое давление»;

8. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции системы кровообращения, возрастные изменения;

9. Выделить особенности реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в различные возрастные периоды;

10. Выделить факторы, негативно влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы при организации учебно-воспитательного процесса;

11. Рассмотреть меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов;

12. Ответить на вопрос: Какие показатели деятельности сердечно-сосудистой системы необходимы для комплексной диагностики функционального развития ребенка.

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 156-173

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 144-168

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.279-310

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 222-235

Семинар 4

Система дыхания

Вопросы к обсуждению:

1. Значение системы дыхания

2. Строение системы дыхания, ее возрастные особенности

3. Дыхательные движения

4. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности

5. Особенности состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей и подростков, микроклимат

 

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение дыхания в жизнедеятельности организма;

2. Выписать понятия «дыхание», «минутный объем дыхания», «жизненная емкость легких»

3. Рассказать о составляющих системы дыхания (воздухоносные пути – полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи; легкие; костно-мышечная система – ребра, межреберные и вспомогательные мышцы, диафрагма), их возрастных изменениях;

4. Рассмотреть особенности строения легкого, возрастные изменения;

5. Рассмотреть особенности деятельности дыхательной системы при вдохе и выдохе;

6. Охарактеризовать типы, частоту, объем и жизненную емкость дыхания, их возрастные особенности;

7. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции системы дыхания (дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальные влияния на дыхательный центр), возрастные изменения;

8. Раскрыть значение состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей и подростков;

9. Выделить факторы для создания оптимального воздушно-теплового и санитарно-гигиенического режима в помещениях образовательного учреждения;

10. Ответить на вопрос (письменно): Какие показатели дыхания необходимы для комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка.

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 142-156

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 96-111

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.190-208

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 236-251

Семинар 5

Система пищеварения

Вопросы к обсуждению:

1. Значение системы пищеварения

2. Строение системы пищеварения

3. Пищеварение в ротовой полости

4. Пищеварение в желудке

5. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении

6. Пищеварение, всасывание и моторная функция кишечника

7. Защитные пищевые рефлексы. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение пищеварения в жизнедеятельности организма;

2. Выписать понятия «пищеварение», «ферменты», «желудочный сок»

3. Рассказать о составляющих системы пищеварения (пищеварительная трубка, пищеварительные железы);

4. Рассмотреть процесс пищеварения в ротовой полости, возрастные особенности;

5. Рассмотреть процесс пищеварения в желудке, возрастные особенности;

6. Раскрыть значение основных пищеварительных желез (печени, поджелудочной железы) в переваривании пищи, их возрастные особенности;

7. Рассмотреть основные функции кишечника (расщепление, всасывание, моторика), его возрастные изменения;

8. Раскрыть значение защитных пищевых рефлексов;

9. Рассмотреть меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний;

10. Ответить на вопрос (письменно): Какие возрастные особенности пищеварительной системы необходимо учитывать при организации питания ребенка раннего возраста?

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 327, 346, 353

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 111-121

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.154-190

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 179-190

Семинар 6

Система выделения

Вопросы к обсуждению:

1. Строение выделительной системы. Нефрон.

2. Роль почек в поддержании гомеостаза, возрастные особенности функций

3. Регуляция функции почек, мочеиспускания

4. Выделительная функция кожи, легких, желудочно-кишечного тракта

5. Профилактика нарушений выделительной системы

Задания к семинару:

1. Выписать понятия «выделение», «нефрон», «фильтрация», «реабсорбция», «конечные продукты обмена»

2. Рассмотреть анатомию выделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь), строение нефрона;

3. Охарактеризовать роль почек в поддержании гомеостаза;

4. Выделить этапы (фильтрационный, реабсорбционный) мочеобразования, возрастные особенности;

5. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции деятельности почек, мочеиспускания;

6. Раскрыть значение выделительной функции кожи, легких, желудочно-кишечного тракта;

7. Рассмотреть меры профилактики заболеваний органов выделения (пиелонефрит, цистит, уретрит).

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 327, 346

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 169-179

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.208-221

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 251-254

Семинар 7

Кожа

Вопросы к обсуждению:

1. Строение кожи

2. Функции кожи

3. Кожная чувствительность

4. Терморегуляция

5. Правила ухода за кожей, ногтями и волосами

6. Гигиенические требования к детской одежде и обуви

Задания к семинару:

1. Рассказать о строении кожи (ткани, нервные волокна, кровеносные сосуды, железы), возрастные особенности;

2. Рассмотреть функции кожи (защитная, иммунная, рецепторная);

3. Раскрыть значение кожной чувствительности и рассмотреть ее виды (тактильная, температурная, болевая);

4. Определить понятие «терморегуляция», охарактеризовать виды терморегуляции, процесс регуляции образования и отдачи тепла организмом человека;

5. Выделить основные правила ухода за кожей, ногтями и волосами;

6. Раскрыть значение состояния кожи для оценки состояния здоровья ребенка;

7. Выписать основные требования к детской одежде и обуви;

Литература:

1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 179-188, 349-354

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.423-427

3. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 254-264

Семинар 8

Эндокринная система

Вопросы к обсуждению:

1. Значение эндокринной системы

2. Железы внутренней секреции

3. Гормоны

4. Гипоталамо-гипофизарная система

5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции по механизму обратной связи

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение эндокринной системы в жизнедеятельности организма человека;

2. Выписать понятия «эндокринные железы», «гормоны»;

3. Рассказать о железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, паращитовидные железы), их функциях, возрастных изменениях;

4. Заполнить таблицу:

Название железы Название гормонов Действие гормонов
     

1. Определить роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции;

2. Раскрыть механизм обратной связи гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус;

3. Приведите примеры, показывающие значение гормонов для развивающегося организма (письменно)

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 297-321

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 68-81

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.261-279

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 129-138

 

Семинар 9

Репродуктивная система

Вопросы к обсуждению:

1. Анатомия и физиология репродуктивной системы

2. Половое созревание

3. Половое воспитание в учебно-воспитательном процессе

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение репродуктивной системы в жизнедеятельности организма;

2. Выписать понятия «половое созревание»;

3. Охарактеризовать стадии полового созревания, появление вторичных половых признаков;

4. Раскрыть значение полового воспитания для сохранения состояния здоровья детей.

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 382-393

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 229-257

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.221-242

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 138-143

Семинар 10-11

Анатомия и физиология нервной системы человека

Вопросы к обсуждению:

1. Значение нервной системы

2. Общий план строения нервной системы

3. Основные свойства и функции нервных клеток

4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности

5. Возбуждение и торможение в ЦНС

6. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы

7. Вегетативная нервная система

 

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение нервной системы в жизнедеятельности организма;

2. Дать определения «нервный центр», «нервное волокно», «нейрон», «сома», «дендрит», «аксон», «синапс», «медиатор», «глия», «потенциал действия», «рецептор» (письменно);

3. Рассказать о строении (периферическая и центральная части) и функциях нервной системы (получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем);

4. Дать понятие о нейроне как структурной единице нервной системы (строение нейрона, типы нейронов);

5. Охарактеризовать свойства нервных клеток: раздражимость и возбудимость;

6. Объяснить принцип передачи возбуждения по нервному волокну, в синапсах;

7. Дать понятие рефлекса и рефлекторной дуги (зарисовать схему);

8. Охарактеризовать основные виды рецепторов;

9. Объяснить принцип обратной связи между ЦНС и исполнительными органами;

10. Охарактеризовать свойства нервной системы: возбуждение и торможение;

11. Рассмотреть строение и функциональное значение (различных отделов ЦНС);

12. Выделить особенности развития нервной системы;

13. Раскрыть значение вегетативной нервной системы;

14. Охарактеризовать отделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический) и их функции

 

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 215-220, 283-287

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 21-52

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.310-370

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 14-38

 

 

Семинар 12-13

Анализаторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: