Тема: Систематизация знаний о насекомых в виде таблицы текстового процессора.
Урок биологии + информатики 7 класс
Цель урока:
Задачи по информатике:
· формирование у учащихся понимания назначения и основ применения таблиц текстового процессора;
· использование умений и навыков работы с таблицей;
· формирование навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве инструмента познавательной деятельности;
· развитие творческих способностей учащихся при оформлении таблиц;
· развитие самостоятельности и способности к самоорганизации учащихся;
Задачи по биологии:
· Обучающие: сформировать и систематизировать знания об основных отрядах насекомых, их приспособленности к различным средам обитания и значении в природе и жизни человека.
· формировать умение задавать продуктивные и репродуктивные вопросы к тексту для совершенствования навыков смыслового чтения;
· Развивающие: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации; способствовать развитию умения работать с текстом, развивать умения работать со знаковыми системами (таблицами)
· Воспитывающие: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитывать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты.
Тип урока: Комбинированный урок
Форма урока: урок с использованием информационных технологий:
интегрированный урок информатика и биология
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
· беседа
· работа в группах
· практический,
· исследовательский,
Используемые формы познавательной деятельности:
групповая, индивидуальная.
Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации:
· персональный компьютер
· проектор
· таблица «Многообразие насекомых»;
· презентация MS Power Point
· индивидуальные карточки для учащихся,
· листы самоконтроля
Критерии успеха:
Личностные:
· организация самостоятельной исследовательской деятельности;
· умение сотрудничать, работать в группе; учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения,
· адекватная оценка своей работы и полученного результата.
Предметные:
· знание особенностей жизнедеятельности насекомых
· умение применять таблицу excel;
Мета предметные:
· умение самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов, делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения; развивать в себе навыки саморегулирования и критического мышления, парной работы.
· умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;
· повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию.
Используемые модули ПРОГРАММЫ: обучениесмысловому чтению, оценивание для обучения и оценивание обучения, новые подходы в преподавании и обучении, использование ИКТ, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями детей, управление и лидерство в обучении.
Орг. момент.
Добрый день ребята! Садитесь.
Сегодня у нас пройдёт интегрированный урок биологии и информатики.
Мы желаем вам успехов и хорошего настроения!
ХОД УРОКА
Задание № 1. Прочитать текст, выделить главную мысль! (5 мин.)
Насекомых изучают ученые, которых называют энтомологами. Они пытаются узнать все-все о насекомых: как они живут, где живут и как их лучше всего защищать. Наука о насекомых - энтомология | Насекомые — первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн лет назад. С тех пор они пережили пять массовых катаклизмов, и оказались более живучими, чем тираннозавры Насекомые первые живые существа, появились на Земле, более 400 млн лет назад |
Каждый из вас знает, что насекомых на свете много. А сколько? Тысячи, десятки тысяч видов? Так и считалось много лет назад. Великий шведский ученый Карл Линней в своей книге «Система природы» описал 2936 видов насекомых, но это было в 18 веке, а сейчас в начале 21 века известны 1,5 миллиона видов! Насекомых больше, чем всех других видов животных и растений вместе взятых! В начале 21 века известно 1,5 миллиона видов! | Тело у насекомых делится на три части: голова, грудь и брюшко. Твердая внешняя оболочка не пропускает воду внутрь тела и защищает мягкие внутренние органы. Тело у насекомых делится на три части: голова, грудь и брюшко. |
А знаете ли вы, что у насекомых – жуков, муравьев и всех остальных – по три пары ножек, то есть всего их шесть? Стоит только посчитать ножки, и сразу становится ясно, насекомое перед тобой или нет. У насекомых три пары ножек | Знаете ли вы, что у термитов такой крепкий дом, нарушить его можно только с помощью динамита; бывают осы, которые откладывают яйца в горшочки? Интересные факты о насекомых |
В разных странах, было проведено исследование – как относятся жители городов и поселков к насекомым. Оказалось, что есть люди, которые их прямо-таки ненавидят или бояться. Явление это назвали энтомофобия (от греч. - боязнь насекомых). Иногда энтомофобия принимает тяжелую форму: человек стремиться уничтожить любое насекомое, попавшееся ему на глаза. Исследование проводили в разных странах, а такое встречается и у нас. Явление энтомофобиякогдалюди боятся насекомых. | Ученики начальной школы заполняют таблицу – календарь погоды, где ежедневно отмечают облачность, осадки, направление ветра, температуру воздуха и т.д. В форме таблицы представлено школьное расписание. А представь, что расписание будет записано как рассказ: в среду у 7а класса будут уроки – русский язык в 10 кабинете, начало урока в 13.00, урок географии во втором кабинете, начало урока в 14.00…Понравится ли тебе такое расписание? Таблица - удобная форма представления информации |
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. В табличной форме представляют расписание уроков, расписание движения поездов, самолётов, автобусов. Представленная в таблице информация наглядна, компактна, легкообозрима. Таблицы используют для представления информации об объектах с одинаковым набором свойств. | К сплошным относятся тексты, которые мы читаем в повседневной жизни, в том числе и в школе. Это рассказы, стихи, материалы сайтов, пост блога, сочинение - рассуждение, комментарий, описание фильма и т.д. к несплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы, карты местности, план помещения, входной билет, расписание движения. Информация в них наглядна, компактна, легкообозрима. Для наглядного представления информации используют несплошные тексты. |
В текстовом процессоре MS Word таблицу можно создать с помощью соответствующего пункта меню, необходимо задать количество строк и столбцов. Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов, высоту строк, удаляя их, объединяя и разбивая ячейки. Таблицу в текстовом процессоре MS Word можно изменять. | Вводить информацию в ячейки таблицы текстового процессора можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты. В ячейках таблицы может быть представлена текстовая, числовая и графическая информация. А также в текстовых процессорах есть возможность автоматически преобразовать имеющийся текст в таблицу. Информацию в ячейки таблицы можно вводить с клавиатуры или копировать и вставлять подготовленные фрагменты. |
Вот вы и определили, о ком и о чём пойдет речь сегодня.
