6.1. Перечень компетенций выпускников программы магистра с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования соответствуют картам компетенций ОК- 5, ОПК - 14, ПК-11, ПК- 13.
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций, используемые шкалы оценивания
Элементы компетенций (знания, умения, владения) | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Средства оценивания | Шкалы оценивания |
Знать (ОК- 5) | Знатьосновные принципы получения и обработки информации из различных источников с использованием современных информационных технологий, применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения в том числе в режиме удаленного доступа | Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Уметь (ОК- 5) | Уметь получать и обрабатывать информации из различных источников с использованием современных информационных технологий, применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения в том числе в режиме удаленного доступа | Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Владеть (ОК- 5) | Владетьспособностью получать и обрабатывать информации из различных источников с использованием современных информационных технологий, применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения в том числе в режиме удаленного доступа | Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности | Текущий контроль: выполнение практического задания. Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 2 |
Знать (ОПК - 14) | ЗнатьПринципы современных методов исследования, оценки и представления результатов выполненной работы. | Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Уметь (ОПК - 14) | Уметьприменять современные методы исследования, оценки и представления результатов выполненной работ. | Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Владеть (ОПК - 14) | Владетьспособностью применять современные методы исследования, оценки и представления результатов выполненной работы. | Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности | Текущий контроль: выполнение практического задания Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 2 |
Знать (ПК- 8) | Знатьпринципы оценки технико-экономической эффективности проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, системы менеджмента качества на предприятии | Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Уметь (ПК- 8) | Уметьоценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, системы менеджмента качества на предприятии | Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Владеть (ПК- 8) | Владетьспособностью оценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, системы менеджмента качества на предприятии | Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности | Текущий контроль: выполнение практического задания, защита. Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 2 |
Знать (ПК- 11) | Знатьфизические и математически модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, методики оценки свариваемости | Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Уметь (ПК- 11) | Уметьразрабатывать физические и математически модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов с анализом их результатов | Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Владеть (ПК- 11) | Владетьспособностью разрабатывать физические и математически модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов с анализом их результатов | Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности | Текущий контроль: выполнение практического задания. Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 2 |
Знать (ПК- 13) | Знать современные методы разработки технологических процессов изготовления изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности с определением рациональных технологических режимов работы специального оборудования в машиностроении | Правильность и полнота ответов, глубина понимания вопроса | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Уметь (ПК- 13) | Уметьприменять новые современные методы разработки технологических процессов изготовления изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности с определением рациональных технологических режимов работы специального оборудования в машиностроении | Правильность выполнения учебных заданий, аргументированность выводов | Текущий контроль: выполнение устных/ письменных заданий Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 1 |
Владеть (ПК- 13) | Владетьспособностью применять новые современные методы разработки технологических процессов изготовления изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности с определением рациональных технологических режимов работы специального оборудования в машиностроении | Обоснованность и аргументированность выполнения учебной деятельности | Текущий контроль: выполнение практического задания. Промежуточная аттестация: экзамен | Шкала 2 |
6.2.2. Описание шкал оценивания степени сформированности элементов компетенций
|
|
|
Шкала 1.Оценка сформированности отдельных элементов компетенций
Обозначения | Формулировка требований к степени сформированности компетенции | ||||
Цифр. | Оценка | ||||
Знать | Уметь | Владеть | |||
Неуд. | Отсутствие знаний | Отсутствие умений | Отсутствие навыков | ||
Неуд. | Фрагментарные знания | Частично освоенное умение | Фрагментарное применение | ||
Удовл. | Общие, но не структурированные знания | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение | В целом успешное, но не систематическое применение | ||
Хор. | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания | В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков | ||
Отл. | Сформированные систематические знания | Сформированное умение | Успешное и систематическое применение навыков |
Шкала 2. Комплексная оценка сформированности знаний, умений и владений
Обозначения | Формулировка требований к степени сформированности компетенции | |
Цифр. | Оценка | |
Неуд. | Не имеет необходимых представлений о проверяемом материале | |
Удовлетворительно или неудовлетворительно (по усмотрению преподавателя) | Знать на уровне ориентирования, представлений. Субъект учения знает основные признаки или термины изучаемого элемента содержания, их отнесенность к определенной науке, отрасли или объектам, узнает их в текстах, изображениях или схемах и знает, к каким источникам нужно обращаться для более детального его усвоения. | |
Удовлетворительно | Знать и уметь на репродуктивном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания репродуктивно: произвольно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях. | |
Хорошо | Знать, уметь, владеть на аналитическомуровне. Зная на репродуктивном уровне, указывать на особенности и взаимосвязи изученных объектов, на их достоинства, ограничения, историю и перспективы развития и особенности для разных объектов усвоения. | |
Отлично | Знать, уметь, владеть на системном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания системно, произвольно и доказательно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях, учитывая и указывая связи и зависимости между этим элементом и другими элементами содержания учебной дисциплины, его значимость в содержании учебной дисциплины. |
6.3. Контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе изучения дисциплины
Типовые вопросы и задания для текущего контроля (оценка сформированности элементов (знаний, умений, навыков) компетенций рамках текущего контроля по дисциплине) по разделам дисциплины:
Примеры вопросов по разделу 1:
- назовите основные закономерности кристаллизации сварного шва;
- как влияют условия кристаллизации на структуру и свойства сталей после сварки;
- назовите значение диаграммы состояния сплавов при образовании сварного соединения;
- назовите значение диффузионных процессов и их роль при сварке;
- назовите процессы превращений в сталях от сварочного нагрева и диаграммы анизотермического превращения аустенита при охлаждении.
Примеры вопросов по разделу 2:
- назовите, в чем заключаются виды термической обработки сварных соединений:
· Предварительный подогрев;
· Высокий;
· Нормализация;
· Термический отдых;
· Аустенизация;
· Стабилизирующий отжиг;
· Старение;
· Нормализация с отпуском.
- как меняются свойства сварных соединений после каждого вида термообработки.
Примеры вопросов по разделу 3:
- укажите влияние состава, скорости нагрева, исходной структуры на процессы образования аустенита, его гомогенизации и на размер зерна аустенита;
- назовите процессы превращения аустенита в стали при охлаждении;
- назовите процессы распада мартенсита в сварных швах после термической обработки;
- назовите как изменяются свойства сварных соединений после термообработки:
· углеродистых сталей;
· низкоуглеродистых, низколегированных сталей;
· среднелегированных сталей;
· высокохромистых сталей;
· сталей аустенитного класса;
· сталей промежуточных классов.
Примеры вопросов по разделу 4:
- укажите на поведение цветных металлов и их сплавов при сварке и после кристаллизации.
- назовите виды термообработки сварных соединений, изделий и сварных конструкций, свойства сварных соединений после термообработки для цветных металлов и их сплавов:
· алюминиевых сплавов, деформируемых алюминиевых сплавов;
· сплавов на никелевой основе;
· магниевых сплавов;
· титана и его сплавов.
- дайте сравнительные характеристики строения сварных соединений полученных различными способами сварки и потребности в термообработке.
Пример практических заданий:
- выявить особенности формирования структуры для различных условий кристаллизации;
- оценить строение металла шва для разных случаев сварки плавлением;
- определить значения критических скоростей охлаждения, необходимых для получения различных структурных составляющих;
- рассчитать структурный состав металла шва для различных скоростей охлаждения;
- прогнозирование структуры металла шва после термической обработки;
- изучить влияние анизотермической диаграммы образования аустенита при нагреве и объяснения, как тот или иной фактор и каким образом влияет на процесс образования аустенита;
- оценить предварительный подогрев перед сваркой;
- определить как и с какой целью назначается нормализация и высокий отпуск, как при этом меняется структура и свойства сварного соединения;
- определить как и с какой целью назначается высокий отпуск, аустенизация, стабилизирующий отжиг;
- определить как и с какой целью назначается для титановых сплавов вакуумный отжиг.
Экзаменв 3 семестре выставляется по совокупности результатов текущего контроля по разделам дисциплины.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену (оценка сформированности компетенции в рамках промежуточной аттестации по дисциплине).
Содержание экзаменационного билета в виде тестов
1. Для сварного соединения из легированных сталей какого класса в качестве послесварочной термаобработки рекомендована нормализация?
а) для сталей перлитного класса;
б) для сталей ферритного класса;
в) для сталей аустенитного класса;
г) для сталей мартенситного класса.
2.Что представляет собой мартенсит в сварном шве?
а) пересыщенный твердый раствор углерода в альфа-железе;
б) структуру, сформировавшуюся в интервале температур промежуточно-
го превращения;
в) структуру, полученную при диффузионном превращении;
г) структуру, при образовании которой происходит диффузия углерода и
невозможна диффузия железа;
3. Как влияет скорость нагрева при сварке на температуру образования ау-
стенита?
а) повышает ее;
б) снижает ее;
в) не влияет;
г) это зависит от состава стали.
