Венецианская школа 16 век.





Одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й половине 15—16 вв., в эпоху Возрождения благодаря Джорджоне и Тициану, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художественное выражение. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Особняком в итальянском искусстве 16 века стоит венецианская школа, которая, в отличие от всех других местных школ, не попала под нивелирующее влияние Рима и сохранила своеобразие. Мало того, венецианское искусство оказалось жизнеспособнее римско-флорентинского, дольше устояв перед натиском маньеризма.

Джорджоне реформировал венецианскую школу подобно тому, как это сделал Леонардо да Винчи в Средней Италии. В Венеции он выступил как новатор, не имевший предшественников. В отличие от мастеров 15 века, работавших преимущественно по заказам церкви, он сформировался как художник в духовной атмосфере гуманизма, поэзии и музыки. Первым из художников Венеции Джорджоне пишет почти исключительно картины на мифологические и литературные темы, портреты, вводит в живопись пейзаж и изображение нагого тела. Подобно Леонардо, он стремился к ритму и гармоническому единству, интересовался пропорциями человеческого тела, законами светотени, стремился к одухотворенности и психологической выразительности образов. Однако в отличие от Леонардо Джорджоне более эмоционален. Из всех средств выражения, имеющихся в распоряжении живописи, он как истинный венецианец отдавал предпочтение цвету. В передаче пространства он опирался не столько на линейную, сколько на воздушную перспективу, фиксируя тонкие переходы цветов по мере удаления от глаз зрителя, а в изображении объемных форм искал цветовые отношения между освещенными и затененными частями. Благодаря этому его картины создают ощущение воздушной среды, обволакивающей и объединяющей все предметы, а в изображении нагого тела он умеет уловить его трепетность и теплоту. Единство человека и природы составляет как бы лейтмотив произведений Джорджоне, человеческая фигура в его картинах немыслима без окружающей среды. В его исполненных лирической созерцательности жанрово-пейзажных станковых композициях идеально-прекрасные, гармонические образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность композиционных ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувственной полноты бытия.

Около 1506—1507 годов Джорджоне написал картину, известную под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Сюжет ее до сих пор не установлен. Интересно, что и в этой картине Джорджоне уделяет главное внимание не развитию действия, но передаче настроения. Впервые в европейской живописи здесь изображено состояние природы: тяжелые темные тучи, прорезанные молнией, как бы застывший перед грозой лес. Впервые мы встречаем здесь у Джорджоне его излюбленный мотив — нагое женское тело на фоне зелени травы. Фигуры людей и природа кажутся едиными благодаря цельности колористического решения.
В 1507—1508 годах Джорджоне написал свою знаменитую картину «Спящая Венера» (Дрезденская галерея). Целомудренный и прекрасный образ античной богини в картине Джорджоне созвучен идеям венецианских гуманистов, увлекавшихся учением неоплатоников о возвышающей и всеочищающей силе любви. Нежность овала лица, поразительная чистота и плавность линий, тонкость цветовых отношений, строящихся на сопоставлении теплых тонов тела, синевато-серых оттенков простыни, густого винно-красного цвета ткани у изголовья, контрастирующего с зеленью травы и деревьев, — все было новым в этой картине, первой в большом ряду подобных изображений в европейском искусстве. По свидетельству современника, картина была закончена Тицианом, который дописал пейзаж, а также изобразил у ног Венеры купидона, впоследствии исчезнувшего во время реставрации картины.

 

Тициа́н Вече́ллио (итал. 1476/1477/1480-е—1576) — итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Если Джорджоне положил начало искусству Высокого Возрождения в Венеции, то расцвета оно достигает в творчестве Тициана. Наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело является одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Им создано более сотни портретов: прекрасные женщины, гордые и пытливые мужчины, дожи, инквизиторы, герцоги, императоры, короли. В образах, созданных мастером, сочетаются хрупкая интимность, бравурная торжественность, тонкая поэзия и обыденная реальность, трагизм и идеальность в характеристике изображаемых персонажей... Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью.

В десятилетнем возрасте был направлен вместе с братом в Венецию для обучения у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Из-под крыла маэстро вышло целое поколение венецианских художников, включая Джорджоне. Самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок.

В 1511 году Тициан работал в Падуе, где написал в скуола дель Санто фрески из истории св. Антония. В так называемой «Цыганской мадонне» (ок. 1510,) он повторяет созданный Беллини композиционный тип. Сходна с ней и «Мадонна с вишнями» (1510—1511), отличающаяся большим богатством и сочностью красок и свободой движения фигур.
Одна из лучших картин этого периода «Любовь небесная и земная» (1514,)— изображение нагого женского тела на фоне пейзажа. Действие здесь развито мало. В этой картине уже в полном блеске проявляется живописное дарование Тициана, сказавшееся в изображении нагого тела на фоне листвы и холодного мрамора бассейна, великолепной передаче атласа, в тонком изображении залитого золотистым солнечным светом пейзажа.
В эти же годы Тициан написал одну из самых прославленных картин раннего периода — «Динарий кесаря» (ок. 1516,), в которой он пользуется для характеристики действующих лиц излюбленным приемом Леонардо да Винчи — контрастным сопоставлением. Наконец, к этому же периоду относится ряд портретов, среди которых выделяется «Юноша с перчаткой» (1518).

1518—1530-е годы знаменуют творческую зрелость Тициана. В эти годы он приобретает широкую известность не только в Венеции, но и далеко за ее пределами. Еще в 1516 году, после смерти престарелого Джованни Беллини, он занял место художника Венецианской Республики. Тициан развивает кипучую деятельность и выполняет огромное количество разнообразных работ на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. Он основывает большую мастерскую, влияние которой сказывается на всем венецианском искусстве. В произведениях этого периода Тициан достигает торжественного величия, композиции его становятся динамичнее и богаче, в них нередко звучит патетика, заставляющая вспомнить произведения римской школы.
Первым крупнейшим произведением этого периода является картина «Вознесение Марии» в церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции (1518). В ней впервые появляются величие и пафос, каких не знало до того искусство Венеции. Композиция картины отличается предельной ясностью. Всю нижнюю ее часть занимает монолитная группа апостолов, взгляды которых устремляются к величавой фигуре Марии, возносящейся в окружении множества ангелочков к небесам, где ее ожидает благословляющий бог-отец. В колористическом отношении картина построена на звучном аккорде красного и синего цветов. Материальность и весомость всех форм, чувственная красота лица мадонны с влажно блестящими глазами и полуоткрытым ртом вызвали даже недовольство заказчиков-монахов, которым картина казалась чересчур земной.
Этими же чертами патетики и величия отмечена картина «Мадонна Пезаро» (1519—1526), в которой Тициан создает новый тип алтарной картины и, отказавшись от традиционного симметричного построения, дает смелое и необычное композиционное решение. Аналогичный характер носила и третья большая алтарная картина этих лет — «Убиение Петра-мученика» (1528—1530, картина не сохранилась и известна по копии).
С 1516 года Тициан начал работать для герцога Альфонсо д'Эсте, для которого он исполнил ряд картин на мифологические сюжеты: «Вакханалия» (1518), «Праздник Венеры» (1518,), «Вакх и Ариадна» (1523), проникнутые буйной языческой радостью и динамикой.
Он закончил росписи Джованни Беллини в Палаццо дожей и написал там большую батальную композицию — «Битва при Кадоре», над которой работал в течение многих лет. Тициан дал здесь массовую сцену боя, изобразив столкновение двух отрядов у реки на фоне далекого пейзажа.

Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (“Ипполито Медичи”, 1532, “Ла Белла”, 1538). В 1530—1540-х годах посещает сначала Рим (1542 и 1545—1546), а позднее, по приглашению императора Карла V, Аугсбург (1548—1549 и 1550—1551). Самое большое место среди произведений этих лет занимают портреты. Тициан — один из крупнейших портретистов 16 века. В своих портретах он умеет раскрыть духовный облик человека и при этом передать его положение в обществе, придать ему величие и достоинство, создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам.

Начиная с 1530-х годов произведения Тициана становятся проще по композиционному построению, пафос больших алтарных картин сменяется красочным и правдивым изображением окружающей жизни. Среди немногочисленных религиозных картин, исполненных в эти годы, очень показательна картина «Введение во храм» (1535—1538), в которой главным становится изображение нарядной венецианской толпы на фоне величественной и богатой архитектуры. В эти годы Тициан снова обращается к изображению нагого тела и открывает картиной «Венера» (1538) серию изображений лежащих нагих женщин. В этой картине он создает свой тип красоты, более земной, проникнутый большей чувственностью. Позднее, в 1545 году, во время пребывания в Риме, он написал первый из своих четырех вариантов «Данаи».

С 40-х годов, а в особенности во время пребывания в Аугсбурге, Тициан, следуя моде раннего абсолютизма, начинает делать портреты в рост, придавая им репрезентативный характер. Но, вместе с тем, портреты 40—50-х годов становятся более острыми в психологическом отношении и нередко дают неприкрашенную характеристику модели. К числу лучших портретов этих лет принадлежат «Красавица» (1536,), «Ипполито Риминальди» (1548,), «Пьетро Аретино» (1545,) и ряд написанных в Аугсбурге портретов императора и его приближенных, в особенности «Карл V в кресле» (1548) и «Карл V у Мюльберга» (1548, Мадрид, Прадо). В этой последней картине, где император изображен в доспехах верхом на коне, Тициан создает тип репрезентативного портрета, который получил широкое распространение в искусстве 17—18 веков.
Последние годы жизни после возвращения из Аугсбурга (1551) Тициан безвыездно живет в Венеции.

В Венеции начинает сказываться усиление феодально-католической реакции. В изобразительном искусстве наблюдается увлечение декоративными формами и сказывается некоторое влияние маньеризма.

В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (“Мученичество святого Лаврентия”, 1555, “Положение во гроб”, 1559).

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы; “Коронование терновым венцом”, 1570-е, “Оплакивание Христа”, 1575, и “Пьета”, 1576). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.

Однако Тициан остается верен традиции Возрождения. Многочисленные мифологические картины этих лет позволяют с еще большей силой, чем раньше, почувствовать великолепие человеческого тела — таковы поздний вариант «Данаи» (1554, Мадрид, Прадо), «Венера перед зеркалом» (1555, Вашингтон, собрание Меллон), «Диана и Актеон» (1559,) и другие.
Все же тревога и разочарование начинают сказываться в последние годы и в творчестве Тициана. В религиозных картинах последних лет он все чаще обращается к драматическим сюжетам, в которых с большой экспрессией изображает человеческие страдания. Таковы его «Мучение св. Лаврентия» (1550—1555,), «Терновый венец» (ок. 1570,), «Св. Себастиан» (1570,) и, наконец, проникнутое уже каким-то отчаянием «Оплакивание Христа» (1573—1576, Венеция, Академия).
В этот последний период Тициан достигает вершины живописного мастерства. Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.
В его картинах исчезают контрасты больших красочных пятен, но зато принцип контрастных сопоставлений пронизывает каждую частицу его живописи. На противопоставлении холодных и теплых тонов он строит теперь и изображение человеческого тела, и пейзаж. Манера письма Тициана становится все более широкой и свободной; местами, в светах, он накладывает краску пастозно и густо, тени же, напротив, прописывает жидко и легко, позволяя просвечивать горячему красноватому подмалевку и не скрывая зернистой фактуры холста. Эти новые приемы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи и были использованы крупнейшими мастерами последующих эпох.

Тициан прожил почти сто лет, но и в последние дни своей долгой жизни он сохранял ясность ума, остроту зрения, не выпускал кисти и палитру из рук. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 года.

Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века, развитие мирового изобразительного искусства.

 

В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я половина 16 в.) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматическим ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космическими силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключительное многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний. В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й половины 16 в. складываются новые художественные формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европейского искусства 17 в., зарождаются новые жанры — историческая, батальная и жанровая живопись, групповой портрет.

 





Читайте также:
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.