Тема нашего урока: Систематизация знаний о насекомых в виде таблицы текстового процессора.
Цели и задачи урока:
· Изучить новые отряды насекомых,
· представить новую информацию в таблице текстового процессора.
Среди насекомых огромное количество представителей очень интересных, загадочных, необычных. Энтомологи-систематики распределили класс насекомых на отряды, на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.
Мы должны познакомиться с разнообразием насекомых, строением тела и средой обитания, значением насекомых в природе и жизни человека.
Задание № 2. Работа в группах
Работа будет происходить в 4-х группах. Каждой группе дано задание по изучению одного из 4-х отрядов насекомых. На доске вы видите цветок, который опыляет шмель. Я приглашаю 4-х учеников, которые сорвут по лепестку и выберут задание для своей группы. Учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов насекомых животных и представителей отрядов. Представитель группы распределяет задания в группе.
1гр.- отряд двукрылые,
2гр. – отряд перепончатокрылые,
3гр. – исследует материал для описания чешуекрылых,
4гр. – отряд жесткокрылые.
Для этого вам необходимо используя справочный материал на рабочем столе каждого компьютера, учебник биологии (п. 17, 18, 19) заполнить таблицу в текстовом процессоре MS Word. На выполнение задания отводится 10 минут. Вы работаете в текстовом процессоре, представляя информацию в таблице. После этого один представитель из группы должен собрать информацию из сетевых папок в одну таблицу и представить результат работы группы с помощью проектора, кратко рассказать о представителях отрядов насекомых. (На представление результата работы 1-2 минуты.)
При подготовке и выступлении группы будет учитываться участие каждого члена группы.
Информацию, представленную в таблицах вы можете использовать, забрать на носителях, можно под редактировать и распечатать.
Заполните листы оценивания работы.
Необходимо заполнить таблицу «Характеристика отряда» по плану:
а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
Задание № 3. Решение логических задач:
Задача 1: Вы являетесь директором пасеки, но в последнее время она даёт в два раза меньше мёда, чем раньше. Предложите свои меры для увеличения производства мёда.
Задача 2: Вы – директор совхоза. Зная вред, наносимый капустной белянкой, приказали уничтожить её химическими веществами. Правильно ли Вы поступили? Предложите свои меры.
Задача 3: Вы – директор санэпидемстанции. Зная вред, приносимый мухами в школе, приказали обработать помещение дихлофосом. Правильно ли Вы поступили?
Закрепление
Задание № 4. Определение отрядов насекомых, их роли в природе и жизни человека.
даны представители насекомых:
№ п/п | представители насекомых | отряд | Польза (+), Вред (-) |
1. | Божья коровка | жесткокрылые | + |
2. | Жук-олень | жесткокрылые | + |
3. | Муравей | перепончатокрылые | + |
4. | Оса | перепончатокрылые | |
5. | Тутовый шелкопряд | чешуекрылые | + |
6. | Пчела | перепончатокрылые | + |
7. | Колорадский жук | жесткокрылые | - |
8. | Комнатная муха | двукрылые | - |
9. | Овод | двукрылые | |
10. | Сверчок | прямокрылые | + |
11. | Шмель | перепончатокрылые | + |
12. | Бабочка–белянка | чешуекрылые | - |
Вы должны отметить насекомых, которые относятся к отряду:
1. Перепончатокрылые
2. Двукрылые
3. Чешуекрылые
4. Жесткокрылые
Отметить плюсами полезных насекомых и минусами вредных насекомых
Оцените работу в листах.
Задание № 5. Эстафета интересных фактов. Насекомые — это самый многочисленный класс нашей планеты, причем они являются одними из самых первых обитателей, так как появились около 400 миллионов лет тому назад. За этот период у них выработалось масса особенностей, которые интересны как ученым, так и простым людям, ведь мы живем с ними рядом.
Рассказать интересный факт из жизни насекомых. Познакомиться с файлом «интересные факты». (2 минуты). Представить любой интересный факт. Главное условие - не останавливаться и не повторяться. (3 минуты).
После задания внести баллы в лист самооценивания.