Рабочая программа
По курсу «Малышкина школа»
УМК по дошкольному образованию
«Ступеньки детства»
Составитель: Павлова Елена Ананиевна
д.Нижние Юри
2020 год
1. Пояснительная записка
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Малышкина школа» У МК по дошкольному образованию «Ступеньки детства», решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
|
2. Общая характеристика учебного процесса
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
-учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-систематичность и последовательность;
|
-вариантность и вариативность;
-доступность и достаточность;
-наглядность;
-достоверность;
-комплексность;
-взаимосвязь с окружающим миром;
-использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
-многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Рабочая программа «Малышкина школа» для подготовки детей 6 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, рекомендованного Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Изменения внесены были: объединены некоторые часы, т.к. занятия рассчитаны на 32 недели.
3. Место занятий в учебном плане
Программа «Малышкина школа» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи»» -32 занятий», «Математика» -32 занятий», Адаптационные занятия организуются на базе ДОУ и школы и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 32 недели. Общее количество занятий – 64.
Ззанятия организуются на базе ДОУ и школы.
|
4. Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
-физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
-ухаживает за одеждой и обувью;
-соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
-ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
-знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
-владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;;
-владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
-осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
-самостоятельно одевается, раздевается;
-использует вербальные и невербальные способы общения