4. Какие элементы относятся к гамма-стабилизаторам?
а) никель, марганец;
б) хром, молибден, вольфрам;
в) магний, цинк;
г) ванадий, титан.
5.Что представляет собой мартенсит?
а) пересыщенный твердый раствор углерода в альфа-железе;
б) структуру, сформировавшуюся в интервале температур промежуточно-
го превращения;
в) структуру, полученную при диффузионном превращении;
г) структуру, при образовании которой происходит диффузия углерода и
невозможна диффузия железа.
6.Чем различаются структуры сорбита и троостита, получаемые при охлаж-
дении аустенита и при нагреве закаленных сталей?
а) химическим составом;
б) дисперсностью;
в) природой;
г) формой частиц цементита.
7.При каких условиях образуется мартенсит в зоне термического влияния при
охлаждении сталей при сварке?
а) при высокой скорости охлаждения, подавляющей диффузию;
б) в случае стали аустенитного класса;
в) в случае низкоуглеродистой стали;
г) в случае среднелегированных сталей.
8.Какие стали являются закаливающимися при сварке?
а) стали высоколегированные хромоникелевые;
б) низкоуглеродистые углеродистые стали;
в) среднелегированные стали;
г) среднеуглеродистые, углеродистые стали;
9. Чем вызвано охрупчивание зоны сварного соединения из легированных
сталей, содержащих высокое количество хрома, при нагреве сталей до тем-
ператур 450-700оС и последующем медленном охлаждении при термообра-
ботке?
а) образованием сигма-фазы;
б) образованием карбидной фазы;
в) образованием мартенсита;
г) ликвацией фосфора.
10.Какие элементы в сталях являются наиболее сильными карбидообразователями?
а) алюминий, кремний;
б) никель, марганец;
в) молибден, вольфрам;
г) ванадий, титан.
11. К какому структурному классу относится сталь 15Х28Т?
а) к ферритному;
б) к мартенситному;
в) к перлитному;
г) к аустенитному.
12. Какой вид термообработки обеспечивает металлу сварного соединения
наиболее равновесную структуру и наилучший комплекс свойств?
а) нормализация;
б) высокий отпуск;
в) нормализация с высоким отпуском;
г) улучшение.
13. Образование горячих трещин проявляется в основном…
а) в сталях ферритного класса;
б) в сталях аустенитного класса;
в) в сталях улучшаемых;
г) в сталях цементуемых.
14. Какой фактор не влияет существенным образом на размер зерна ау-
стенита при нагреве сталей?
а) скорость нагрева;
б) содержание углерода;
в) присутствие в составе стали карбидообразователей;
г) дисперсность исходной структуры.
15. Какой тип диаграммы состояния особенно благоприятен для фор-
мирования структуры металла шва?
а) диаграмма с химическим соединением;
б) диаграмма с эвтектикой;
в) диаграмма с неограниченным твердым раствором;
г) диаграмма с полиморфным превращением.
16. Какой участок зоны термического влияния характеризуется наиболее благоприятным комплексом механических свойств?
а) зона рекристаллизации;
б) зона полной перекристаллизации;
в) зона перегрева;
г) зона неполной перекристаллизации.
17. Для каких пластмасс применима сварка?
а) для термопластичных;
б) для термореактивных;
в) для полярных;
г) для неполярных.
Комплекты контрольных заданий Фонда оценочных средств по дисциплине представлены в составе УМК дисциплины.
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе изучения дисциплины
Процедуры и средства оценивания элементов компетенций по дисциплине
«Термообработка сварных соединений»
Процедура проведения | Средство оценивания | ||||||
Текущий контроль | Промежуточный контроль | ||||||
Выполнение устных заданий | Выполнение письменных заданий | Выполнение практических заданий | Защита лабораторных работ | Экзамен | |||
Продолжительность контроля | По усмотрению преподавателя | По усмотрению преподавателя | По усмотрению преподавателя | По усмотрению преподавателя | В соответствии с принятыми нормами времени | ||
Форма проведения контроля | Устный опрос | Письменный опрос | Письменный опрос | Устная защита | В письменной форме | ||
Вид проверочного задания | Устные вопросы | Письменные задания | Практические задания | Устные вопросы | экзаменационный билет | ||
Форма отчета | Устные ответы | Ответы в письменной форме | Ответы в письменной форме | Ответы в устной форме | Ответы в письменной форме | ||
Раздаточный материал | Нет | Справочная литература | Справочная литература | Справочная литература | Справочная литература |