Глава 2. О возможности жизни на земле.




(вместо заключения)

“Мысль о смерти всегда ускользающая. Чем напряженнее думаешь, тем больше походишь на человека, который, стараясь рассмотреть свою тень, направляет на нее свет”.

Алесь Адамович

 

Как мы уже пробовали говорить выше, понятие жизни соотносительно понятию смерти. Смыслом, непременным условием любой жизни может быть только продолжение самой этой жизни. Жизнь без продолжения – без продолжения жизни самого данного индивида – абсурдна и малопонятна. Инстинкт самосохранения направлен, в первую очередь, на поддержание своей индивидуальности в окружающем его мире. Со смертью исчезает не сама материя (она просто приобретает другую форму), а те индивидуальные особенности, свойственные данному организму взаимодействия как с окружающей средой, так и присущие данному организму внутриструктурные взаимодействия. С каждой смертью мы теряем уникальную и неповторимую самость. Теряем не только со смертью какого-либо человека, но и любого другого биологического объекта. И то, что самость человека сложнее (в силу более развитых свойственных ему реакций), это еще не отрицает и не умаляет самость любого другого биологического объекта. Любой объект, самостоятельно поддерживающий свою индивидуальность в окружающей его среде, имеет право называться субъектом и является самостью – что бы, кто бы и как бы к этому не относился!!

Индивидуальность каждого человека, как и любого другого биологического объекта, заключается в структуре его организма и свойственных ему взаимодействий как внутри самого организма, так и с объектами окружающего его мира. В поддержании своей собственной индивидуальности и в какой-то степени автономности, не зависимости и заключается смысл процесса жизнедеятельности. С невозможностью дальнейшего поддержания своей жизнедеятельности, наступает смерть данного организма. Как мы уже говорили выше – умирает то, что не способно больше существовать (сохранять свою индивидуальность микрокосма во Вселенском макрокосмосе) в данной окружающей его среде – то, что не жизнеспособно. При возможности существовать, сохранять свою целостность – свой внутренний мир, этот индивид продолжает жить; при отсутствии такой возможности он умирает – теряет свою индивидуальность – растворяясь, разлагаясь в окружающей его среде.

Смерть, являясь одним из наиболее эмоционально значимых явлений, оставляет наиболее выраженные следы от своего, хотя бы мимолетного прикосновения. Кто по внимательнее, легко может их разглядеть на лицах узников перед казнью, безнадежно больных людей, стариков, парней недавно принимавших участие в военных компаниях. Всех тех, кто видел смерть слишком близко и кого она всерьез заставила задуматься над тем для чего мы живем, зачем, за что умираем. Этих людей трудно понять тому, кто отделывался от этих вопросов первой попавшейся отговоркой. У людей всей грудью столкнувшихся со смертью, под ее тяжелым воздействием, меняются жизненные ценности в самом широком смысле этого слова. Но не удовлетворяясь отговорками, они не могут найти и ответа…

Удивительно, но зачастую мы ищем ответ, не зная самой формулировки вопроса. Хотя еще с древних времен мы знаем, что правильно задать, поставить вопрос, значит уже наполовину ответить на него. На вопрос: “Ты хотел бы жить вечно, никогда не умирая?”, почему-то практически каждый из нас отвечает: “Нет.” – не зависимо от своего возраста или убеждений. И в тоже время, никто не хотел бы ты умереть сейчас, в эту минуту, – самоубийц никогда не принимали за нормальных людей. Это люди, не выдержавшие воздействия окружающей среды. А что тогда такое наша вера в вечную, светлую загробную жизнь?! Человек всеми фибрами своей души, ума стремиться в Рай (и это понятно), но если его спросить – зачем?!! Чем бы он там хотел заниматься? Жить жизнью “тела” – сидеть, лежать и ничего не делать?! Что он хотел бы от Рая и что не дает ему этим заниматься здесь и сейчас в реальном мире?!! Наверное, многие даже не поймут сути самого вопроса…

Но если смысл жизни заключается только в поддержании своей собственности индивидуальности, то тогда можно видимо говорить о том, что смерть отдельно взятого организма абсолютно не нужна ни эволюции, ни кому бы то ни было другому, т.к. любой организм погибает не вследствие какого-то предначертания, а вследствие не способности жить дальше. Условием, причем единственным, для продолжения жизни индивида является его жизнеспособность в конкретной окружающей его среде. И не зависит от чьего-либо желания или воли. Кто-либо может изменить, по мере возможности, окружающую среду данного индивида уменьшая, увеличивая или стабилизируя условия его существования, но не может распоряжаться жизнью этого индивида. Даже в эволюционном смысле важно, чтобы повышалась жизнеспособность (жизнеустойчивость) особи, ее способность не зависеть от различных проявлений внешней среды. А каким образом это будет достигаться не играет особой роли. То ли это отдельная особь будет способна сделать в силу каких-то своих качеств, толи это будет выживание на уровне популяции какого-то вида, эволюционирующего за счет естественного отбора, с последующим закреплением в генетическом аппарате каких-то новых качеств, позволяющих выживать в новых (меняющихся) условиях окружающей среды. Раньше, начиная с самого начала зарождения биологической жизни на Земле, шло пассивное приспособление всех биологических видов “под окружающую среду”. И вариант со значительным повышением жизнеспособности отдельной особи практически отпадал. Сейчас, когда человек может активно приспосабливать окружающую среду “под себя”, этот второй (относительно нашей действительности) вариант, может стать реальностью. Т.е. человек сейчас уже фактически не подвергается такому жесткому отбору, где выживают лишь сильнейшие особи или особи с какими-то полезно развитыми морфологическими особенностями. Но даже в случае, когда повышение жизнеспособности идет только на уровне популяций, эволюции важна та или иная особь лишь до тех пор, пока она не выполнит свою видовую миссию, не даст определенного числа жизнеспособных потомков, которые бы закрепили (продолжили) полученный набор полезных признаков. Дальше эволюции “не интересна” судьба этой особи, проживет ли она еще 30-40 лет после окончания своего репродуктивного периода, как человек, или сразу же распрощается с этим миром, как, например, горбуша или поденки.

Таким образом, есть все предпосылки допустить, что закона запрещающего жить особи вечно – никогда не умирая, нет. Живи, если сможешь.

Допуская бесконечность в пространстве и во времени, мы вправе допускать ее и в жизни!!

Но есть ли закон разрешающий жить человеку вечно?!.

Если обратиться к нашей эволюции, то мы увидим, что вначале появились одноклеточные. Смертны ли они? Да, под грубым воздействием окружающей среды, они легко погибают. Но если обстоятельства благоприятствуют их жизни, что оказалось вполне реально и достаточно широко распространено на Земле, то тогда они становятся практически бессмертными. Их жизнь принято разбивать на циклы от деления и до следующего деления, но все следующие друг за другом жизненные циклы – это, по сути своей, продолжение жизни того же самого организма, который производит, время от времени, рождение еще одного, дочернего организма. И то, что “дочерний” организм практически идентичен с материнским – только один лишь из возможных вариантов. А то, что есть и другие возможности, варианты скажет любой генетик и это же наглядно подтверждает наша эволюция со своим многообразием биологических организмов. Одноклеточные организмы живут с самого зарождения жизни на Земле и до сегодняшнего дня, да и все многообразие живых существ, произошло от них. И если одноклеточные организмы на сегодняшний день уже не образуются из неклеточных структур и элементов, то, следовательно, они живут уже миллионы лет.

(Жизнь одноклеточных в водной среде – как прообраз многоклеточного организма).

Как впрочем, и хотя бы одна клетка, пусть и в очень трансформированном виде, но непременно на протяжении миллионов лет передается из поколения в поколение…

Что происходит дальше с появлением многоклеточных организмов?

Основное отличие между этими двумя царствами заключается в том, что если одноклеточный организм представлял собой законченную схему, то у организмов многоклеточных происходит дифференцировка практически всех клеток – их специализация, вследствие которой каждая из клеток в отдельности обладая более низкой жизнеспособностью, значительно повышает жизнеспособность объединенных клеточных элементов в один единый организм. В еще большей степени уровень жизнеспособности возрастает на уровне популяции – целого биологического вида подобных организмов (начиная от колоний вольвокса и заканчивая сложнейшими социальными структурами у насекомых или тех же млекопитающихся). И теперь уже только очень сильное и резкое изменение окружающей среды может сбить, разрушить этот отлаженный процесс. Таким образом, организм может продолжать свое существование только если он обладает достаточной структурной организацией, как относительно воздействий окружающей среды, так и относительно своей внутренней организованности.

