Опорно-двигательный аппарат: анатомия и физиология системы, профилактика нарушений
Вопросы к обсуждению:
1. Физическое развитие человека, диагностика физического развития детей
2. Общая характеристика опорно-двигательного аппарата
3. Скелет как структурная основа тела, возрастные особенности
4. Мышечная система: строение, возрастные особенности и негативные последствия гиподинамии
5. Осанка, профилактика нарушений ОДА
Задания к семинару:
Дать определение понятий: «рост», «развитие», «физическое развитие», «функциональное развитие», «антропометрия».
2. Раскрыть основные закономерности физического развития человека, определить антропометрические показатели для оценки физического развития детей;
3. Ответить на вопрос: Какие показатели физического развития необходимы для диагностики функционального развития ребенка?;
4. Дать определение «опорно-двигательный аппарат», охарактеризовать функции опорно-двигательного аппарата (опорная, защитная, двигательная, рессорная, участие в обеспечении жизненно важных процессов), рассмотреть его строение (отделы ОДА);
5. Дать определение «скелет», рассмотреть функции скелета, строение скелета (кости, суставы), основные части скелета (скелет туловища, головы, конечностей), их возрастные особенности;
6. Дать определение «кость», рассмотреть строение костей и их химический состав, классификацию, возрастные изменения костей (развитие, рост);
7. Дать определение «сустав», выделить основные типы сочленений, строение костных соединений (сустава), виды и функции суставов, физиологическая роль отдельных составных частей сустава, возрастные изменения суставов;
8. Дать определение «мышечная система», «мышца», «рефлекторный механизм мышечной деятельности», строение и значение мышечной системы;
9. Рассмотреть строение мышцы, виды мышц (критерии классификаций: форма и величина, выполняемая функция, строение), основные мышечные группы (скелетные (поперечно-полосатые) мышцы (произвольные), висцеральные (гладкие) мышцы (непроизвольные) и сердечные мышцы (мышцы сердца)) и их функции, основные функциональные свойства мышц (возбудимость, проводимость, сократимость, лабильность), особенности сократительной деятельности (работа и сила мышц), качества работы мышц (быстрота, точность, ловкость, выносливость, утомление), возрастные особенности;
10. Дать определение «гиподинамия», раскрыть ее негативные последствия
11. Дать определение «осанка». Основные нарушения осанки, условия, способствующие их возникновению, и меры профилактики
Литература:
1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.59-68, 344-354
2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.14-21, 67-152
3. Хрипкова и др. Возрастная физиологич и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 5-13, 144-178
Семинар 2
Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма.
Иммунная система.
Вопросы к обсуждению:
1. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – основа жизнедеятельности организма
2. Органические и минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности организма
3. Терморегуляция, ее возрастные особенности
4. Внутренняя среда организма. Гомеостаз
5. Кровь как компонент внутренней среды организма
6. Иммунная система организма
Задания к семинару:
1. Определить понятия «обмен веществ и энергии», «основной обмен», значение обмена веществ и энергии,
2. Охарактеризовать процессы обмена веществ (катаболизм, анаболизм) и их соотношение в условиях динамического равновесия, роста и истощения (зарисовать схему);
3. Выделить и описать основные этапы обмена веществ и энергии в организме;
4. Определить понятие «основной обмен веществ», рассмотреть факторы, влияющие на основной обмен человека;
5. Дать характеристику энергетическому обмену, жировому, белковому, углеводному, водно-солевому обменам, проанализировать возрастные и половые потребности в белках, жирах, углеводах;
6. Объяснить роль микро- и макроэлементов, витаминов в обмене веществ, проанализировать возрастные потребности в минеральных веществах и витаминах;
7. Определить понятие «терморегуляция», процессы терморегуляции (термогенез и теплоотдача), охарактеризовать ее возрастные особенности;
8. Раскрыть особенности организации питания детей и подростков (нормы питания, нормы потребления витаминов, калорийность питания, режим питания);
9. Составить пищевой рацион на 1 день для дошкольника, подростка, взрослого (письменно);
10. Дать понятие «внутренняя среда организма», «гомеостаз», охарактеризовать составляющие внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа);
11. Приведите пример гомеостаза (письменно);
12. Определить понятия «кровь», «плазма крови», выделить функции крови, раскрыть количественную характеристику и состав крови (форменные элементы), раскрыть особенности развития системы свертывания крови в антенатальный (внутриутробный), постнатальный период. Охарактеризовать группы крови и возрастные особенности крови;
13. Дать определение «иммунная система». Объяснить значение иммунитета. Охарактеризовать виды иммунитета (врожденный и приобретенный) и условия их образования
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 88-142
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с.82-96, 121-144, 354-365
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.242-249, 67-152
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 190-222
Семинар 3
Система кровообращения
Вопросы к обсуждению:
1. Значение системы кровообращения
2. Строение системы кровообращения (большой и малый круг кровообращения, сердце, миокард), ее возрастные особенности
3. Деятельность сердца (сердечный цикл, ЧСС, биологические электрические потенциалы) и ее диагностика (электрокардиография)
4. Движение крови по сосудам
5. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
6. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
7. Меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение кровообращения в жизнедеятельности организма;
2. Выписать понятия «артерия», «вена», «каппиляр»
3. Рассмотреть анатомию системы кровообращения, возрастные изменения строения системы;
4. Охарактеризовать свойства сердечной мышцы (миокарда) – возбудимость, сократимость, проводимость;
5. Рассмотреть особенности деятельности сердца: сердечного цикла (фазы сердечного цикла), частоты сердечных сокращений (пульс и его возрастные особенности). Определить понятия «систолический (ударный) объем», «минутный объем»;
6. Охарактеризовать особенности функционирования работы сосудов – непрерывность, причины, скорость движения крови по сосудам, кровяное давление и его возрастные особенности;
7. Выписать понятия «систолическое давление», «диастолическое давление»;
8. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции системы кровообращения, возрастные изменения;
9. Выделить особенности реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в различные возрастные периоды;
10. Выделить факторы, негативно влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы при организации учебно-воспитательного процесса;
11. Рассмотреть меры профилактики нарушений работы сердца и сосудов;
12. Ответить на вопрос: Какие показатели деятельности сердечно-сосудистой системы необходимы для комплексной диагностики функционального развития ребенка.
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 156-173
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 144-168
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.279-310
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 222-235
Семинар 4
Система дыхания
Вопросы к обсуждению:
1. Значение системы дыхания
2. Строение системы дыхания, ее возрастные особенности
3. Дыхательные движения
4. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
5. Особенности состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей и подростков, микроклимат
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение дыхания в жизнедеятельности организма;
2. Выписать понятия «дыхание», «минутный объем дыхания», «жизненная емкость легких»
3. Рассказать о составляющих системы дыхания (воздухоносные пути – полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи; легкие; костно-мышечная система – ребра, межреберные и вспомогательные мышцы, диафрагма), их возрастных изменениях;
4. Рассмотреть особенности строения легкого, возрастные изменения;
5. Рассмотреть особенности деятельности дыхательной системы при вдохе и выдохе;
6. Охарактеризовать типы, частоту, объем и жизненную емкость дыхания, их возрастные особенности;
7. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции системы дыхания (дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальные влияния на дыхательный центр), возрастные изменения;
8. Раскрыть значение состояния воздушной среды для сохранения здоровья детей и подростков;
9. Выделить факторы для создания оптимального воздушно-теплового и санитарно-гигиенического режима в помещениях образовательного учреждения;
10. Ответить на вопрос (письменно): Какие показатели дыхания необходимы для комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка.
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 142-156
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 96-111
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.190-208
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 236-251
Семинар 5
Система пищеварения
Вопросы к обсуждению:
1. Значение системы пищеварения
2. Строение системы пищеварения
3. Пищеварение в ротовой полости
4. Пищеварение в желудке
5. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении
6. Пищеварение, всасывание и моторная функция кишечника
7. Защитные пищевые рефлексы. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение пищеварения в жизнедеятельности организма;
2. Выписать понятия «пищеварение», «ферменты», «желудочный сок»
3. Рассказать о составляющих системы пищеварения (пищеварительная трубка, пищеварительные железы);
4. Рассмотреть процесс пищеварения в ротовой полости, возрастные особенности;
5. Рассмотреть процесс пищеварения в желудке, возрастные особенности;
6. Раскрыть значение основных пищеварительных желез (печени, поджелудочной железы) в переваривании пищи, их возрастные особенности;
7. Рассмотреть основные функции кишечника (расщепление, всасывание, моторика), его возрастные изменения;
8. Раскрыть значение защитных пищевых рефлексов;
9. Рассмотреть меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний;
10. Ответить на вопрос (письменно): Какие возрастные особенности пищеварительной системы необходимо учитывать при организации питания ребенка раннего возраста?
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 327, 346, 353
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 111-121
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.154-190
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 179-190
Семинар 6
Система выделения
Вопросы к обсуждению:
1. Строение выделительной системы. Нефрон.
2. Роль почек в поддержании гомеостаза, возрастные особенности функций
3. Регуляция функции почек, мочеиспускания
4. Выделительная функция кожи, легких, желудочно-кишечного тракта
5. Профилактика нарушений выделительной системы
Задания к семинару:
1. Выписать понятия «выделение», «нефрон», «фильтрация», «реабсорбция», «конечные продукты обмена»
2. Рассмотреть анатомию выделительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь), строение нефрона;
3. Охарактеризовать роль почек в поддержании гомеостаза;
4. Выделить этапы (фильтрационный, реабсорбционный) мочеобразования, возрастные особенности;
5. Охарактеризовать особенности нервно-гуморальной регуляции деятельности почек, мочеиспускания;
6. Раскрыть значение выделительной функции кожи, легких, желудочно-кишечного тракта;
7. Рассмотреть меры профилактики заболеваний органов выделения (пиелонефрит, цистит, уретрит).
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 327, 346
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 169-179
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.208-221
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 251-254
Семинар 7
Кожа
Вопросы к обсуждению:
1. Строение кожи
2. Функции кожи
3. Кожная чувствительность
4. Терморегуляция
5. Правила ухода за кожей, ногтями и волосами
6. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
Задания к семинару:
1. Рассказать о строении кожи (ткани, нервные волокна, кровеносные сосуды, железы), возрастные особенности;
2. Рассмотреть функции кожи (защитная, иммунная, рецепторная);
3. Раскрыть значение кожной чувствительности и рассмотреть ее виды (тактильная, температурная, болевая);
4. Определить понятие «терморегуляция», охарактеризовать виды терморегуляции, процесс регуляции образования и отдачи тепла организмом человека;
5. Выделить основные правила ухода за кожей, ногтями и волосами;
6. Раскрыть значение состояния кожи для оценки состояния здоровья ребенка;
7. Выписать основные требования к детской одежде и обуви;
Литература:
1. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 179-188, 349-354
2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.423-427
3. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 254-264
Семинар 8
Эндокринная система
Вопросы к обсуждению:
1. Значение эндокринной системы
2. Железы внутренней секреции
3. Гормоны
4. Гипоталамо-гипофизарная система
5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции по механизму обратной связи
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение эндокринной системы в жизнедеятельности организма человека;
2. Выписать понятия «эндокринные железы», «гормоны»;
3. Рассказать о железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, паращитовидные железы), их функциях, возрастных изменениях;
4. Заполнить таблицу:
Название железы | Название гормонов | Действие гормонов |
1. Определить роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции;
2. Раскрыть механизм обратной связи гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус;
3. Приведите примеры, показывающие значение гормонов для развивающегося организма (письменно)
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 297-321
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 68-81
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.261-279
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 129-138
Семинар 9
Репродуктивная система
Вопросы к обсуждению:
1. Анатомия и физиология репродуктивной системы
2. Половое созревание
3. Половое воспитание в учебно-воспитательном процессе
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение репродуктивной системы в жизнедеятельности организма;
2. Выписать понятия «половое созревание»;
3. Охарактеризовать стадии полового созревания, появление вторичных половых признаков;
4. Раскрыть значение полового воспитания для сохранения состояния здоровья детей.
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 382-393
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 229-257
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.221-242
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 138-143
Семинар 10-11
Анатомия и физиология нервной системы человека
Вопросы к обсуждению:
1. Значение нервной системы
2. Общий план строения нервной системы
3. Основные свойства и функции нервных клеток
4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
5. Возбуждение и торможение в ЦНС
6. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
7. Вегетативная нервная система
Задания к семинару:
1. Раскрыть значение нервной системы в жизнедеятельности организма;
2. Дать определения «нервный центр», «нервное волокно», «нейрон», «сома», «дендрит», «аксон», «синапс», «медиатор», «глия», «потенциал действия», «рецептор» (письменно);
3. Рассказать о строении (периферическая и центральная части) и функциях нервной системы (получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем);
4. Дать понятие о нейроне как структурной единице нервной системы (строение нейрона, типы нейронов);
5. Охарактеризовать свойства нервных клеток: раздражимость и возбудимость;
6. Объяснить принцип передачи возбуждения по нервному волокну, в синапсах;
7. Дать понятие рефлекса и рефлекторной дуги (зарисовать схему);
8. Охарактеризовать основные виды рецепторов;
9. Объяснить принцип обратной связи между ЦНС и исполнительными органами;
10. Охарактеризовать свойства нервной системы: возбуждение и торможение;
11. Рассмотреть строение и функциональное значение (различных отделов ЦНС);
12. Выделить особенности развития нервной системы;
13. Раскрыть значение вегетативной нервной системы;
14. Охарактеризовать отделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический) и их функции
Литература:
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 215-220, 283-287
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 21-52
3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.310-370
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 14-38
Семинар 12-13
Анализаторы.