Лекция. Методика обучения грамматике русского языка




Задачи, содержание и система обучения грамматике и правописанию в специальной (коррекционной) школе.

Программный раздел «Грамматика, правописание и разви­тие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Термин «грамматика», вынесенный в название раздела, употреб­лен здесь только условно. На самом деле он аккумулирует в себе сведения из разных наук о языке — фонетики, графики, лексики, словообразования и собственно грамматики, т.е. морфологии и синтаксиса.

Структурно процесс обучения по данному разделу распада­ется на два этапа: 2—4-й и 5—9-й классы. Во 2—4-м классах проводятся подготовительные практические грамматические уп­ражнения на анализ звукового состава речи, графическое коди­рование звуков, образование слов с помощью некоторых слово­образовательных элементов, формообразование, составление и употребление простого предложения.

Цели этого этапа — расширить речевую базу детей, воспол­нить в той или иной степени пробелы дошкольного речевого развития, подготовить школьников к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, а главное — сформировать умение пользоваться им в речи.

Исходя из поставленных целей формулируются и задачи рабо­ты на этом этапе:

1. Сформировать у детей первоначальные языковые обобще­ния и познавательный интерес к языку.

2. Совершенствовать произносительную сторону речи.

3. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас.

4. Учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.

5. Обучить некоторым правилам орфографии.

6. Помочь овладевать связной устной речью и первоначаль­ными навыками связной письменной речи.

Со 2-го класса детей учат различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий; знакомят с некоторыми предлогами как отдельными словами; у них формируют умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов; знакомят с некото­рыми орфографическими правилами: обозначения мягкости согласных на письме, написания прописной буквы в начале предложения, правописания слов с непроверяемой безударной гласной.

В 3-м классе школьники продолжают изучать темы «Назва­ние предметов и действий», «Предлог», узнают, что такое каче­ства предметов, и дают им названия, упражняются в согласова­нии этих слов с именами существительными, прослеживают из­менение окончаний в названиях предметов, учатся правильно употреблять их в речи, обращают внимание на возможность рас­пространять предложение по вопросам и менять формы слов в связи с вопросами. На этом году обучения школьники знако­мятся с большим количеством орфографических правил — это обозначение мягкости согласных в середине слова, сочетание шипящих с гласными, употребление разделительного мягкого знака, правописание звонких и глухих согласных на конце слова и др.

В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем рас­ширяется. Четвероклассники узнают о подлежащем, сказуемом, знакомятся с понятиями «корень» и «родственные слова», продол­жают работать над распознаванием слов, обозначающих предмет, действие, качество, тренируются в их согласовании друг с другом, изучают правописание имен собственных, звонких и глухих со­гласных в середине слова, безударных гласных.

В 5—9-м классах изучается элементарный курс практической грамматики. Как уже говорилось ранее, этот учебный предмет отличается от лингвистических дисциплин, во-первых, специ­альным отбором материала, который осуществляется с учетом его частотности в речи, практической значимости, малой науч­ной дифференцированности, во-вторых, структурой размеще­ния материала в программе (концентризм), в-третьих, особой целевой установкой. Главная цель изучения практической грам­матики — поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счет осознания ими основных законов языка. Имен­но на эту цель указывал Л.С. Выготский, когда писал, что «...и грамматика и письмо дают ребенку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи»1.

Задачи грамматики и правописания в старших классах сле­дующие.

7. Дать учащимся законченный круг знаний по грамматике.

8. На основании грамматических знаний выработать у школь­ников орфографические умения и навыки.

9. Продолжить работу над уточнением, расширением и ак­тивизацией словарного запаса.

10. Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений.

11. Совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

Материал по грамматике и правописанию в 5—9-м классах располагается в основном так же концентрически, как и в младших классах. Например, в 5-м классе предусмотрены знаком­ство с именем существительным, глаголом, прилагательным, изу­чение основных грамматических признаков имени существитель­ного, его правописания в единственном числе, закрепление сведе­ний о звуковой системе языка, расширение знаний о составе сло­ва. В 6-м классе усложняется материал по словообразованию, происходят дальнейшая отработка грамматических признаков имени существительного, изучение склонения во множественном числе, знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием. Программа для 7-го класса предусматривает по­вторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее прой­денных частях речи, введение понятия «местоимение», обогаще­ние знаний о глаголе. В 8-м классе повторяют ранее пройденный материал, расширяют сведения об изученных частях речи. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие. Так же концентрически, с постепен­ным наращиванием сведений, располагается материал и по теме «Предложение».

Особенности усвоения грамматических понятий учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Этапы работы по формированию грамматических понятий в специальной (коррекционной) школе.

Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися не только коррекционной, но и массовой школы.

Особенности освоения умственно отсталыми детьми грамма­тики и правописания заключаются в следующем:

12. механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил. В результате школьники, запоми­ная формулировку, совершенно не понимают ее сути. Нередко можно наблюдать, как дети, четко запомнив грамматическое определение или орфографическое правило, оказываются не в состоянии справиться с выполнением практического задания, связанного с данным материалом;

13. фрагментарное усвоение правила. При определении грам­матических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости. Напри­мер, они относят слово конь к существительным 3-го склоне­ния, ориентируясь только на мягкий согласный в конце слова и забывая определить род существительного. Или: проверяя слова с глухим и звонким согласным, дети заботятся только об измене­нии этих слов, не учитывая второго необходимого при этом усло­вия — постановки гласной после проверяемой согласной;

14. замена сложного правила более простым на основе слу­чайных, несущественных признаков. Так, выполнение упражне­ний, где в примерах подлежащее оказывается на первом месте, вырабатывает косный стереотип в определении подлежащего как слова, которое стоит в начале предложения. В результате сложное понятие об одном из главных членов предложения оказывается упрощенным;

смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое происходит или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной ум­ственно отсталым учащимся тенденции к уподоблению сходных понятий.

5) быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Знания и умения у умственно отсталых детей чаще всего очень непрочны и без постоянного повторения или при изменении системы работы утрачиваются;

6) неумение применять полученные знания из области грам­матики и орфографии на практике. Эта особенность связана не только с теми факторами, о которых говорилось выше, но и с недостаточной сформированностью умения переносить полу­ченные знания из одних условий в другие. В результате прави­ло, применяемое учениками в процессе упражнений, не

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: