Заведующий кафедрой А.В. АДРОВ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный университет»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра нормальной и патологической физиологии

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

_________ А.В. Адров

30 августа 2019г.

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормальная физиология

3 семестр 2019/20 уч. года

Направление подготовки Педиатрия
Код направления подготовки (специальности) 31.05.02
Квалификация выпускника Врач – педиатр
Форма обучения Очная
Код дисциплины Б.1.Б.18

Количество часов:

 

Лекций -36 часов

Практических занятий - 72 часа

Всего часов - 108 (3 ЗЕТ)

 

Грозный – 2019

Лекционные занятия

Дата Тема и содержание Кол. час. Интерактивные образовательные технологии
90.09.19 Введение в нормальную физиологию. Предмет, методы и основные задачи нормальной физиологии. Ее связь с другими биологическими дисциплинами, значение для медицины. Основные физиологические понятия (внешняя и внутренняя среда, регуляция функций, рефлекс)   Проблемная лекция
23.09.19 1. Возбудимые ткани. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. История их открытия и современные представления. Потенциал покоя (ПП) и потенциал действия (ПД). Законы возбуждения: закон силы, времени, градиента, полярный закон. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам у детей различного возраста.   Лекция - визуализация
07.10.19 Строение и механизм работы нервно-мышечного синапса. Сравнительная характеристика поперечнополосатых и гладких мышц. Современные представления о мышечном сокращении и расслаблении. Роль ионов и белков. Виды и режим сокращения скелетных мышц. Сила и работа мышц.   Лекция – визуализация с просмотром видеофильма
21.10.19. Кровь как внутренняя среда организма. Основные функции крови. Форменные элементы крови, методики их подсчета и значение. Кровезамещающие растворы.   Лекция - презентация
04.11.19 Процесс свертывания крови, его фазы и значение. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы. Группы крови (система АВО, резус принадлежность). Принципы переливания крови.   Проблемная лекция
18.11.19 Морфофункциональная характеристика сердечнососудистой системы, ее роль в поддержании жизнедеятельности организма. Методы изучения сердечной деятельности. Регуляция сердечной деятельности.   Лекция - визуализация
02.12.19 Функциональная классификация сосудов. Органное кровообращение. Особенности кровообращения в миокарде, мозге, легких, почках и печени. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, гипоксии, стрессе и других состояниях.   Проблемная лекция
16.12.19 Физиологическое значение дыхательной функции. Эволюция дыхания, типы и виды дыхания. Стадии дыхания. Регуляция дыхания: гуморальная (О2, СО2 и рН) и нервная (безусловно-рефлекторная, условно-рефлекторная и произвольная). Дыхание при физической работе, повышенном и пониженном атмосферном давлении.   Лекция - презентация
30.12.19 Значение пищеварения, его типы и виды. Функции пищеварительного конвейера - секреция, моторика, всасывание. Пищеварение в полости рта. Слюноотделение и его регуляция. Пищеварение в желудке и в тонком кишечнике. Пищеварительная роль печени. Дефекация. Возрастные особенности пищеварения.   Лекция - визуализация  
13.12.20 Понятие об обменен веществ. Методы измерения энергообразования. Обмен веществ при различных нагрузках, возрастные изменения. Обмен белков, жиров и углеводов, их регуляция. Физиология труда. Оптимальные нагрузки для лиц занимающихся физическим и умственным трудом. Определение толерантности к физическим нагрузкам   Лекция – визуализация с просмотром видеофильма

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

НА 3 СЕМЕСТР 2019/2020 УЧЕБНОГО ГОДА

(Начало практических занятий - 02.09.2019г

Вводное занятие - 4ч.

Возбудимые ткани - 12ч.

Кровь-12ч.

Кровообращение-16ч.

Дыхание-8ч.

Пищеварение-12ч.

Обмен веществ и энергий - 8

Итоговое занятие-4ч.

Вссего: 72 ч.

Дата занятия № и тема раздела Тема Кол-во часов
02.09.19 06.09.19 1 - Введение в физиологию.   Занятие 1:Понятие о дисциплине –нормальная физиология. Предмет, задачи и методы исследования. История развития и становления физиологии. Связь с другими науками. Внешняя и внутренняя среда, характерные показатели и факторы. Понятие о раздражителе, их классификация.  
1 - Введение в физиологию. Занятие 2:Гомеостаз. Нервная и гуморальная регуляции функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и рефлекторном кольце. Физиологические и функциональные системы. Лабораторная работа №1.1 – Клетка и такни Лабораторная работа №1.2 – Виды мембранного транспорта  
09.09.19 13.09.19   2-Возбудимые ткани   Занятие 1Понятие о раздражителе. Адекватные и неадекватные раздражители, их характеристика. Биоэлектрические явления в животных тканях: история их открытия, современные представления. Общие свойства возбудимости: порог, лабильность, реобаза, хронаксия, полезное время. Анализ кривой Вейса-Горвега-Ляпика. Потенциал покоя и потенциал действия, роль концентрационных градиентов в их возникновении. Лабораторная работа №2.1. - Биопотенциалы Лабораторная работа № 2.2. - Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): 1.Лабораторная работа №1 – Мембранный Потенциал Покоя. 2.Лабораторная работа №2 – Мембранный потенциал действия.  
2-Возбудимые ткани   Занятие 2Законы возбуждения (силы, времени, градиента). Полярный закон раздражения. Физиологический электротон. Методики регистрации биопотенциалов, их значение для клиники (ЭКГ, ЭЭГ). Механизм и общие закономерности проведения возбуждения по миелиновым и без миелиновым нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам у детей различного возраста. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 -Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации и возбуждения. Лабораторная работа «2 – Демонстрация воздействия анестезирующих веществ и низкой температуры на ПД. Лабораторная работа №3 – Определение скорости проведения и ее зависимости от диаметра аксона, а также наличие или отсутствие миелина.  
16.09.19 20.09.19   2-Возбудимые ткани   Занятие 3Определение,строение и механизм работы синапса. Классификация синапсов. Медиаторы, их классификация. Механизм действия некоторых ядов на нервно-мышечную передачу, их применение в медицине. Синапсы в ЦНС. Особенности распространения возбуждения в электрических, химических и в смешанных синапсах. Возбуждающие синапсы и их медиаторы. Тормозные синапсы и их медиаторы. Торможение в ЦНС и его виды. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология):  
2-Возбудимые ткани   Занятие 4Механизм возникновения ПКП и ПД в мышечном волокне. Понятие лабильности. Сравнительная характеристика лабильности нерва, мышца и синапса. Функциональная характеристика поперечно – полосатых и гладких мышц. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators Лабораторная работа №1 – Роль нервно – мышечного синапса в возникновении утомления  
23.09.19 27.09.19 2-Возбудимые ткани   Занятие 5:Сила, скорость и продолжительность мышечного сокращения. Работа мышц и ее КПД. Закон средних нагрузок. О природе утомления мышц. Теория активного отдыха по Сеченову. Методики исследования двигательной активности человека: миография, эргография, динамометрия. Особенности функции мышц новорожденных детей и грудного возраста.   Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Простое сокращение мышцы. Лабораторная работа №2 - Сокращение скелетной мышцы в результате действия нескольких стимулов  
2-Возбудимые ткани   Занятие 6: Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 2.3. - Определение силы и выносливости мышц кисти и спины у человека Лабораторная работа №2.4. - Одиночное и тетаническое сокращение Тестовый контроль и коллоквиум по теме «Введение в физиологию и физиология возбудимых тканей».  
30.09.19 04.10.19 3-Кровь   Занятие 1:Состав и физико-химические свойства крови. Понятие о циркулирующей и депонированной крови. Значение минерального состава плазмы. Кровезамещающие растворы. Белки плазмы крови и их функции Буферные системы крови.  
3-Кровь   Занятие 2: Форменные элементы крови: Лейкоциты. Подсчет лейкоцитов Лейкоцитарная формула. Физиологические лейкоцитозы, механизм их возникновения. Лейкопения. Иммунитет, виды иммунитета, участие различных видов лейкоцитов в формировании иммунитета. Физико-химические свойства крови новорожденных детей.  
07.10.19 11.10.19 3-Кровь   Занятие 3:Эритроциты, их строение и функции, методика подсчета. Гемоглобин, химический состав, свойства, физиологическое значение. Различные виды гемоглобина, цветной показатель крови. Особенности гемоглобина плода. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 3.1. - Определение количества эритроцитов. Лабораторная работа № 3.2 Определение гемоглобина в крови с помощью гемометра Сали.  
3-Кровь   Занятие 4:Гемолиз, виды гемолиза. Скорость оседания эритроцитов. Осмотическая резистентность эритроцитов; методика определения и клиническое значение. Лабораторная работа № 3.3. - Вычисление цветового показателя крови. Лабораторная работа № 3.4. - Определение скорости оседания эритроцитов Лабораторная работа № 3.5. - Определение осмотической резистентности эритроцитов. Лабораторная работа № 3.6. - Исследование факторов, вызывающих гемолиз.  
14.10.19 18.10.19 3-Кровь   Занятие 5:Тромбоциты и их функции. Свертывающая и противосвертывающая системы крови, их характеристика и значение. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Фибринолиз. Антикоагулянты, их классификация  
3-Кровь   Занятие 6:Учение о группах крови. Агглютиногены, агглютинины, гемолизины. Методика определения групп крови. Резус-фактор, его значение. Резус-конфликт между организмом матери и плода. Основные принципы переливания крови. Служба крови: получение, хранение и транспортировка донорской крови. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 3.7. - Определение группы крови по системе АВО и резус - фактора с помощью моноклональных цоликлонов. Лабораторная работа № 3.8. - Определение времени свертывания капиллярной крови. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология крови».  
21.10.19 25.10.19   4 -Физиология сердца и сосудов   Занятие 1:Значение кровообращения для организма. Структура сердечного цикла. Значение сердечных клапанов. Особенности кровообращения плода. Клинико-физиологические методики исследования сердца-тоны границы сердца, сердечный толчок. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия, рефрактерность. Лабораторная работа № 4.1 - Строение и топография сердца Лабораторная работа № 4.2 - Определение верхушечного толчка Лабораторная работа № 4.3 - Выслушивание (аускультация) тонов сердца.    
4 -Физиология сердца и сосудов Занятие 2:Проводящая система сердца. Изменение возбудимости сердечной мышцы в разные фазы деятельности. Значение периода рефрактерности. Современные методы исследования функций сердца: ЭКГ. баллистокардиография, динамокардиография, фонокардиография, зондирование, ЭхоКГ. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Воздействие электрического стимула на сердечную деятельность. Лабораторная работа №2 – Воздействие медикаментозных веществ на деятельность сердца. Лабораторная работа №3 – Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность  
    28.10.19 01.11.19     28.10.19 01.11.19   4 -Физиология сердца и сосудов   Занятие 3:Электрические явления в сердце. Треугольник Эйнтховина, стандартные, двухполюсные и приближенные – однополюсные отведения. Электрокардиография определение и клиническое значение. Регистрация электрокардиограммы. Анализ ЭКГ. Лабораторная работа № 4.5 - Регистрация и анализ ЭКГ.    
4 -Физиология сердца и сосудов   Занятие 4:Нервная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца. Экстра-и интракардиальные механизмы регуляции сердечной деятельности. Рефлексогенные поля, их значение в регуляции деятельности сердца. Сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов, электролитов и некоторых фармацевтических препаратов на сердечную деятельность. Лабораторная работа № 4.4 - Глазосердечный рефлекс Данини - Ашнера  
04.11.19 08.11.19 4 -Физиология сердца и сосудов   Занятие 5:Функциональная классификация сосудов. Систолический и минутный объём крови. Линейная и объёмная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Давление крови в различных отделах сосудистой системы. Значение артериол. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови и венозный возврат. Артериальное давление. Способы измерения и возрастные изменения. Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Лабораторная работа № 4.6. - Определение артериального давления человека по методу Рива-Роччи - Короткова. Лабораторная работа № 4.7 - Оценка вегетативного тонуса человека Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Влияние давления и вязкости жидкости, а также радиуса и длины сосуда на движение жидкости по сосуду. Лабораторная работа №2 – Влияние минутного сердечного выброса, периферического сопротивления и эластичности сосудов на артериальное давление (АД).    
4 -Физиология сердца и сосудов   Занятие 6:Пульс, его происхождение, характеристика и методы исследования (пальпация, сфигмография). Сосудодвигательный центр, его эффекторные влияния. Иннервация сосудов. Механизм регуляции сосудистого тонуса. Изменение кровообращения при физической работе и различных эмоциональных состояниях. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца и сосудов. Частоты сердцебиений и минутный объем крови у новорожденного ребенка и в последующие возрастные периоды. Лабораторная работа №3 – Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление (АД). Лабораторная работа №4 – Измерение АД по методу Короткова Лабораторная работа№4.8. - Подсчет и характеристика артериального пульса. Лабораторная работа№4.9. - Подсчет частоты сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология сердца и сосудов».  
11.11.19 15.11.19 5-Физиология дыхания   Занятие 1:Физиологическое значение дыхательной функции. Виды и типы дыхания. Эволюция дыхания. Стадии дыхания. Механизм акта вдоха и выдоха. Легочные константы. Внутригрудное отрицательное давление, его происхождение и значение. «Мертвое пространство» дыхательных путей. Минутный объём дыхания, способы измерения и его изменения при физической нагрузке, различных эмоциональных состояниях, стрессе. Дыхательная система плода, состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значение. Лабораторная работа №5.1 - Расчет дыхательных показателей по стандартным формулам Лабораторная работа № 5.2. - Клинические методы исследования состояния аппарата внешнего дыхания. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию.    
5-Физиология дыхания   Занятие 2: Диффузия газов в легких. Транспорт О2 И СО2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на оксигенацию: pH, pO2, Р СО2 и t C. Тканевое и внутриклеточное дыхание.Лабораторная работа №2 – Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких. Лабораторная работа №3 – Влияние сурфактанта на вентиляцию легких.  
18.11.19 22.11.19     18.11.19 22.11.19     5-Физиология дыхания   Занятие 3:Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания. Роль хемо, - механо - и ирритантных рецепторов в регуляции дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Лабораторная работа № 5.3. - Определение легочной вентиляции методом спирометрии.  
5-Физиология дыхания Занятие 4: Дыхательный центр и механизмы его деятельности. Изменение дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. Механизм первого вдоха новорожденного, его экстерорецептивная стимуляция. Лабораторная работа № 5.4 - Проба на максимальную способность задержки дыхания. Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология дыхания».  
25.11.19 29.11.19 6-Физиология пищеварения.   Занятие 1:Понятие о пище и питательных веществах. Пластическая и энергетическая роль пищи. Физиологическое значение пищеварения. Типы и Виды пищеварения. Основные функции различных отделов пищеварительной системы. Клинические методы исследования пищеварительной системы- зондирование, эндоскопия, радиометричческое сканирование, рентгенография. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте. Лабораторная работа №6.1. – Исследование секреторной функции слюнных желез. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Субстратная специфичность амилазы слюны.  
6-Физиология пищеварения.   Занятие 2:Пищеварение в полости рта. Ферменты участвующие в формировании пищевого комка. Акт жевания и глотания. Пищеварение в желудке и 12п.к. Состав и значение желудочного сока и сока 12пк. Состав и пищеварительная роль желчи. Антитоксическая роль печени. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 6.2 - Исследование ферментообразующей функции желудка Лабораторная работа №6.3. Исследование переваривающих свойств желудочного сока Лабораторная работа №6.4 - Изучение переваривающих свойств желчи Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи. Лабораторная работа №2 – Влияние уровня рН на действие пепсина.  
02.12.19 06.12.19 6-Физиология пищеварения.   Занятие 3:Пищеварение в тонком кишечнике. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика различных отделов ЖКТ. Виды движений кишечника. Особенности двигательной активности ЖКТ и всасывания у детей. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Роль микрофлоры.  
6-Физиология пищеварения.   Занятие 4:Всасывание питательных веществ в желудочно-кишечном тракте. Механизмы всасывания. Конечные продукты переваривания пищи. Функция прямой кишки. Лабораторная работа№6.5 – Составление пищевого рациона.  
09.12.19 13.12.19 6-Физиология пищеварения.   Занятие 5:Дефекация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения. Формирование пищедобывательного поведения.  
6-Физиология пищеварения. Занятие 6:Биологически полноценные и неполноценные пищевые продукты. Сбалансированное питание. Пищевой рацион. Режим питания. Диета. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология пищеварения».  
16.12.19 20.12.19 7- Обмен веществ и терморегуляция Занятие 1:Понятие об обмене веществ. Прямая и непрямая калориметрия. Основной, рабочий и суточный обмены веществ. Обмен веществ при физической и умственной работе. Возрастные изменения обмена веществ. Нервная и гуморальная регуляция обмена веществ. Особенности основного обмена у детей различного возраста, половые различия.  
  Занятие 2: Обмен белков, жиров и углеводов. Основные источники белков, жиров и углеводов, их превращения в организме и суточная потребность. Энергетическая и пластическая функции белков, жиров и углеводов. Лабораторная работа №7.1 - Расчет некоторых показателей энергетического обмена в условиях основного обмена. (по данным веса и роста).  
23.12.19 27.12.19 7- Обмен веществ и терморегуляция Занятие 3: Обмен воды и минеральных солей. Значение различных неорганических веществ для организма человека. Витамины, их классификация и значение. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа №7.2 - Определение основного обмена по таблицам Гарриса – Бенедикта  
7- Обмен веществ и терморегуляция Занятие 4: Тепловой баланс организма. Теплопродукция и ее виды. Теплоотдача и основные способы теплоотдачи. Температурная схема тела человека; Суточные колебания температуры. Функциональная система, обеспечивающая постоянство температуры внутренней среды. Лабораторная работа №7.3 – Исследование кожной температурной чувствительности Лабораторная работа№7.4. –Адаптация температурных рецепторов кожи к действию высоких и низких температур  
30.12.19 03.01.19   7- Обмен веществ и терморегуляция Занятие 6: Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Обмен веществ и терморегуляция».  
06.01.20 10.01.20 Итоговое занятие – выставление зачета; (Зачет выставляется по итогам сданных коллоквиумов по темам - Возбудимые ткани, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, а также выполненных соответствующих лабораторных работ и сданных навыков и умений).  

Заведующий кафедрой А.В. АДРОВ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: