Технологический расчет СТОА




Тема 10. ОСНОВЫТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Порядок проектирования

Качество реконструкции, расширения, технического перевоору­жения и нового строительства СТОА во многом определяется каче­ством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строи­тельству.

Проектирование нового предприятия, его реконструкция и тех­ническое перевооружение осуществляются по общим правилам про­ектирования промышленно производственных предприятий в соот­ветствии со СНиП 11-01 — 95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений».

Заказчиками проектов СТОА являются федеральные и муници­пальные ведомства, акционерные, арендные, частные и другие пред­приятия, эксплуатирующие автомобили.

Документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый между заказчиком и проектной организа­цией, физическим или юридическим лицом.

Неотъемлемой частью договора является задание на проектиро­вание, в котором отражаются основание для проектирования, тре­бование по вариантности и конкурсной разработке, основные тех­нико-экономические показатели СТОА и экологические требования, требования к технологии, организации производства, архитектурно- строительным и конструктивным решениям.

Проектирование предприятия может осуществляться в одну или две стадии. В одну стадию разрабатываются проекты для предприя­тий, строительство которых будет осуществляться по типовым или повторно применяемым проектам, а также проекты реконструкции расширения или технического перевооружения предприятий. В дру­гих случаях проектирование проводится в две стадии.

При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий про­ект, который состоит из нескольких частей: технологической, строи­тельной, сантехнической, энергетической, сметной и экономиче­ской.

Основной частью проекта является технологическая часть. Она состоит из расчетно-пояснительной записки (описание предприятия, его назначение, состав и режим работы, описание технологического процесса, расчетные нормативы, необходимые технологические рас­четы) и чертежей (схемы генерального плана, компоновочных пла­нов отдельно стоящих зданий, в том числе административно-бытового и производственного корпусов станции, планы размещения производственных участков, складских и других помещений).

Структура и этапы технологического проектирования. В осно­ве проектирования любого предприятия, в том числе и СТОА, лежат технология и организация производства ТО и TP автомобилей, раз­рабатываемые в процессе технологического проектирования, вклю­чающего в себя обоснование исходных данных; расчет производ­ственной программы, объемов работ (услуг), численности работаю­щих, постов, автомобилемест ожидания и хранения, площадей по­мещений; определение потребности в технологическом оборудова­нии; разработку объемно-планировочного решения зданий и гене­рального плана станции обслуживания.

Основными этапами технологического проектирования являются технологический расчет и разработка планировочных решений. По­следовательность их выполнения зависит от задач, поставленных в задании на проектирование СТОА. Так, например, может быть по­ставлена задача разработать два-три варианта проектных решений для обслуживания одной или нескольких моделей легковых (грузо­вых) автомобилей на существующем участке земли определенной конфигурации и размеров. В этом случае технологическая часть про­екта направлена на разработку различных вариантов объемно-планировочных решений СТОА в целях поиска наиболее эффектив­ного использования площади участка. При этом в результате разра­ботки вариантов планировочного решения устанавливается числен­ность рабочих постов, а затем уже определяются численность персо­нала, возможные объемы и перечни работ (услуг), необходимое обо­рудование.

Если в задании указан размер СТОА (число рабочих постов) и виды выполняемых услуг, то в этом случае технологический расчет будет заключаться в определении выполняемого этой СТОА объема работ, численности персонала и необходимых площадей, подборе оборудования, на основе которых будет разрабатываться объемно- планировочное решение СТОА.

При известном числе заездов автомобилей по маркам, видам ра­бот и их трудоемкостям, а также по среднегодовым пробегам авто­мобилей и другим критериям технологический расчет будет включать в себя определение объемов работ, числа постов и численности ра­бочих, подбор оборудования и т.д.

Завершается технологическое проектирование подготовкой и за­тем выдачей технологических заданий для разработки смежных раз­делов проекта.

Технологический расчет СТОА

Основной задачей технологического расчета является определе­ние численности производственных рабочих, числа постов, автомобилемест ожидания и хранения, производственно-складских и других площадей для разработки объемно-планировочных реше­ний.

Характеристика входящего на СТОА потока автомобилезаездов. Отличительной особенностью технологического расчета СТОА является то, что заезды автомобилей на станцию обслуживания для выполнения различных видов работ (услуг) носят случайный харак­тер. Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, раз­мер и тип станций обслуживания (специализированная, универсаль­ная), является число и состав автомобилей по маркам, находящимся в зоне обслуживания проектируемой станции, а также число заездов на станцию.

При определении обслуживаемого СТОА парка автомобилей и выбора видов услуг (работ) необходимо учитывать следующие осо­бенности.

1. Входящий поток требований (числа автомобилезаездов) на СТОА характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на трудовые затраты, как известно, влияет «возраст» заезжающих на станцию ав­томобилей, имеющий значительный разброс.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что поток требо­ваний (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы:

• первая группа включает в себя работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, текущий ремонт механизмов, узлов и агрегатов, регулиров­ка приборов систем электрооборудования, питания и др.). Сред­няя удельная (на один автомобилезаезд) трудоемкость заезда по данной группе — не более 2 чел.-ч, а их доля в структуре заездов составляет примерно 60 %;

• вторую группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объ­еме, поэлементное диагностирование, текущий ремонт узлов и агрегатов, тормозной системы, приборов систем электрооборудо­вания и питания, шиномонтажные работы и др.). Средняя удель­ная трудоемкость заезда по этой группе — не более 4 чел.-ч, а их доля в общем числе заездов составляет примерно 20 %;

• третью группу составляют работы со средней удельной трудоем­костью до 8 чел.-ч (кузовные работы, подкраска и окраска авто­мобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в об­щей структуре заездов составляют примерно 13 %;

• четвертая группа включает в себя наиболее трудоемкие и наиме­нее часто встречающиеся работы, средняя удельная трудоемкость которых более 8 чел.-ч, а их доля в общем числе заездов — 7 %.

2. Легковые автомобили могут обслуживаться на различных пред­приятиях автосервиса, т. е. они, как правило, не закреплены за опре­деленными станциями обслуживания.

3. Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и TP собствен­ными силами или с привлечением других лиц, т. е. не все автомоби­ли, которым необходимы ТО и TP, заезжают на станции, а только часть из них.

С учетом приведенных особенностей технологический расчет при­нято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТОА авто­мобилей:

где N — парк автомобилей региона; К — коэффициент обращаемо­сти, учитывающий численность владельцев автомобилей, пользую­щихся услугами станции обслуживания (по оценке экспертов, для отечественных автомобилей К= 0,45...0,50, а для автомобилей ино­странного производства

При этом под условно обслуживаемым автомобилем парка по­нимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на СТОА в тече­ние года, на котором выполняется полный объем работ по ТО и ре­монту, обеспечивающий его исправное состояние. В результате рас­чета принимается, что условный автомобиль парка делает в течение года 2—5 автомобилезаездов на СТОА.

Структура технологического расчета. Структура технологиче­ского расчета зависит от конкретных задач, поставленных в задании на проектирование СТОА.

В общем виде структура технологического расчета включает в себя следующие этапы:

• выбор исходных данных;

• расчет годовых объемов работ;

• распределение годовых объемов работ по видам и месту выпол­нения;

• расчет численности рабочих;

• расчет числа постов;

• расчет числа автомобилемест ожидания и хранения;

• определение состава и площадей помещений;

• расчет площади территории;

• определение потребности в технологическом оборудовании.

Выбор исходных данных. Исходными данными для технологи­ческого расчета являются:

• виды выполняемых услуг (работ);

• годовое числоусловно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам

• число автомобилезаездов на станцию одного автомобиля в год

• годовое число продаваемых автомобилей

• среднегодовой пробег автомобиля

• число рабочих дней в году станции

• продолжительность смены

• число смен (С).

Расчет годовых объемов работ. Годовой объем работ станций обслуживания включает в себя различные работы: моечные, по при­емке и выдаче автомобилей, по ТО и TP, по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей, их предпродажной подготовке и другие виды услуг.

Годовой объем моечных работ (технологическая мойка) опреде­ляется по формуле

где — число заездов на мойку; — трудоемкость моечных ра­бот, чел.-ч.

Число заездов на технологическую мойку, выполняемую перед ТО и TP, принимается равным числу заездов обслуживаемых в год ав­томобилей:

Если на станции моечные работы выполняются как самостоя­тельный вид услуг, то число заездов можно найти из расчета одно­го заезда на пробега. Кроме моечных на СТОА могут выполняться уборочные работы, полировка кузова, химчист­ка и др.

Число заездов на моечные работы как на самостоятельный вид услуг определяется в виде

Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч:

где чел.-ч — трудоемкость одного заезда на работы по при­емке и выдаче автомобилей.

Годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:


где — годовое число условно обслуживаемых на станции ав­томобилей данной модели; — среднегодовой пробег автомобиля, км; t'то-тр — удельная трудоемкость ТО и TP (без моечных работ), чел.-ч/1 ООО км (табл. 10.1).

Таблица 10.1 – Трудоемкости обслуживания и ремонта легковых автомобилей на СТО

 

 

 

 

 

Трудоемкости обслуживания и ремонта (табл. 10.1) приняты на основе экспертной оценки и используются на кафедре «Эксплуатация автомобильною транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

При проектировании универсальной СТОА, предназначенной для обслуживания нескольких моделей легковых автомобилей, годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:


 

где — годовое число условно обслуживаемых

автомобилей соответственно по каждой модели; — сред­

негодовые пробеги автомобилей, км; — удель­

ная трудоемкость ТО и TP, чел.-ч/1 ООО км. Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей, чел.-ч:

где — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; — трудоемкость заезда на работы по противо­коррозионной защите кузова, чел.-ч (для новых отечественных ав­томобилей чел.-ч).

В настоящее время противокоррозионная обработка кузова в основном проводится для новых отечественных автомобилей. Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 — 5 лет, т.е. 0,2—0,3 заезда в год.

Годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел.-ч:

где — число продаваемых автомобилей в год; — средняя тру­доемкость предпродажной подготовки автомобиля, = 3,5 чел.-ч.

Расчет годового объема работ дорожных СТОА. По каждому типу автомобилей годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:

где — число заездов автомобилей данного типа на станцию в сут­ки; — число рабочих дней в году станции; — средняя разо­вая трудоемкость работ одного заезда автомобиля на ТО и TP, чел.-ч.

Общее число заездов всех автомобилей (грузовых, легковых и ав­тобусов) в сутки на дорожную станцию обслуживания для выполне­ния ТО, TP и уборочно-моечных работ для действующих и вновь проектируемых автомобильных дорог определяется в зависимости от интенсивности движения на дорожном участке проектируемой СТОА в наиболее напряженный период месяца года:

где — число автомобилей, проходящих по автомобильной дороге за сутки в среднем за год в обоих направлениях, авт./сут; р — часто­та заездов, в процентах от интенсивности движения (для легковых автомобилей — 4/5,5, для грузовых и автобусов — 0,4/0,6).

Примерное распределение общего числа заездов по типам авто­мобилей (по данным Санкт-Петербургского филиала Гипроавтотран- са) следующее: грузовые — 25 %; легковые — 70 %; автобусы — 5 %.

Годовой объем вспомогательных работ. На СТОА кроме ука­занных ранее работ выполняются вспомогательные работы, в состав которых, в частности, входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, а также по содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудова­ния и др. Объем этих работ составляет 10... 15 % от общего объема работ СТОА.

Общий годовой объем работ по обслуживанию и ремонту СТОА, чел.-ч:

Годовой объем вспомогательных работ, чел.-ч:


 

Распределение годовых объемов работ по видам и месту вы­полнения. В настоящее время, как правило, ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится посредством замены неис­правных деталей, узлов и механизмов на новые. Поэтому в основном эти работы выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдель­ные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения моечных, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.

Выполнение ремонта узлов, механизмов и приборов, снятых с ав­томобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, ба­лансировка колес, ремонт камер и другие работы могут предусма­триваться как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного вари­анта определяется спросом, объемом работ, численностью работаю­щих, компоновочным решением станции, организацией работ и дру­гими факторами.

На СТОА могут организовываться производственные участки обще­го назначения оснащенные верстаками, тисками, сверлильными стан­ками, прессами и другим оборудованием. На этих участках при необ­ходимости могут работать рабочие различных постов, зон и участков.

На больших СТОА могут быть организованы отдельные произ­водственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок пе­редач и др.). Для разработки таких участков в задании на проекти­рование указываются программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.

Распределение объемов работ по видам и месту выполнения за­висит от ряда факторов: размера станции обслуживания (числа ра­бочих постов), видов выполняемых услуг (работ), технической осна­щенности, организации работ и др.

Исходя из опыта работы и проектирования СТОА для городских станций размером 10 рабочих постов и более ориентировочное рас­пределение объемов работ по виду и месту выполнения может быть следующим, %:


 


 

Расчет численности рабочих. Различают технологически необ­ходимую явочную и штатную численность рабочих:

где Т — годовой объем работ, чел.-ч; — соответственно го­довой фонд времени технологически необходимого рабочего при од­носменной работе и штатного рабочего, ч.

Годовые фонды времени для расчетов составляют ч и (40 ч продолжительность рабочей недели и 24 дня отпу­ска).

Годовой фонд времени штатного рабочего меньше фонда време­ни технологически необходимого рабочего за счет продолжительно­сти отпуска и невыходов по уважительным причинам.

Расчет числа постов. Посты по технологическому назначению различают рабочие и вспомогательные.

Рабочие посты — это автомобилеместа, оснащенные соответ­ствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстанов­ления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирования, ТО, TP, кузовных, окрасочных и проти­вокоррозионных работ).

Число рабочих постов в общем виде

где — годовой объем постовых работ, чел.-ч;

— коэффициент неравномерности загрузки постов,

— число рабочих

дней в году;

— продолжительность смены, ч;

С — число смен;

Рп — средняя численность рабочих на посту (0,9—1,1 чел., кроме постов окрасочного участка);

Тп — коэффициент использования ра­бочего времени поста (0,85...0,90).

Число рабочих постов мойки при наличии механизированной мо­ечной установки

где — суточное число заездов на мойку; фм — коэффициент не­равномерности поступления автомобилей на посты мойки (для СТО до 10 рабочих постов — 1,3... 1,5; от 11 до 30 постов — 1,2... 1,3); Гоб — суточная продолжительность работы участка, ч; Ny — производитель­ность моечной установки, авт./ч; г)и — коэффициент использования рабочего времени поста (0,85...0,90).

Суточное число заездов на мойку


 

где — число заездов на технологическую мойку за год.

На окрасочном участке располагаются рабочие посты окраски и подготовки для окраски. Для эффективного использования одной окрасочно-сушильной камеры необходимо иметь три-четыре поста подготовки.

Исходя из особенностей технологии и организации работ на окра­сочном участке при расчете рабочих постов средняя численность ра­бочих на постах подготовки и окраски принимается несколько мень­шим, чем на других постах, т.е. может быть равна 0,7... 1,0 чел.

Вспомогательные посты — это автомобилеместа приемки и вы­дачи автомобилей.

Число постов на участке приемки автомобилей рассчитыва­ется в зависимости от числа d заездов автомобилей на СТОА и вре­мени приемки автомобилей:


 

где ф = 1,1...1,5 — коэффициент неравномерности поступления ав­томобилей;

— суточная продолжительность работы участка при­емки, ч;

— пропускная способность поста приемки, авт./ч.

Для расчета постов выдачи автомобилей условно можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на станцию. В остальном расчет аналогичен расчету постов приемки.

Приемка и выдача автомобилей при небольшом числе автомоби­лезаездов может проводиться непосредственно на рабочих постах.

Расчет числа автомобилемест ожидания и хранения. В зави­симости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобилеместа ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.

Автомобилеместа ожидания — это места, занимаемые автомо­билями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необхо­димости автомобилеместа ожидания могут использоваться для выпол­нения определенных видов работ ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобилеместах между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и на рабочих постах.

Число автомобилемест ожидания постановки автомобиля на по­сты ТО и TP, определяемое расчетом, примерно составляет 0,2 авто­мобилеместа на один рабочий пост.

Автомобилеместа хранения предусматриваются:

• для готовых к выдаче автомобилей;

• продаваемых автомобилей на открытой стоянке магазина и для демонстрации различных моделей.

Число автомобилемест для готовых к выдаче автомобилей

где Nc — суточное число заездов на СТОА,

— среднее время пребывания автомобиля на СТОА после его обслужи­вания до выдачи владельцу

Тв — продолжительность ра­боты участка выдачи автомобилей в сутки, ч.

Определение состава и площадей помещений. Состав и пло­щади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ.

Площади СТОА по функциональному назначению различают:

• производственных участков (зоны постовых работ, производствен­ные участки);

• складских помещений;

• технических помещений (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);

• административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туа­леты, душевые и т. п.);

• помещений для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т. п.;

• помещений для продажи автомобилей (салон-выставка продавае­мых автомобилей, зоны хранения и др.).

На этапе технико-экономического обоснования площади рассчи­тываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям.

Производственная площадь, м2, занимаемая постами, автомобилеместами ожидания и хранения, определяется по формуле

где. — площадь, занимаемая автомобилем в плане(по габаритным размерам), м2; X— число постов, автомобилемест;

— коэффици­ент плотности расстановки постов.

Коэффициент К„ представляет собой отношение площади, зани­маемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зави­сит в основном от расположения постов. При одностороннем рас­положении постов Кп = 6...7, а при двухстороннем Кп = 4... 5.

Площади производственных помещений, в которых размещаются рабочие посты, могут быть также рассчитаны по удельной площади, которая с учетом проездов принимается равной 40...60 м2 на один пост.

Площади производственных участков без учета площади, зани­маемой постами, рассчитываются по площади, занимаемой обору­дованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка, м2:

где — суммарная площадь горизонтальной проекции по габарит­ным размерам оборудования, м2; К„ — коэффициент плотности рас­становки оборудования (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Коэффициенты плотности расстановки оборудования (по ОНТП—91)

 

В отдельных случаях для приближенных расчетов площадь про­изводственных участков, м2, можно определить по численности ра­ботающих:

где — площадь на первого работающего, м2; — площадь на каж­дого последующего работающего, м2; Рт — численность технологи­чески необходимых рабочих.

Например, для слесарно-механического участка. и. = 12 м2, а для электротехнического участка.,,

Площадь складских помещений исходя из опыта проектирования СТОА принимается на основе расчета, равной 7... 10 % от площади производственных помещений.

Площадь технических помещений рассчитывается по соответ­ствующим нормативам в зависимости от принятой системы и обо­рудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснаб­жения. Ориентировочно принимается в размере 5... 10 % от площади производственных помещений.

Площадь административно-бытовых помещений рассчитыва­ется по соответствующим нормативам и численности работающих.

Площадь административно-бытовых помещений на одного рабо­тающего зависит от размера станции и для офисных помещений со­ставляет 6...8 м2. Численность административного персонала СТО принимается из расчета 15 % от общей численности производствен­ных рабочих.

Площадь бытовых помещений (гардероб, душевые, умываль­ные, туалеты, курительные, медпункты, буфет, столовая) рассчиты­вается исходя из штатной численности работающих, численности работающих в наиболее многочисленной смене и группы произ­водственного участка.

При закрытом хранении уличной и рабочей одежды площадь пола гардеробной на одного рабочего составляет 1 м2, а при хранении на открытых вешалках — 0,10 м2.

Число душевых сеток и кранов в умывальных определяется по чис­ленности (на одну душевую сетку или кран) работающих в наиболее многочисленной смене из расчета 3—15 человек на один душ и 7 — 20 человек на один кран. Площадь пола на один душ (кабину) с раздевал­кой принимают равной 2 м2, а площадь на один умывальник — 0,8 м2.

Число кабин туалета принимается исходя из следующих данных: одна кабина на 15 женщин и одна кабина на 30 мужчин. Площадь пола одной кабины туалета составляет 2 х 3 м. Площадь курительных определяется из расчета на одного работающего в наиболее много­численной смене: 0,03 м2 для мужчин и 0,01 м2 для женщин, но не менее 9 м2. Расстояние от наиболее удаленного места до туалета и курительных должно быть не более 75 м.

Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской, для продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).

При прочих равных условиях площадь этих помещений будет за­висеть от числа одновременно находящихся в них клиентов.

Площадь клиентской ориентировочно может составлять 1...3 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей — 30 % от площади клиентской.

Расчет площади территории. На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах потребная площадь участка, га:


 

где — площадь соответственно производственно-

складских, административно-бытовых помещений и открытых пло­щадок для хранения автомобилей, м2; Кз — плотность застройки тер­ритории, % (составляющая 20...40% в зависимости от размера СТОА).

Определение потребности в технологическом оборудовании.

Определение потребности СТОА в оборудовании заключается в вы­боре необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т.д.) и установлении его количества.

Перечень технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией видов услуг (работ) с учетом соблю­дения сертификационных требований.

При выборе технологического оборудования необходимо учиты­вать:

• специализацию и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и TP (кузовные, окрасочные, диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, сма­зочные, универсальные ТО и TP и т.д.);

• техническую характеристику и область применения данного вида оборудования;

• приспособленность его для автомобилей, обслуживаемых на СТОА;

• организацию и технологию ТО и TP на СТОА;

• экономические показатели (стоимость работ, оборудования, эф­фективность его использования, затраты на приобретение и др.). При подборе оборудования используются различные справочни­ки, каталоги выпускаемого оборудования, табели технологического оборудования и др.

Планировка СТОА

Основные требования. К основным требованиям, которые сле­дует учитывать при разработке планировочных решений станций технического обслуживания, относятся:

• унификация конструктивных и объемно-планировочных решений зданий;

• возможность быстрой модернизации и реконструкции предпри­ятия при изменении технологии и организации производствен­ного процесса;

• расположение основных зон и производственных участков пред­приятия в соответствии со схемой технологического процесса же­лательно в одном здании;

• стадийное развитие СТОА, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;

• обеспечение удобства для клиентов посредством рационального расположения помещений.

Генеральный план. При разработке генерального плана СТОА следует руководствоваться соответствующими строительными нор­мами и правилами (СНиП).

На территории СТОА помимо основного здания станции и очист­ных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания, и стоянка для готовых ав­томобилей, которую желательно устраивать закрытой (под навесом).

Кроме того, на территории станции могут располагаться склады ГСМ, лакокрасочных материалов, кислорода, ацетилена, производ­ственных отходов и прочие, размещение которых в составе основно­го здания затруднено или запрещено правилами пожарной безопас­ности. В ряде случаев на территории станции могут располагаться отдельные здания (навес) для постов самообслуживания и мойки ав­томобилей.

При размещении в комплексе станции АЗС и отдельно стоящей мойки автомобилей необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана наличие самостоятельных транспортных потоков к этим сооружениям и накопительных площадок. Причем эти транс­портные потоки не должны пересекаться с основными путями заез­да и выезда автомобилей станции технического обслуживания.

Территория станции должна быть изолирована от городского дви­жения транспорта и пешеходов. Вне территории станции размещают­ся открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала СТОА.

Дорожные СТОА рекомендуется располагать в населенных пун­ктах или в непосредственной близости от них, что сокращает затра­ты на коммуникации и благоустройство, а также облегчает решение жилищного вопроса для персонала станции. Как правило, дорожные СТОА сооружаются в комплексе с АЗС. Кроме того, на их террито­рии предусматриваются места хранения автомобилей.

В основе планировочного решения СТОА лежат схема производ­ственного процесса, состав необходимых помещений, а также про­тивопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляе­мые к отдельным зонам и участкам.

На станциях обслуживания основным помещением является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственными участками.

Планировка и геометрические размеры зон ТО и ремонта зави­сят от выбранной строительной сетки колонн, способа расположения оборудования и постов, нормируемых расстояний между автомобиля­ми, автомобилем и элементами зданий, а также ширины проездов.

Строительная сетка колонн измеряется между осями рядов ко­лонн в продольном и поперечном направлениях; при этом меньшее расстояние называется шагом колонн, а большее — пролетом. Раз­меры пролетов и шаги колонн, как правило, должны быть кратны 6 м. В виде исключения допускается применять пролеты 9 м.

При строительстве СТОА используются различные железобетон­ные и металлические конструкции зданий.

Одноэтажные производственные здания станции в основном кар­касного типа с сеткой колонн 18x6, 18 х 12, 24x6 и 24 х 12 м. Наряду со сборными железобетонными конструкциями при строительстве используются металлоконструкции с пролетами 18; 24; 30 и 36 м при шаге колонн 6 м. При соответствующем обосновании может приме­няться нестандартная сетка колонн.

Железобетонные конструкции многоэтажных зданий разработаны для сеток колонн 6 х 6, 6 х 9, 6 х 12 и 9 х 12 м. На верхних этажах допу­скается укрупненная сетка колонн (18x6 и 18х 12 м).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: