Допишите:
1. Одаренность – это………
2. Одаренный ребенок - ……..
1. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
2. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Ответы на вопросы:
1. В чем специфика одаренности в детском возрасте?
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
|
3) Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
2. Какие признаки одаренности вы знаете.
· Любознательность и потребность в познании, которые выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
· Высокие интеллектуальные и творческие показатели 9общая одарённость);
· Высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
· Лёгкость в общении, коммуникабельность;
· Активность;
· Высокая мотивация к учебной деятельности;
· Стихийное стремление к построению целостной картины мира;
|
· Способность к быстрому усвоению;
· Высокая личная ответственность;
· Самостоятельность суждений;
· Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
3. Напишите виды одаренности.
Выделены следующие виды одаренности:
• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
• В познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
• В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
• В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность.
• И, наконец, в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
4. Как вы понимаете «актуальную» и «потенциальную» одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
|
5. Назовите особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития.
· Высокая избирательность в интересах, увлечениях, выборе друзей и т.п.;
· Независимость и автономность;
· Самостоятельность;
· Наличие хороших навыков саморегуляции;
· Открытость новому опыту интерес ко всему новому;
· Перфекционизм, стремление во всем достичь совершенства;
· Хорошие социальные навыки.
6. Назовите особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.
· Выдающиеся достижения в определенной области;
· Отставание в развитии тех сфер личности, которые не связаны с природой таланта;
· Особая система ценностей, личностных приоритетов. Пристрастное отношение к деятельности;
· Высокая, но не стабильная самооценка;
· Ярко выраженная эмоциональность;
· Перфекционизм;
· Хорошая саморегуляция только в рамках выбранной деятельности;
· Отставание в физическом развитии;
· Неразвитые коммуникативные навыки