Совершенствование производственно- технической базы предприятий автосервиса




 

Тенденции развития ПТБ. Автомобильный парк нашей страны ежегодно растет, соответственно расширяется сеть предприятий ав­тосервиса. Очевидно, что этот процесс в ближайшее время будет про­должаться. Другой альтернативы нет, что подтверждается опытом многих стран мира.

ПТБ автосервиса существенно развиваться начала с 1970 г. в связи с массовым производством легковых автомобилей на Волжском автомобильном заводе. На этапе создания производственно-технической базы автосервиса в основном отдавалось предпочтение СТОА на 15 — 25 — 30 и более рабочих постов.

Для этих станций разрабатывались типовые проекты, по которым были построены СТОА в различных регионах страны и тем самым создана основа ПТБ автосервиса.

Переход к рыночным отношениям, частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу изменил облик предприятий автосервиса.

Наметилась тенденция перехода от строительства крупных СТОА к небольшим автосервисным предприятиям. Это обусловлено тем, что небольшие предприятия автосервиса лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям рынка.

В настоящее время получают развитие небольшие станции обслуживания, различные ремонтно-обслуживающие специализированные но определенным видам услуг мастерские. Характерным является сочетание функций ТО и ремонта автомобилей с функциями продажи запасных частей, автопринадлежностей, АЗС и комплексом автосервисных услуг (мойка автомобилей, мелкий ремонт). Ориентация на небольшие предприятия автосервиса характерна и для экономически развитых стран мира. Очевидно, что на ближайшую перспективу такая тенденция развития автосервиса сохранится.

Совершенствование ПТБ станций обслуживания. Основной задачей совершенствования ПТБ является повышение эффективности (доходности) СТОА. При Этом эффективность работы предприятия может быть достигнута различными путями: за счет расширения номенклатуры оказываемых услуг, реконструкции, технического перевооружения и других мероприятий. Возможные направления совершенствования и развития СТОА могут быть определены на основе анализа производственной деятельности данного предприятия. Прежде всего необходимо изучить спрос на услуги автосервиса по видам выполняемых работ на данной СТОА и на аналогичных автосервисных предприятиях, расположенных в данном регионе, а также получить статистические данные по динамике роста парка по обслуживаемым моделям автомобилей. Анализ этих материалов позволит сделать вывод о полноте номенклатуры предоставляемых услуг.

Далее целесообразно изучить информацию об «упущенном доходе», который возможен по следующим причинам:

• неполный перечень предоставляемых услуг;

• отсутствие технических возможностей (недостаток постов, участков, оборудования);

• отсутствие квалифицированных рабочих;

• большие очереди на получение определенных услуг, высокая стоимость работ и т.д.

Анализ этих материалов позволяет оценить в общем виде направления совершенствования ПТБ в целях увеличения номенклатуры и объема оказываемых услуг, пользующихся спросом, и, как следствие, доходности предприятия. В общем виде направления совершенствования ПТБ включают в себя:

• реконструкцию, расширение ПТБ и увеличение числа постов ТО и ремонта;

• создание новых производственных участков для реализации ранее не выполняемых услуг;

• техническое перевооружение отдельных зон, участков, постов;

• перераспределение выполняемых видов услуг по производственным услугам предприятия;

• организационно-технические мероприятия (изменение режима работы, совершенствование организации технологических процессов и т.д.).

Опыт разработки проектов по совершенствованию ПТБ предприятий автосервиса показывает, что в общем виде анализ целесообразно проводить в динамике за последние 3 — 5 лет по следующим показателям:

• структура и качество обслуживаемых автомобилей (по типам, «возрасту» и т.д.);

• количество автомобилезаездов в разные периоды года;

• распределение автомобилезаездов по видам работ, отказам и не­исправностям (по агрегатам, узлам и системам), с которыми автомобили заезжают на предприятие;

• виды услуг (работ), не выполняемых предприятием, с указанием причин;

• количество обращений клиентов на СТОА в гарантийный и последующий периоды эксплуатации автомобилей;

• стоимость нормочаса по видам работ;

• финансовые показатели;

• число продаваемых автомобилей и др.

В каждом конкретном случае перечень анализируемых показателей может изменяться.

Далее проводится анализ количественных показателей, характеризующих обеспеченность предприятия элементами ПТБ (постами, площадями) и рабочей силой, а также качественных показателей, включающих в себя характеристику зданий и сооружений, организацию и технологию производства, оснащенность оборудованием и т.п.

На первой стадии анализа сначала на основе сопоставления фактических показателей с расчетными делается заключение об уровне обеспеченности предприятия рабочими постами, площадью производственно-складских и административно-бытовых помещений, открытыми и закрытыми стоянками, рабочей силой, а затем — об обеспеченности отдельных производственных зон и участков.

На второй стадии анализируется качественное состояние ПТБ. Например, при анализе генерального плана предприятия следует обратить внимание на следующие факторы:

• размещение территории в общей застройке города или поселка и соблюдение экологических требований;

• размещение на территории СТОА зданий и сооружений;

• организация движения автомобилей по территории СТОА;

• соблюдение правил пожарной безопасности.

При проведении анализа существующих производственных зданий рассматриваются материалы и параметры строительных конструкций, размещение и производственные взаимосвязи помещений в здании, расположение и состояние рабочих постов ТО и ремонта, произ- водственных участков, блокировка производственных зданий с административно-бытовыми помещениями и ряд других аспектов, влияющих на условия функционирования производства.

При анализе отдельных производственных участков устанавливали и соответствие:

• расчетной и фактической площадей участка;

• имеющегося и рекомендуемого оборудования;

• размещаемого оборудования требованиям организации технологического процесса, технике безопасности, удобству обслуживания и ремонта и др.

При разработке проектов реконструкции также необходимо учитывать перспективу и условия развития данного предприятия: возможность расширения ПТБ, возможную организационно-технологическую форму функционирования производства (автономную, кооперированную и т.д.) и др.

На основе результатов анализа деятельности предприятия и оценки ПТБ конкретизируются объекты и задачи, решаемые при разработке данного проектного решения.

Достижение конкретных целей реконструкции возможно с помощью различных технических решений, имеющих разные экономические результаты.

Наиболее эффективное решение можно определить в результате сравнения и сопоставления различных вариантов проектных решений.

Как правило, предприятие не имеет в достаточном количестве ресурсов для проведения реконструкции всей ПТБ, а «узких» мест, требующих реконструкции, несколько. Поэтому в ряде случаев возникает необходимость в обосновании и определении очередности реконструкции определенных зон и участков, выявленных в результате анализа ПТБ. Для этих целей можно использовать один из наиболее распространенных методов при принятии ин­женерных решений — метод априорного ранжирования, основанный на экспертной оценке факторов группой компетентных специалистов.

Таким образом, необходимость совершенствования ПТБ предприятия, его отдельных зон и участков может быть обусловлена следующими причинами:

• изменение численности обслуживаемого парка, типов и моделей автомобилей;

• спрос на те или иные виды услуг;

• недостаток производственных мощностей (постов, площадей зон и участков);

• низкий уровень механизации производственных процессов;

• необходимость совершенствования технологий, технологических процессов и организации производства, внедрение новых видов технологического и диагностического оборудования и ряд других.

В каждом конкретном случае состав и объем необходимой информации для анализа состояния ПТБ, структура и содержание такого анализа будут определяться задачами, которые необходимо решить для повышения эффективности работы СТОА.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение производственно-технической базы предприятий ав­тосервиса.

2. Какова характеристика форм развития ПТБ?

3. Каковы характеристики предприятий автосервиса?

4. Какие существуют типы СТОА?

5. Дайте определения мощности и размеров СТОА.

6. Какова структура городских станций обслуживания?

7. Назовите типы специализированных ремонтно-обслуживающих пред­приятий автосервиса.

8. Дайте характеристики АЗС и АЗК.

9. Назовите типы стоянок для автомобилей.

10.Каковы тенденции развития ПТБ автосервиса?

11. Назовите пути совершенствования ПТБ СТОА.