“Биофизика дает совершенно четкое объяснение этому явлению. Структурная упорядоченность любой живой системы – это как бы уровень запасенной в ней энергии, – пишет А.И.Аршавский. – В реальной действительности любая функция или работа клетки осуществляется совсем не за счет энергии расщепляющегося АТФ, как это принято думать. На самом деле на выполнение работы тратиться энергия уже запасенная в структуре клетки, стоит лишь “отбросить крючок”. Энергия же расщепления АТФ тратится лишь на возврат системы в прежнее положение, на создание исходной структуры. Эта последняя, снова будет иметь запас энергии и снова будет готова совершить работу… причем в системе развивающегося организма клетка запасает больше энергии, чем тратит. И следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. Система как бы сама себя “заряжает”, и чем дальше, тем сильнее и сильнее” (1984г.). Таким образом, организм будет нормально продолжать свою жизнедеятельность, если воздействия окружающей среды не будут превышать какого-то конкретного для каждого конкретного организма предела, уровня.

Но в следствие детерминированности нашего мира, структурная организация возрастает или хотя бы восстанавливается до исходного уровня только тогда, когда в этом есть потребность, как, например, она есть в растущем организме. Как образовалась эта потребность? Каковы ее корни? Наша жизнь на Земле проходит под жестким давлением окружающей среды. С самого своего образования многоклеточные особи не могли противостоять наступающим время от времени неблагоприятным условиям, как это могли делать одноклеточные, например, инцистируя весь свой организм в плотную, жесткую оболочку. Многоклеточные пошли по пути создания благоприятных условий отдельным (половым) клеткам, со временем повышая их жизнеспособность, беря все в большей мере эту заботу на себя (за счет себя). Такой образ жизни, не давая исчезнуть многоклеточным, как новому шагу эволюции, тем не менее, не давал и бессмертия отдельным особям, т.к. с их энергетическим барьером они не могли противостоять воздействиям окружающей среды. В процессе эволюции эволюционирующие виды под действием естественного отбора повышали свою структурную организованность, с последующим закреплением тех или иных морфологических особенностей, позволяющих лучше приспосабливаться под воздействия окружающей среды. Для закрепления новых признаков нужно время. Вот что писал В.В.Фролькис “В ходе естественного отбора выживают особи, приспособленные к среде. Уровень адаптации короткоживущей мыши, в условиях своего существования, не меньше, чем у долгоживущего слона. Для передачи признаков по наследству необходима определенная длительность репродуктивного периода, плодовитость, продолжительность жизни. Иными словами, в эволюции отбираются организмы не только приспособленные к данным условиям обитания, но и живущие определенное время, обеспечивающее передачу приспособления по наследству” (1988). Вот что определяет “видовой уровень продолжительности жизни”, вот почему слон живет больше мыши. В выполнении своей видовой миссии и заключается инстинкт продолжения своего рода. После окончания репродуктивного периода особь не может больше закреплять в генофонде своих потомков какие-либо полезные признаки, а потому продолжительность жизни напрямую зависит от продолжительности репродуктивного периода. Таким образом, до окончания репродуктивного периода, у любой особи есть потребность жить, поддерживать свою структурную организованность, т.к. в противном случае эти особи давно исчезли бы как вид. Причем, эта потребность закреплена генетически – в морфологическом обеспечении инстинкта продолжения своего рода. После окончания репродуктивного периода, такая потребность постепенно исчезает, переставая доминировать в нашей жизни.

Если все это так, то с удовлетворением потребности продолжения своего рода, организм все менее и менее активно восстанавливает, поддерживает свою структурную организацию после каждого воздействия окружающей среды. Дальнейшая продолжительность жизни зависит от той структурной организованности, которая остается к окончанию репродуктивного периода и от конкретных условий окружающей среды. Человек, в последнее время, стремится активно поддерживать свою структурную, функциональную организацию с помощью физкультуры и спорта, а также активно приспосабливает окружающую среду “под себя”. Вследствие чего он способен жить так долго, по сравнению с другими видами животного мира (средняя продолжительность жизни человека древних цивилизаций не превышала 20 лет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: