Тема 10. ОСНОВЫТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Порядок проектирования
Качество реконструкции, расширения, технического перевооружения и нового строительства СТОА во многом определяется качеством соответствующих проектов, которые должны отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к капитальному строительству.
Проектирование нового предприятия, его реконструкция и техническое перевооружение осуществляются по общим правилам проектирования промышленно производственных предприятий в соответствии со СНиП 11-01 — 95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство зданий и сооружений».
Заказчиками проектов СТОА являются федеральные и муниципальные ведомства, акционерные, арендные, частные и другие предприятия, эксплуатирующие автомобили.
Документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый между заказчиком и проектной организацией, физическим или юридическим лицом.
Неотъемлемой частью договора является задание на проектирование, в котором отражаются основание для проектирования, требование по вариантности и конкурсной разработке, основные технико-экономические показатели СТОА и экологические требования, требования к технологии, организации производства, архитектурно- строительным и конструктивным решениям.
Проектирование предприятия может осуществляться в одну или две стадии. В одну стадию разрабатываются проекты для предприятий, строительство которых будет осуществляться по типовым или повторно применяемым проектам, а также проекты реконструкции расширения или технического перевооружения предприятий. В других случаях проектирование проводится в две стадии.
|
При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект, который состоит из нескольких частей: технологической, строительной, сантехнической, энергетической, сметной и экономической.
Основной частью проекта является технологическая часть. Она состоит из расчетно-пояснительной записки (описание предприятия, его назначение, состав и режим работы, описание технологического процесса, расчетные нормативы, необходимые технологические расчеты) и чертежей (схемы генерального плана, компоновочных планов отдельно стоящих зданий, в том числе административно-бытового и производственного корпусов станции, планы размещения производственных участков, складских и других помещений).
Структура и этапы технологического проектирования. В основе проектирования любого предприятия, в том числе и СТОА, лежат технология и организация производства ТО и TP автомобилей, разрабатываемые в процессе технологического проектирования, включающего в себя обоснование исходных данных; расчет производственной программы, объемов работ (услуг), численности работающих, постов, автомобилемест ожидания и хранения, площадей помещений; определение потребности в технологическом оборудовании; разработку объемно-планировочного решения зданий и генерального плана станции обслуживания.
Основными этапами технологического проектирования являются технологический расчет и разработка планировочных решений. Последовательность их выполнения зависит от задач, поставленных в задании на проектирование СТОА. Так, например, может быть поставлена задача разработать два-три варианта проектных решений для обслуживания одной или нескольких моделей легковых (грузовых) автомобилей на существующем участке земли определенной конфигурации и размеров. В этом случае технологическая часть проекта направлена на разработку различных вариантов объемно-планировочных решений СТОА в целях поиска наиболее эффективного использования площади участка. При этом в результате разработки вариантов планировочного решения устанавливается численность рабочих постов, а затем уже определяются численность персонала, возможные объемы и перечни работ (услуг), необходимое оборудование.
|
Если в задании указан размер СТОА (число рабочих постов) и виды выполняемых услуг, то в этом случае технологический расчет будет заключаться в определении выполняемого этой СТОА объема работ, численности персонала и необходимых площадей, подборе оборудования, на основе которых будет разрабатываться объемно- планировочное решение СТОА.
При известном числе заездов автомобилей по маркам, видам работ и их трудоемкостям, а также по среднегодовым пробегам автомобилей и другим критериям технологический расчет будет включать в себя определение объемов работ, числа постов и численности рабочих, подбор оборудования и т.д.
Завершается технологическое проектирование подготовкой и затем выдачей технологических заданий для разработки смежных разделов проекта.
|
Технологический расчет СТОА
Основной задачей технологического расчета является определение численности производственных рабочих, числа постов, автомобилемест ожидания и хранения, производственно-складских и других площадей для разработки объемно-планировочных решений.
Характеристика входящего на СТОА потока автомобилезаездов. Отличительной особенностью технологического расчета СТОА является то, что заезды автомобилей на станцию обслуживания для выполнения различных видов работ (услуг) носят случайный характер. Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип станций обслуживания (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по маркам, находящимся в зоне обслуживания проектируемой станции, а также число заездов на станцию.
При определении обслуживаемого СТОА парка автомобилей и выбора видов услуг (работ) необходимо учитывать следующие особенности.
1. Входящий поток требований (числа автомобилезаездов) на СТОА характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на трудовые затраты, как известно, влияет «возраст» заезжающих на станцию автомобилей, имеющий значительный разброс.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что поток требований (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы:
• первая группа включает в себя работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, текущий ремонт механизмов, узлов и агрегатов, регулировка приборов систем электрооборудования, питания и др.). Средняя удельная (на один автомобилезаезд) трудоемкость заезда по данной группе — не более 2 чел.-ч, а их доля в структуре заездов составляет примерно 60 %;
• вторую группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, текущий ремонт узлов и агрегатов, тормозной системы, приборов систем электрооборудования и питания, шиномонтажные работы и др.). Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе — не более 4 чел.-ч, а их доля в общем числе заездов составляет примерно 20 %;
• третью группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.-ч (кузовные работы, подкраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.). Эти работы в общей структуре заездов составляют примерно 13 %;
• четвертая группа включает в себя наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы, средняя удельная трудоемкость которых более 8 чел.-ч, а их доля в общем числе заездов — 7 %.
2. Легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т. е. они, как правило, не закреплены за определенными станциями обслуживания.
3. Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и TP собственными силами или с привлечением других лиц, т. е. не все автомобили, которым необходимы ТО и TP, заезжают на станции, а только часть из них.
С учетом приведенных особенностей технологический расчет принято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТОА автомобилей:
где N — парк автомобилей региона; К — коэффициент обращаемости, учитывающий численность владельцев автомобилей, пользующихся услугами станции обслуживания (по оценке экспертов, для отечественных автомобилей К= 0,45...0,50, а для автомобилей иностранного производства
При этом под условно обслуживаемым автомобилем парка понимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на СТОА в течение года, на котором выполняется полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние. В результате расчета принимается, что условный автомобиль парка делает в течение года 2—5 автомобилезаездов на СТОА.
Структура технологического расчета. Структура технологического расчета зависит от конкретных задач, поставленных в задании на проектирование СТОА.
В общем виде структура технологического расчета включает в себя следующие этапы:
• выбор исходных данных;
• расчет годовых объемов работ;
• распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения;
• расчет численности рабочих;
• расчет числа постов;
• расчет числа автомобилемест ожидания и хранения;
• определение состава и площадей помещений;
• расчет площади территории;
• определение потребности в технологическом оборудовании.
Выбор исходных данных. Исходными данными для технологического расчета являются:
• виды выполняемых услуг (работ);
• годовое числоусловно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам
• число автомобилезаездов на станцию одного автомобиля в год
• годовое число продаваемых автомобилей
• среднегодовой пробег автомобиля
• число рабочих дней в году станции
• продолжительность смены
• число смен (С).
Расчет годовых объемов работ. Годовой объем работ станций обслуживания включает в себя различные работы: моечные, по приемке и выдаче автомобилей, по ТО и TP, по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей, их предпродажной подготовке и другие виды услуг.
Годовой объем моечных работ (технологическая мойка) определяется по формуле
где — число заездов на мойку; — трудоемкость моечных работ, чел.-ч.
Число заездов на технологическую мойку, выполняемую перед ТО и TP, принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей:
Если на станции моечные работы выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов можно найти из расчета одного заезда на пробега. Кроме моечных на СТОА могут выполняться уборочные работы, полировка кузова, химчистка и др.
Число заездов на моечные работы как на самостоятельный вид услуг определяется в виде
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч:
где чел.-ч — трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей.
Годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:
где — годовое число условно обслуживаемых на станции автомобилей данной модели; — среднегодовой пробег автомобиля, км; t'то-тр — удельная трудоемкость ТО и TP (без моечных работ), чел.-ч/1 ООО км (табл. 10.1).
Таблица 10.1 – Трудоемкости обслуживания и ремонта легковых автомобилей на СТО
Трудоемкости обслуживания и ремонта (табл. 10.1) приняты на основе экспертной оценки и используются на кафедре «Эксплуатация автомобильною транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).
При проектировании универсальной СТОА, предназначенной для обслуживания нескольких моделей легковых автомобилей, годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:
где — годовое число условно обслуживаемых
автомобилей соответственно по каждой модели; — сред
негодовые пробеги автомобилей, км; — удель
ная трудоемкость ТО и TP, чел.-ч/1 ООО км. Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей, чел.-ч:
где — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; — трудоемкость заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел.-ч (для новых отечественных автомобилей чел.-ч).
В настоящее время противокоррозионная обработка кузова в основном проводится для новых отечественных автомобилей. Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3 — 5 лет, т.е. 0,2—0,3 заезда в год.
Годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел.-ч:
где — число продаваемых автомобилей в год; — средняя трудоемкость предпродажной подготовки автомобиля, = 3,5 чел.-ч.
Расчет годового объема работ дорожных СТОА. По каждому типу автомобилей годовой объем работ по ТО и TP, чел.-ч:
где — число заездов автомобилей данного типа на станцию в сутки; — число рабочих дней в году станции; — средняя разовая трудоемкость работ одного заезда автомобиля на ТО и TP, чел.-ч.
Общее число заездов всех автомобилей (грузовых, легковых и автобусов) в сутки на дорожную станцию обслуживания для выполнения ТО, TP и уборочно-моечных работ для действующих и вновь проектируемых автомобильных дорог определяется в зависимости от интенсивности движения на дорожном участке проектируемой СТОА в наиболее напряженный период месяца года:
где — число автомобилей, проходящих по автомобильной дороге за сутки в среднем за год в обоих направлениях, авт./сут; р — частота заездов, в процентах от интенсивности движения (для легковых автомобилей — 4/5,5, для грузовых и автобусов — 0,4/0,6).
Примерное распределение общего числа заездов по типам автомобилей (по данным Санкт-Петербургского филиала Гипроавтотран- са) следующее: грузовые — 25 %; легковые — 70 %; автобусы — 5 %.
Годовой объем вспомогательных работ. На СТОА кроме указанных ранее работ выполняются вспомогательные работы, в состав которых, в частности, входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, а также по содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и др. Объем этих работ составляет 10... 15 % от общего объема работ СТОА.
Общий годовой объем работ по обслуживанию и ремонту СТОА, чел.-ч:
Годовой объем вспомогательных работ, чел.-ч:
Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. В настоящее время, как правило, ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится посредством замены неисправных деталей, узлов и механизмов на новые. Поэтому в основном эти работы выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения моечных, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение ремонта узлов, механизмов и приборов, снятых с автомобиля, обслуживание аккумуляторных батарей, шиномонтаж, балансировка колес, ремонт камер и другие работы могут предусматриваться как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется спросом, объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением станции, организацией работ и другими факторами.
На СТОА могут организовываться производственные участки общего назначения оснащенные верстаками, тисками, сверлильными станками, прессами и другим оборудованием. На этих участках при необходимости могут работать рабочие различных постов, зон и участков.
На больших СТОА могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.). Для разработки таких участков в задании на проектирование указываются программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.
Распределение объемов работ по видам и месту выполнения зависит от ряда факторов: размера станции обслуживания (числа рабочих постов), видов выполняемых услуг (работ), технической оснащенности, организации работ и др.
Исходя из опыта работы и проектирования СТОА для городских станций размером 10 рабочих постов и более ориентировочное распределение объемов работ по виду и месту выполнения может быть следующим, %:
Расчет численности рабочих. Различают технологически необходимую явочную и штатную численность рабочих:
где Т — годовой объем работ, чел.-ч; — соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Годовые фонды времени для расчетов составляют ч и (40 ч продолжительность рабочей недели и 24 дня отпуска).
Годовой фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени технологически необходимого рабочего за счет продолжительности отпуска и невыходов по уважительным причинам.
Расчет числа постов. Посты по технологическому назначению различают рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты — это автомобилеместа, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирования, ТО, TP, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов в общем виде
где — годовой объем постовых работ, чел.-ч;
— коэффициент неравномерности загрузки постов,
— число рабочих
дней в году;
— продолжительность смены, ч;
С — число смен;
Рп — средняя численность рабочих на посту (0,9—1,1 чел., кроме постов окрасочного участка);
Тп — коэффициент использования рабочего времени поста (0,85...0,90).
Число рабочих постов мойки при наличии механизированной моечной установки
где — суточное число заездов на мойку; фм — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты мойки (для СТО до 10 рабочих постов — 1,3... 1,5; от 11 до 30 постов — 1,2... 1,3); Гоб — суточная продолжительность работы участка, ч; Ny — производительность моечной установки, авт./ч; г)и — коэффициент использования рабочего времени поста (0,85...0,90).
Суточное число заездов на мойку
где — число заездов на технологическую мойку за год.
На окрасочном участке располагаются рабочие посты окраски и подготовки для окраски. Для эффективного использования одной окрасочно-сушильной камеры необходимо иметь три-четыре поста подготовки.
Исходя из особенностей технологии и организации работ на окрасочном участке при расчете рабочих постов средняя численность рабочих на постах подготовки и окраски принимается несколько меньшим, чем на других постах, т.е. может быть равна 0,7... 1,0 чел.
Вспомогательные посты — это автомобилеместа приемки и выдачи автомобилей.
Число постов на участке приемки автомобилей рассчитывается в зависимости от числа d заездов автомобилей на СТОА и времени приемки автомобилей:
где ф = 1,1...1,5 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
— суточная продолжительность работы участка приемки, ч;
— пропускная способность поста приемки, авт./ч.
Для расчета постов выдачи автомобилей условно можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на станцию. В остальном расчет аналогичен расчету постов приемки.
Приемка и выдача автомобилей при небольшом числе автомобилезаездов может проводиться непосредственно на рабочих постах.
Расчет числа автомобилемест ожидания и хранения. В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобилеместа ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобилеместа ожидания — это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобилеместа ожидания могут использоваться для выполнения определенных видов работ ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобилеместах между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и на рабочих постах.
Число автомобилемест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и TP, определяемое расчетом, примерно составляет 0,2 автомобилеместа на один рабочий пост.
Автомобилеместа хранения предусматриваются:
• для готовых к выдаче автомобилей;
• продаваемых автомобилей на открытой стоянке магазина и для демонстрации различных моделей.
Число автомобилемест для готовых к выдаче автомобилей
где Nc — суточное число заездов на СТОА,
— среднее время пребывания автомобиля на СТОА после его обслуживания до выдачи владельцу
Тв — продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Определение состава и площадей помещений. Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ.
Площади СТОА по функциональному назначению различают:
• производственных участков (зоны постовых работ, производственные участки);
• складских помещений;
• технических помещений (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);
• административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т. п.);
• помещений для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т. п.;
• помещений для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
На этапе технико-экономического обоснования площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям.
Производственная площадь, м2, занимаемая постами, автомобилеместами ожидания и хранения, определяется по формуле
где. — площадь, занимаемая автомобилем в плане(по габаритным размерам), м2; X— число постов, автомобилемест;
— коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент К„ представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение КП зависит в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6...7, а при двухстороннем Кп = 4... 5.
Площади производственных помещений, в которых размещаются рабочие посты, могут быть также рассчитаны по удельной площади, которая с учетом проездов принимается равной 40...60 м2 на один пост.
Площади производственных участков без учета площади, занимаемой постами, рассчитываются по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки. Площадь участка, м2:
где — суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2; К„ — коэффициент плотности расстановки оборудования (табл. 10.2).
Таблица 10.2. Коэффициенты плотности расстановки оборудования (по ОНТП—91)
В отдельных случаях для приближенных расчетов площадь производственных участков, м2, можно определить по численности работающих:
где — площадь на первого работающего, м2; — площадь на каждого последующего работающего, м2; Рт — численность технологически необходимых рабочих.
Например, для слесарно-механического участка. и. = 12 м2, а для электротехнического участка.,,
Площадь складских помещений исходя из опыта проектирования СТОА принимается на основе расчета, равной 7... 10 % от площади производственных помещений.
Площадь технических помещений рассчитывается по соответствующим нормативам в зависимости от принятой системы и оборудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения. Ориентировочно принимается в размере 5... 10 % от площади производственных помещений.
Площадь административно-бытовых помещений рассчитывается по соответствующим нормативам и численности работающих.
Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и для офисных помещений составляет 6...8 м2. Численность административного персонала СТО принимается из расчета 15 % от общей численности производственных рабочих.
Площадь бытовых помещений (гардероб, душевые, умывальные, туалеты, курительные, медпункты, буфет, столовая) рассчитывается исходя из штатной численности работающих, численности работающих в наиболее многочисленной смене и группы производственного участка.
При закрытом хранении уличной и рабочей одежды площадь пола гардеробной на одного рабочего составляет 1 м2, а при хранении на открытых вешалках — 0,10 м2.
Число душевых сеток и кранов в умывальных определяется по численности (на одну душевую сетку или кран) работающих в наиболее многочисленной смене из расчета 3—15 человек на один душ и 7 — 20 человек на один кран. Площадь пола на один душ (кабину) с раздевалкой принимают равной 2 м2, а площадь на один умывальник — 0,8 м2.
Число кабин туалета принимается исходя из следующих данных: одна кабина на 15 женщин и одна кабина на 30 мужчин. Площадь пола одной кабины туалета составляет 2 х 3 м. Площадь курительных определяется из расчета на одного работающего в наиболее многочисленной смене: 0,03 м2 для мужчин и 0,01 м2 для женщин, но не менее 9 м2. Расстояние от наиболее удаленного места до туалета и курительных должно быть не более 75 м.
Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской, для продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).
При прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от числа одновременно находящихся в них клиентов.
Площадь клиентской ориентировочно может составлять 1...3 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей — 30 % от площади клиентской.
Расчет площади территории. На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах потребная площадь участка, га:
где — площадь соответственно производственно-
складских, административно-бытовых помещений и открытых площадок для хранения автомобилей, м2; Кз — плотность застройки территории, % (составляющая 20...40% в зависимости от размера СТОА).
Определение потребности в технологическом оборудовании.
Определение потребности СТОА в оборудовании заключается в выборе необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т.д.) и установлении его количества.
Перечень технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией видов услуг (работ) с учетом соблюдения сертификационных требований.
При выборе технологического оборудования необходимо учитывать:
• специализацию и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и TP (кузовные, окрасочные, диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, смазочные, универсальные ТО и TP и т.д.);
• техническую характеристику и область применения данного вида оборудования;
• приспособленность его для автомобилей, обслуживаемых на СТОА;
• организацию и технологию ТО и TP на СТОА;
• экономические показатели (стоимость работ, оборудования, эффективность его использования, затраты на приобретение и др.). При подборе оборудования используются различные справочники, каталоги выпускаемого оборудования, табели технологического оборудования и др.
Планировка СТОА
Основные требования. К основным требованиям, которые следует учитывать при разработке планировочных решений станций технического обслуживания, относятся:
• унификация конструктивных и объемно-планировочных решений зданий;
• возможность быстрой модернизации и реконструкции предприятия при изменении технологии и организации производственного процесса;
• расположение основных зон и производственных участков предприятия в соответствии со схемой технологического процесса желательно в одном здании;
• стадийное развитие СТОА, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования;
• обеспечение удобства для клиентов посредством рационального расположения помещений.
Генеральный план. При разработке генерального плана СТОА следует руководствоваться соответствующими строительными нормами и правилами (СНиП).
На территории СТОА помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслуживания, и стоянка для готовых автомобилей, которую желательно устраивать закрытой (под навесом).
Кроме того, на территории станции могут располагаться склады ГСМ, лакокрасочных материалов, кислорода, ацетилена, производственных отходов и прочие, размещение которых в составе основного здания затруднено или запрещено правилами пожарной безопасности. В ряде случаев на территории станции могут располагаться отдельные здания (навес) для постов самообслуживания и мойки автомобилей.
При размещении в комплексе станции АЗС и отдельно стоящей мойки автомобилей необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана наличие самостоятельных транспортных потоков к этим сооружениям и накопительных площадок. Причем эти транспортные потоки не должны пересекаться с основными путями заезда и выезда автомобилей станции технического обслуживания.
Территория станции должна быть изолирована от городского движения транспорта и пешеходов. Вне территории станции размещаются открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала СТОА.
Дорожные СТОА рекомендуется располагать в населенных пунктах или в непосредственной близости от них, что сокращает затраты на коммуникации и благоустройство, а также облегчает решение жилищного вопроса для персонала станции. Как правило, дорожные СТОА сооружаются в комплексе с АЗС. Кроме того, на их территории предусматриваются места хранения автомобилей.
В основе планировочного решения СТОА лежат схема производственного процесса, состав необходимых помещений, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.
На станциях обслуживания основным помещением является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственными участками.
Планировка и геометрические размеры зон ТО и ремонта зависят от выбранной строительной сетки колонн, способа расположения оборудования и постов, нормируемых расстояний между автомобилями, автомобилем и элементами зданий, а также ширины проездов.
Строительная сетка колонн измеряется между осями рядов колонн в продольном и поперечном направлениях; при этом меньшее расстояние называется шагом колонн, а большее — пролетом. Размеры пролетов и шаги колонн, как правило, должны быть кратны 6 м. В виде исключения допускается применять пролеты 9 м.
При строительстве СТОА используются различные железобетонные и металлические конструкции зданий.
Одноэтажные производственные здания станции в основном каркасного типа с сеткой колонн 18x6, 18 х 12, 24x6 и 24 х 12 м. Наряду со сборными железобетонными конструкциями при строительстве используются металлоконструкции с пролетами 18; 24; 30 и 36 м при шаге колонн 6 м. При соответствующем обосновании может применяться нестандартная сетка колонн.
Железобетонные конструкции многоэтажных зданий разработаны для сеток колонн 6 х 6, 6 х 9, 6 х 12 и 9 х 12 м. На верхних этажах допускается укрупненная сетка колонн (18x6 и 18х 12 м).