12. Охарактеризуйте структуру ПТБ предприятий по контролю техническо­го состояния АТС.

13. Какими нормативными документами регламентированы требования к ПТБ предприятий по контролю технического состояния АТС?

14. Как классифицируются эксплуатационные требования к безопасности технического состояния АТС?

15.Какие применяются системы требований к безопасности технического состояния АТС?

16.Какие принципы положены в основу организации ГТО автотранспорт­ных средств?

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

рис. 4.2. Планировка производственного корпуса станции технического обслуживания на 10 рабочих постов:

 

I комната мастера; 2 — санузел; 3 — участок приема, выдачи и срочного ремонта; 4 посты ТО и TP; 5— кладовая снятых с автомобиля деталей; 6 — обойный участок; f еннрочно-жестяницкий участок; 8 — тамбур-шлюз; 9 — очистные сооружения Шфнспчного участка; 10, 13, 19 — вентиляционные камеры; 11 — окрасочный уча- итк; 12 — краскоприготовительная; 14 — склад запасных частей, агрегатов, материа- <нш и инструментально-раздаточная кладовая; 15— агрегатно-механический участок; /Я (лектротехнический и карбюраторный участок; 17— аккумуляторный участок; IM компрессорная; 20 — склад масел; 21 — шиномонтажный участок; 22 — участок тик коп ирования автомобилей; 23 — переход в административно-бытовой корпус

 

 

Рис. 4.3. Планировка станции технического обслуживания на 15 рабо­чих постов:

 

1 — склад запасных частей, агрегатов и материалов; 2 — теплогенераторная; 3 — окрасочно-сушильная камера; 4 — участок подготовки автомобилей к окраске; 5 — кладовая масел и смазочных материалов; 6 — промкладовая; 7— компрессорная; 8 — тамбур-шлюз; 9 — пост приемки-выдачи; 10 — посты ТО и TP; 11 — шиномонтажный участок; 12 — посты сварки и жестяницких работ; 13 — пост правки и растяжки кузо­вов; 14— клиентская, пункт обмена вал ют, кабинеты сотрудников СТО; 15 — бытовые помещения; 16— электрощитовая; /7—участок мойки автомобилей; 18— индивиду­альный тепловой пункт

Рис. 4 4. Планировка дилерской СТОА на 35 рабочих постов:

1- Бытовые помещения; 2 — кладовая красок; 3 — краскоприготовительная; 4 — н»||Н1 очный участок; 5 — ТО и TP погрузчиков; 6 — зарядная; 7 — компрессорная; # инженерный блок; 9 — сварочно-жестяницкий участок; 10 — кладовая масел;11- шинный участок; 12— инструментально-раздаточная кладовая; 13— бытовые Мнмишнин; 14 — промежуточный склад; 15 — участок ТО и TP автомобилей; 16 — (Нннпмкншжпый участок; 17 — линия мойки автомобилей; 18 — линия предпродаж­ен ншнокшки автомобилей; 19 — административные помещения; 20 — выставка ММнмнПиlicit: 21 — центральный склад

II

 

Рис. 4.5. Примеры планировок специализированных ремонтно- обслуживающих предприятий автосервиса:

III а — предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно-регулировочные рабо­ты на три поста: 1 — мойка шасси, уборка салона, смена масла, смазывание; 2 — пост нанесения противокоррозионного покрытия; 3 — компрессорная; 4 — склад масла; 5— моечная механизированная установка; 6— вспомогательные, технические и быто­вые помещения; б — предприятия, выполняющего в основном ТО и контрольно- регулировочные работы на четыре поста: 1 — зона обслуживании; 2 — вспомогатель­ные, технические и бытовые помещения; 3 — склад шин; 4 — склад запасных частей; 5 — клиентская; в — станции для проведения уборочно-моечных работ, нанесения противокоррозионного покрытия и смены масла в агрегатах автомобиля на два поста: / — зона обслуживания и ремонта; 2 — компрессорная; 3 — склад шин; 4 — вспомога­тельные, технические и бытовые помещения; 5 — клиентская

IV

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: