Тема. Доходы торгового предприятия




 

План.

1. Характеристика доходов предприятия, их виды.

2. Показатели доходов.

3. Факторы, определяющие размер доходов торгового предприятия и резервы увеличения доходов.

 

 

1.Характеристика доходов предприятия, их виды.

Одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятий является самоокупаемость. Экономическое назначение доходов покрывать расходы, обеспечивать расчеты по налогам и обязательным платежам и получение чистой прибыли, необходимой для производственного и социального развития торгового предприятия.

Для учета, анализа и планирования доходов используется Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), а также отдельные положения Налогового кодекса РФ. В них раскрываются содержание, виды и информация о доходах.

В зависимости от направлений деятельности и условий получения различают доходы:

- доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. В ф №2 «Отчет о финансовых результатах» этот показатель назван «Валовая прибыль» (стр.2100). Основным источником валовой прибыли является торговая надбавка. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

- характера торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития и конъюнктуры рынка;

- государственного регулирования цен;

- уровня издержек обращения торгового предприятия;

-спроса и предложения на реализуемые товары и т.д..

- маржинальные доходы – это сумма чистой прибыли и постоянных расходов. Анализ этого показателя позволяет выявить совокупные факторы, повлиявшие на изменение прибыли и экономически обосновать её величину на планируемый период;

- операционные доходы – это арендные поступления за предоставленные во временное пользование основные средства и иные активы, поступления от продажи основных средств, проценты, полученные от операций с ценными бумагами, за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, за предоставление юридическим и физическим лицам заемных средств, прибыль по договорам совместной деятельности;

- внереализационные доходы – штрафы, пени и неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров, списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности, положительные курсовые разницы в связи с повышением курса иностранной валюты;

- чрезвычайные доходы – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (аварии): доходы, поступающие от страховых возмещений.

Общая сумма всех доходов представляет собой валовые доходы торгового предприятия и предназначена для возмещения общей суммы расходов и получения прибыли.

 

2. Показатели доходов.

Доходы, которые получает торговое предприятие, характеризуются абсолютными, структурными и относительными показателями.

Абсолютный размер доходов отражает общую сумму доходов, полученную торговым предприятием в целом и от отдельных видов деятельности в денежной форме.

Состав доходов характеризуется удельным весом доходов по отдельным направлениям деятельности в их общем объеме. Этот показатель позволяет определить наиболее доходные виды деятельности предприятия и установить приоритеты их дальнейшего развития.

Валовый доход торгового предприятия характеризуется суммой и уровнем (относительный показатель) доходов.

Уровень доходов отражает часть цены торговой услуги в цене товара, показывает сколько копеек дохода приходится на 100 руб. товарооборота и рассчитывается по следующей формуле:

Уровень доходов = сумма доходов х 100

Товарооборот

 

3. Факторы, определяющие размер доходов торгового предприятия и резервы увеличения доходов предприятия торговли.

Факторы, оказывающие влияние на изменение доходов торгового предприятия.

1. Изменение объема, состава и структуры товарооборота.

Увеличение объема товарооборота означает рост массы получаемых доходов. Состав товарооборота: различные виды товарооборота предопределяют дифференциацию в размерах и уровне торговых надбавок и соответственно дохода. Также на размер и величину реализуемых торговых надбавок влияет ассортимент товарооборота, что обуславливается различной издержкоемкостью реализации разных товарных групп;

2. Изменение размера торговых надбавок.

Торговые надбавки могут быть минимальными, средними и максимальными.

Минимальная торговая надбавка – это такой её уровень, который возмещает издержки обращения и обеспечивает определённую сумму прибыли.

Средний уровень торговой надбавки можно определить на основе анализа доходов за предшествующий период работы магазина.

Максимальная торговая надбавка определяется соотношением спроса и предложения при благоприятных условиях реализации определенного товара. Максимальная торговая надбавка увеличивает розничную цену и уменьшает объем продажи, что уменьшает и сумму прибыли.

При установлении торговой надбавки организации и предприятия торговли, с одной стороны, не должны допустить потерь в объеме дохода, а с другой – должны сохранить конкурентоспособные цены.

3. Звенность товародвижения.

В целом по отрасли увеличение звенности товародвижения увеличивает сумму дохода. Если брать конкретную организацию или предприятие, то при увеличении звенности доход уменьшается.

4. Наличие сверхнормативных товарных потерь, уценка и прочий расход товара.

Товарные потери вызываются частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик продукции, которую уже нельзя использовать по назначению в исходном количестве и качестве.

К количественным потерям относятся естественные потери, которые возникают вследствие свойственных товару физических, химических и биологических процессов, происходящих при хранении или операций товарной обработки. Эти потери относятся к числу нормируемых:

- естественная убыль (усушка, утруска, разлив, распыл и т.д.)

- операционные (нормируемые) потери (упаковка, перевязочные материалы, бой стеклянной посуды).

Полностью исключить их невозможно, однако можно уменьшить путем регулирования факторов внешней и внутренней среды.

Качественные потери списываются не по нормам, а по актам. Это товары, частично потерявшие свое первоначальное качество, а также неходовые и залежалые непродовольственные товары, которые подлежат уценке.

Наличие сверхнормативных товарных потерь, уценка и прочий расход товара снижают размер доходов торгового предприятия.

5. Количество дополнительно предоставляемых и реализуемых услуг - прямо пропорционально размеру доходов. Чем больше реализуется дополнительных услуг, тем выше величина валового дохода конкретной торговой организации. Доходы от реализации платных услуг составляют от 1 до 3% в общей сумме валовых доходов.

6. Уровень цен, закупаемых товаров - обратно пропорционально валовому доходу: чем выше цена закупки, тем ниже возможная надбавка и тем меньше сумма доходов.

7. Скорость и время товарного обращения.

Ускорение оборота и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем получаемых доходов; замедление оборота и увеличение времени товарного обращения уменьшают объем получаемых доходов.

Резервами увеличения доходов предприятия торговли в современных условиях являются:

1) увеличение объёма закупок непосредственно у предприятий изготовителей товаров и уменьшение числа посредников;

2) использование системы скидок по договорённости с поставщиками за счёт закупки больших партий товара при сезонных и предпраздничных их распродажах по сниженным ценам, а также в связи с установлением постоянных связей;

3) приведение уровня торгового обслуживания в соответствии с требованиями покупателей и повышение в связи с этим цен;

4) использование эффективной маркетинговой политики на предприятии;

5) расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей и отражение этих требований в ассортиментных перечнях магазинов различных видов;

6) осуществление рекламно-информационной деятельности торгового предприятия с учётом итогов маркетинговых исследований;

7) проведение правильной финансовой политики;

8) приведение системы оплаты труда работников предприятия торговли в соответствии с их выработкой с целью повышения материальной заинтересованности в конечных результатах деятельности;

9) совершенствование организации послепродажного сервиса;

10) обоснованный подход к формированию торговых надбавок и другие резервы увеличения доходов зависимые от характера деятельности торгового предприятия.

 

Литература.

1. ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

2. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.550-553).

3. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2014. (с.384-387).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: