МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Чеченский государственный университет»
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра нормальной и патологической физиологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой
_________ А.В. Адров
30 августа 2019г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормальная физиология
3 семестр 2019/20 уч. года
Направление подготовки | Педиатрия |
Код направления подготовки (специальности) | 31.05.02 |
Квалификация выпускника | Врач – педиатр |
Форма обучения | Очная |
Код дисциплины | Б.1.Б.18 |
Количество часов:
Лекций -36 часов
Практических занятий - 72 часа
Всего часов - 108 (3 ЗЕТ)
Грозный – 2019
Лекционные занятия
Дата | Тема и содержание | Кол. час. | Интерактивные образовательные технологии |
90.09.19 | Введение в нормальную физиологию. Предмет, методы и основные задачи нормальной физиологии. Ее связь с другими биологическими дисциплинами, значение для медицины. Основные физиологические понятия (внешняя и внутренняя среда, регуляция функций, рефлекс) | Проблемная лекция | |
23.09.19 | 1. Возбудимые ткани. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. История их открытия и современные представления. Потенциал покоя (ПП) и потенциал действия (ПД). Законы возбуждения: закон силы, времени, градиента, полярный закон. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам у детей различного возраста. | Лекция - визуализация | |
07.10.19 | Строение и механизм работы нервно-мышечного синапса. Сравнительная характеристика поперечнополосатых и гладких мышц. Современные представления о мышечном сокращении и расслаблении. Роль ионов и белков. Виды и режим сокращения скелетных мышц. Сила и работа мышц. | Лекция – визуализация с просмотром видеофильма | |
21.10.19. | Кровь как внутренняя среда организма. Основные функции крови. Форменные элементы крови, методики их подсчета и значение. Кровезамещающие растворы. | Лекция - презентация | |
04.11.19 | Процесс свертывания крови, его фазы и значение. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы. Группы крови (система АВО, резус принадлежность). Принципы переливания крови. | Проблемная лекция | |
18.11.19 | Морфофункциональная характеристика сердечнососудистой системы, ее роль в поддержании жизнедеятельности организма. Методы изучения сердечной деятельности. Регуляция сердечной деятельности. | Лекция - визуализация | |
02.12.19 | Функциональная классификация сосудов. Органное кровообращение. Особенности кровообращения в миокарде, мозге, легких, почках и печени. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, гипоксии, стрессе и других состояниях. | Проблемная лекция | |
16.12.19 | Физиологическое значение дыхательной функции. Эволюция дыхания, типы и виды дыхания. Стадии дыхания. Регуляция дыхания: гуморальная (О2, СО2 и рН) и нервная (безусловно-рефлекторная, условно-рефлекторная и произвольная). Дыхание при физической работе, повышенном и пониженном атмосферном давлении. | Лекция - презентация | |
30.12.19 | Значение пищеварения, его типы и виды. Функции пищеварительного конвейера - секреция, моторика, всасывание. Пищеварение в полости рта. Слюноотделение и его регуляция. Пищеварение в желудке и в тонком кишечнике. Пищеварительная роль печени. Дефекация. Возрастные особенности пищеварения. | Лекция - визуализация | |
13.12.20 | Понятие об обменен веществ. Методы измерения энергообразования. Обмен веществ при различных нагрузках, возрастные изменения. Обмен белков, жиров и углеводов, их регуляция. Физиология труда. Оптимальные нагрузки для лиц занимающихся физическим и умственным трудом. Определение толерантности к физическим нагрузкам | Лекция – визуализация с просмотром видеофильма |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
НА 3 СЕМЕСТР 2019/2020 УЧЕБНОГО ГОДА
(Начало практических занятий - 02.09.2019г
Вводное занятие - 4ч.
Возбудимые ткани - 12ч.
Кровь-12ч.
Кровообращение-16ч.
Дыхание-8ч.
Пищеварение-12ч.
Обмен веществ и энергий - 8
Итоговое занятие-4ч.
Вссего: 72 ч.
Дата занятия | № и тема раздела | Тема | Кол-во часов |
02.09.19 06.09.19 | 1 - Введение в физиологию. | Занятие 1:Понятие о дисциплине –нормальная физиология. Предмет, задачи и методы исследования. История развития и становления физиологии. Связь с другими науками. Внешняя и внутренняя среда, характерные показатели и факторы. Понятие о раздражителе, их классификация. | |
1 - Введение в физиологию. | Занятие 2:Гомеостаз. Нервная и гуморальная регуляции функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и рефлекторном кольце. Физиологические и функциональные системы. Лабораторная работа №1.1 – Клетка и такни Лабораторная работа №1.2 – Виды мембранного транспорта | ||
09.09.19 13.09.19 | 2-Возбудимые ткани | Занятие 1Понятие о раздражителе. Адекватные и неадекватные раздражители, их характеристика. Биоэлектрические явления в животных тканях: история их открытия, современные представления. Общие свойства возбудимости: порог, лабильность, реобаза, хронаксия, полезное время. Анализ кривой Вейса-Горвега-Ляпика. Потенциал покоя и потенциал действия, роль концентрационных градиентов в их возникновении. Лабораторная работа №2.1. - Биопотенциалы Лабораторная работа № 2.2. - Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): 1.Лабораторная работа №1 – Мембранный Потенциал Покоя. 2.Лабораторная работа №2 – Мембранный потенциал действия. | |
2-Возбудимые ткани | Занятие 2Законы возбуждения (силы, времени, градиента). Полярный закон раздражения. Физиологический электротон. Методики регистрации биопотенциалов, их значение для клиники (ЭКГ, ЭЭГ). Механизм и общие закономерности проведения возбуждения по миелиновым и без миелиновым нервным волокнам. Особенности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам у детей различного возраста. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 -Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации и возбуждения. Лабораторная работа «2 – Демонстрация воздействия анестезирующих веществ и низкой температуры на ПД. Лабораторная работа №3 – Определение скорости проведения и ее зависимости от диаметра аксона, а также наличие или отсутствие миелина. | ||
16.09.19 20.09.19 | 2-Возбудимые ткани | Занятие 3Определение,строение и механизм работы синапса. Классификация синапсов. Медиаторы, их классификация. Механизм действия некоторых ядов на нервно-мышечную передачу, их применение в медицине. Синапсы в ЦНС. Особенности распространения возбуждения в электрических, химических и в смешанных синапсах. Возбуждающие синапсы и их медиаторы. Тормозные синапсы и их медиаторы. Торможение в ЦНС и его виды. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): | |
2-Возбудимые ткани | Занятие 4Механизм возникновения ПКП и ПД в мышечном волокне. Понятие лабильности. Сравнительная характеристика лабильности нерва, мышца и синапса. Функциональная характеристика поперечно – полосатых и гладких мышц. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators Лабораторная работа №1 – Роль нервно – мышечного синапса в возникновении утомления | ||
23.09.19 27.09.19 | 2-Возбудимые ткани | Занятие 5:Сила, скорость и продолжительность мышечного сокращения. Работа мышц и ее КПД. Закон средних нагрузок. О природе утомления мышц. Теория активного отдыха по Сеченову. Методики исследования двигательной активности человека: миография, эргография, динамометрия. Особенности функции мышц новорожденных детей и грудного возраста. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Простое сокращение мышцы. Лабораторная работа №2 - Сокращение скелетной мышцы в результате действия нескольких стимулов | |
2-Возбудимые ткани | Занятие 6: Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 2.3. - Определение силы и выносливости мышц кисти и спины у человека Лабораторная работа №2.4. - Одиночное и тетаническое сокращение Тестовый контроль и коллоквиум по теме «Введение в физиологию и физиология возбудимых тканей». | ||
30.09.19 04.10.19 | 3-Кровь | Занятие 1:Состав и физико-химические свойства крови. Понятие о циркулирующей и депонированной крови. Значение минерального состава плазмы. Кровезамещающие растворы. Белки плазмы крови и их функции Буферные системы крови. | |
3-Кровь | Занятие 2: Форменные элементы крови: Лейкоциты. Подсчет лейкоцитов Лейкоцитарная формула. Физиологические лейкоцитозы, механизм их возникновения. Лейкопения. Иммунитет, виды иммунитета, участие различных видов лейкоцитов в формировании иммунитета. Физико-химические свойства крови новорожденных детей. | ||
07.10.19 11.10.19 | 3-Кровь | Занятие 3:Эритроциты, их строение и функции, методика подсчета. Гемоглобин, химический состав, свойства, физиологическое значение. Различные виды гемоглобина, цветной показатель крови. Особенности гемоглобина плода. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 3.1. - Определение количества эритроцитов. Лабораторная работа № 3.2 Определение гемоглобина в крови с помощью гемометра Сали. | |
3-Кровь | Занятие 4:Гемолиз, виды гемолиза. Скорость оседания эритроцитов. Осмотическая резистентность эритроцитов; методика определения и клиническое значение. Лабораторная работа № 3.3. - Вычисление цветового показателя крови. Лабораторная работа № 3.4. - Определение скорости оседания эритроцитов Лабораторная работа № 3.5. - Определение осмотической резистентности эритроцитов. Лабораторная работа № 3.6. - Исследование факторов, вызывающих гемолиз. | ||
14.10.19 18.10.19 | 3-Кровь | Занятие 5:Тромбоциты и их функции. Свертывающая и противосвертывающая системы крови, их характеристика и значение. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Фибринолиз. Антикоагулянты, их классификация | |
3-Кровь | Занятие 6:Учение о группах крови. Агглютиногены, агглютинины, гемолизины. Методика определения групп крови. Резус-фактор, его значение. Резус-конфликт между организмом матери и плода. Основные принципы переливания крови. Служба крови: получение, хранение и транспортировка донорской крови. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 3.7. - Определение группы крови по системе АВО и резус - фактора с помощью моноклональных цоликлонов. Лабораторная работа № 3.8. - Определение времени свертывания капиллярной крови. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология крови». | ||
21.10.19 25.10.19 | 4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 1:Значение кровообращения для организма. Структура сердечного цикла. Значение сердечных клапанов. Особенности кровообращения плода. Клинико-физиологические методики исследования сердца-тоны границы сердца, сердечный толчок. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия, рефрактерность. Лабораторная работа № 4.1 - Строение и топография сердца Лабораторная работа № 4.2 - Определение верхушечного толчка Лабораторная работа № 4.3 - Выслушивание (аускультация) тонов сердца. | |
4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 2:Проводящая система сердца. Изменение возбудимости сердечной мышцы в разные фазы деятельности. Значение периода рефрактерности. Современные методы исследования функций сердца: ЭКГ. баллистокардиография, динамокардиография, фонокардиография, зондирование, ЭхоКГ. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Воздействие электрического стимула на сердечную деятельность. Лабораторная работа №2 – Воздействие медикаментозных веществ на деятельность сердца. Лабораторная работа №3 – Воздействие возбуждения блуждающего нерва на сердечную деятельность | ||
28.10.19 01.11.19 28.10.19 01.11.19 | 4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 3:Электрические явления в сердце. Треугольник Эйнтховина, стандартные, двухполюсные и приближенные – однополюсные отведения. Электрокардиография определение и клиническое значение. Регистрация электрокардиограммы. Анализ ЭКГ. Лабораторная работа № 4.5 - Регистрация и анализ ЭКГ. | |
4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 4:Нервная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца. Экстра-и интракардиальные механизмы регуляции сердечной деятельности. Рефлексогенные поля, их значение в регуляции деятельности сердца. Сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов, электролитов и некоторых фармацевтических препаратов на сердечную деятельность. Лабораторная работа № 4.4 - Глазосердечный рефлекс Данини - Ашнера | ||
04.11.19 08.11.19 | 4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 5:Функциональная классификация сосудов. Систолический и минутный объём крови. Линейная и объёмная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Давление крови в различных отделах сосудистой системы. Значение артериол. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови и венозный возврат. Артериальное давление. Способы измерения и возрастные изменения. Артериальное давление и формулы его расчета у детей различного возраста. Лабораторная работа № 4.6. - Определение артериального давления человека по методу Рива-Роччи - Короткова. Лабораторная работа № 4.7 - Оценка вегетативного тонуса человека Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Влияние давления и вязкости жидкости, а также радиуса и длины сосуда на движение жидкости по сосуду. Лабораторная работа №2 – Влияние минутного сердечного выброса, периферического сопротивления и эластичности сосудов на артериальное давление (АД). | |
4 -Физиология сердца и сосудов | Занятие 6:Пульс, его происхождение, характеристика и методы исследования (пальпация, сфигмография). Сосудодвигательный центр, его эффекторные влияния. Иннервация сосудов. Механизм регуляции сосудистого тонуса. Изменение кровообращения при физической работе и различных эмоциональных состояниях. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца и сосудов. Частоты сердцебиений и минутный объем крови у новорожденного ребенка и в последующие возрастные периоды. Лабораторная работа №3 – Воздействие адреналина, ацетилхолина, атропина и адреналина на основе атропина на артериальное давление (АД). Лабораторная работа №4 – Измерение АД по методу Короткова Лабораторная работа№4.8. - Подсчет и характеристика артериального пульса. Лабораторная работа№4.9. - Подсчет частоты сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология сердца и сосудов». | ||
11.11.19 15.11.19 | 5-Физиология дыхания | Занятие 1:Физиологическое значение дыхательной функции. Виды и типы дыхания. Эволюция дыхания. Стадии дыхания. Механизм акта вдоха и выдоха. Легочные константы. Внутригрудное отрицательное давление, его происхождение и значение. «Мертвое пространство» дыхательных путей. Минутный объём дыхания, способы измерения и его изменения при физической нагрузке, различных эмоциональных состояниях, стрессе. Дыхательная система плода, состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значение. Лабораторная работа №5.1 - Расчет дыхательных показателей по стандартным формулам Лабораторная работа № 5.2. - Клинические методы исследования состояния аппарата внешнего дыхания. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию. | |
5-Физиология дыхания | Занятие 2: Диффузия газов в легких. Транспорт О2 И СО2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на оксигенацию: pH, pO2, Р СО2 и t C. Тканевое и внутриклеточное дыхание.Лабораторная работа №2 – Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию легких. Лабораторная работа №3 – Влияние сурфактанта на вентиляцию легких. | ||
18.11.19 22.11.19 18.11.19 22.11.19 | 5-Физиология дыхания | Занятие 3:Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания. Роль хемо, - механо - и ирритантных рецепторов в регуляции дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Лабораторная работа № 5.3. - Определение легочной вентиляции методом спирометрии. | |
5-Физиология дыхания | Занятие 4: Дыхательный центр и механизмы его деятельности. Изменение дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. Механизм первого вдоха новорожденного, его экстерорецептивная стимуляция. Лабораторная работа № 5.4 - Проба на максимальную способность задержки дыхания. Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология дыхания». | ||
25.11.19 29.11.19 | 6-Физиология пищеварения. | Занятие 1:Понятие о пище и питательных веществах. Пластическая и энергетическая роль пищи. Физиологическое значение пищеварения. Типы и Виды пищеварения. Основные функции различных отделов пищеварительной системы. Клинические методы исследования пищеварительной системы- зондирование, эндоскопия, радиометричческое сканирование, рентгенография. Соотношение типов питания и пищеварения в онтогенезе: в период внутриутробного развития, в грудном и более старшем возрасте. Лабораторная работа №6.1. – Исследование секреторной функции слюнных желез. Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Субстратная специфичность амилазы слюны. | |
6-Физиология пищеварения. | Занятие 2:Пищеварение в полости рта. Ферменты участвующие в формировании пищевого комка. Акт жевания и глотания. Пищеварение в желудке и 12п.к. Состав и значение желудочного сока и сока 12пк. Состав и пищеварительная роль желчи. Антитоксическая роль печени. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа № 6.2 - Исследование ферментообразующей функции желудка Лабораторная работа №6.3. Исследование переваривающих свойств желудочного сока Лабораторная работа №6.4 - Изучение переваривающих свойств желчи Lu Pra Fi Sim Physiology simulators (виртуальная физиология): Лабораторная работа №1 – Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи. Лабораторная работа №2 – Влияние уровня рН на действие пепсина. | ||
02.12.19 06.12.19 | 6-Физиология пищеварения. | Занятие 3:Пищеварение в тонком кишечнике. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика различных отделов ЖКТ. Виды движений кишечника. Особенности двигательной активности ЖКТ и всасывания у детей. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Роль микрофлоры. | |
6-Физиология пищеварения. | Занятие 4:Всасывание питательных веществ в желудочно-кишечном тракте. Механизмы всасывания. Конечные продукты переваривания пищи. Функция прямой кишки. Лабораторная работа№6.5 – Составление пищевого рациона. | ||
09.12.19 13.12.19 | 6-Физиология пищеварения. | Занятие 5:Дефекация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения. Формирование пищедобывательного поведения. | |
6-Физиология пищеварения. | Занятие 6:Биологически полноценные и неполноценные пищевые продукты. Сбалансированное питание. Пищевой рацион. Режим питания. Диета. Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология пищеварения». | ||
16.12.19 20.12.19 | 7- Обмен веществ и терморегуляция | Занятие 1:Понятие об обмене веществ. Прямая и непрямая калориметрия. Основной, рабочий и суточный обмены веществ. Обмен веществ при физической и умственной работе. Возрастные изменения обмена веществ. Нервная и гуморальная регуляция обмена веществ. Особенности основного обмена у детей различного возраста, половые различия. | |
Занятие 2: Обмен белков, жиров и углеводов. Основные источники белков, жиров и углеводов, их превращения в организме и суточная потребность. Энергетическая и пластическая функции белков, жиров и углеводов. Лабораторная работа №7.1 - Расчет некоторых показателей энергетического обмена в условиях основного обмена. (по данным веса и роста). | |||
23.12.19 27.12.19 | 7- Обмен веществ и терморегуляция | Занятие 3: Обмен воды и минеральных солей. Значение различных неорганических веществ для организма человека. Витамины, их классификация и значение. Выполнение лабораторных работ Лабораторная работа №7.2 - Определение основного обмена по таблицам Гарриса – Бенедикта | |
7- Обмен веществ и терморегуляция | Занятие 4: Тепловой баланс организма. Теплопродукция и ее виды. Теплоотдача и основные способы теплоотдачи. Температурная схема тела человека; Суточные колебания температуры. Функциональная система, обеспечивающая постоянство температуры внутренней среды. Лабораторная работа №7.3 – Исследование кожной температурной чувствительности Лабораторная работа№7.4. –Адаптация температурных рецепторов кожи к действию высоких и низких температур | ||
30.12.19 03.01.19 | 7- Обмен веществ и терморегуляция | Занятие 6: Тестовый контроль. Решение ситуационных задач. Коллоквиум по теме: «Обмен веществ и терморегуляция». | |
06.01.20 10.01.20 | Итоговое занятие | – выставление зачета; (Зачет выставляется по итогам сданных коллоквиумов по темам - Возбудимые ткани, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, а также выполненных соответствующих лабораторных работ и сданных навыков и умений). |
Заведующий кафедрой А.В. АДРОВ