Разработка проектов реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих станций (далее — реконструкции) базируется на тех же положениях и принципах, что и разработка проектов нового строительства. Однако их разработка имеет свою специфику, характер которой вызван необходимостью выполнения проектных процедур в условиях определенных ограничений: сложившаяся застройка территорий СТОА; характер конструктивных и планировочных решений существующих зданий и сооружений; существующее размещение рабочих постов и оборудования, устройство и расположение инженерных сетей и коммуникаций и т. п.
Эти обстоятельства оказывают влияние на весь процесс разработки проекта реконструкции и во многом определяют проектные решения, цель которых заключается в определении наиболее эффективного способа использования имеющегося производственного потенциала. Перестраивать всегда сложнее, чем строить заново.
Особенность разработки проекта реконструкции в отличие от проектирования для нового строительства состоит в том, что при наличии соответствующего технико-экономического обоснования в порядке исключения допускаются отдельные отступления от нормативных требований рекомендательного характера (например, требования к высоте помещений, расположению рабочих постов, естественной освещенности помещений, размещению производственных помещений, числу постов ожидания и т.п.). Однако эти отступления допускаются только в тех случаях, если они, во-первых, не ведут к нарушениям основных нормативов и правил техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии, охраны труда и экологии, а во-вторых, если соблюдение нормативов вызывает значительные неоправданные экономические затраты. Так, при реконструкции могут быть несколько уменьшены расстояния между боковыми сторонами автомобилей на постах ТО и TP, если соблюдение нормативов размещения рабочих постов связано с большим объемом строительно-монтажных работ. Однако такое изменение нормативов возможно только в том случае, если принятые в проекте расстояния обеспечивают минимально необходимые условия для работы на рабочих местах, проходы для работающих и проезды для автомобилей.
Может быть допущено некоторое отклонение от рекомендуемой высоты производственных помещений (если соблюдение норматива вызывает, например, необходимость демонтажа перекрытий здания) при условии соблюдения санитарных норм и обеспечения выполнения подъемно-транспортных операций. По сравнению с расчетным значением может быть уменьшено число автомобилемест ожидания автомобилей, если их устройство требует коренной перепланировки существующего здания, а их сокращение не приводит к нарушению основных производственных процессов.
Может быть также допущено наличие на действующем предприятии нескольких зданий. Однако в этом случае размещение помещений, участков и складов в разных зданиях должно отвечать требованиям технологического тяготения и сводить до минимума транспортные связи между зданиями на территории предприятия.
Необходимо еще раз отметить, что при разработке проекта реконструкции любые отклонения от нормативов не должны быть причиной нарушения условий надежной и безопасной эксплуатации зданий, сооружений и оборудования и возникновения опасности для работы и здоровья людей.
План реконструкции устанавливают для каждого предприятия индивидуально на основе анализа ПТБ, что является еще одной из особенностей разработки проекта реконструкции действующей СТОА. В общем виде разработка проекта реконструкции действующей СТО включает в себя три основных этапа:
1. В соответствии с целью реконструкции производится сбор необходимых исходных данных о наличии, состоянии и условиях функционирования элементов ПТБ, а также их анализ и определение целесообразности и экономической эффективности реконструкции;
2. Разрабатывается задание на проектирование.
3. Осуществляется разработка проекта реконструкции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каков порядок проектирования СТОА?
2. Поясните понятие «технологическое проектирование предприятия автосервиса».
3. Какова характеристика входящего на СТОА потока автомобилезаездов?
4. Сформулируйте структуру технологического расчета.
5. Дайте определение годовых объемов работ городских и дорожных СТОА.
6. Как рассчитать посты и автомобилеместа СТОА?
7. Как распределяются готовые объемы работ по видам и местам выполнения?
8. Как определяют состав и площади помещений?
9. Какие основные требования предъявляются к планировке СТОА?
10. Дайте оценку эффективности проектных решений СТОА.
11. Каковы особенности разработки проектов реконструкции и технического перевооружения СТОА?