Глава 1. Права гражданина в Древней Греции




Реферат

по дисциплине: Права человека

Права гражданина в эпоху Античной цивилизации

 

 

Выполнила студентка 1 курса:

Щербакова Дарья Вячеславовна,

Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия,

Очная форма обучения

Руководитель: Кузьмин А. П.,

кандидат юридических наук, доцент.

 

Мурманск

2016 год

Оглавление:

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Права гражданина в Древней Греции 5

1.1. Правовые теории и правовая мысль в Древней Греции 5

1.2. Общая характеристика права Древней Греции 7

Глава 2. Права гражданина в Древнем Риме11

2.1. Понятие «лица» и правоспособности 11

2.2. Правовое положение римских граждан 13

Заключение 24

Литература 27

 


 

Введение

Государства эпохи Античной цивилизации, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е. города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции.

Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полно этот процесс заявил о себе в Древних Афинах — государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих.

Объектом исследования является культура прав граждан в эпоху Античной цивилизации.

Предметом исследования являются права граждан Античности.

Целью исследования является получение нового теоретического знания о структуре прав граждан.

Достижение данной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) Анализ становления Античной цивилизации

2) Изучение статей, методических пособий о правах граждан в эпоху Античной цивилизации.

В ходе исследования используются историко-правовой, нормативный, социологический, структурно-функциональный и другие методы познания, методы системного анализа.

 

 


 

Глава 1. Права гражданина в Древней Греции

1.1. Правовые теории и правовая мысль в Древней Греции.

Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений. Выше всего он ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусно создано людьми. Считал естественным деление людей на богатых и бедных. Богатство должно использоваться на пользу народа.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами. Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа и законы, создаваемые людьми, максимально соответствуют естественному закону.

Сократ стал последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов). Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских. Оперирует понятием «народная нравственность». Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа. Монархия есть правление при добровольном согласии народа, на основе законов политики. Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя. То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы – аристократия. Если они избираются на основе ценза – плутократия. Если большая часть участвует в управлении государством – демократия. Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием; но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.

Человек и общество подвержены естественному процессу всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их со своим поведением – этика. Человек – существо разумное. Он стремится к свободе (мере разумного поведения), получению удовольствия и достижению атараксии (безмятежности). Он должен довольствоваться немногим, ограничивать свои желания, стремиться к независимости от общества.

Для достижения счастья люди должны совершенствоваться - создаются государства и законы. В до государственном состоянии люди подобны животным. Ими владеют страх и вражда; для обеспечения безопасности создаются правовые нормы.

Эпикур различает право и закон. Закон есть гарантия автономии личности. Он должен быть справедливым, соответствующим естественному праву, которое есть представление о природной справедливости. Законы должны ограждать «мудрых» от толпы. Эпикур выступает за умеренную демократию. На смену эпикурейцам приходят стоицисты во главе с Зеноном. Они считали, что естественное право установлено природой. Согласно с ним должен жить каждый человек.

Природное стремление к общению, связь между людьми есть основания возникновения государства. Цель государства – общее благо и справедливость. Идеальное общественное устройство – в духе Платона. Право есть мера должного поведения, жизнь в согласии с природой. Есть естественное право (выше всего) и позитивное законы, обычаи. «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Общество, как любой природный организм, зарождается, достигает расцвета и приходит к упадку. Так и возникает государство. Потребность в государстве обусловлена в слабости человека.

Исторический процесс есть смена форм государства, каждая из которых страдает несовершенством: монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия. Право состоит в том, чтобы жить в согласии с природой, честно и добродетельно. Именно благодаря обычаям и законам, благоустроенное государство устойчиво и не вырождается.

2.2. Общая характеристика права Древней Греции.

Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них. Как правило, главенствующим источником права в полисах были законы — в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волю руководителем и юридических отношений. Судебная практика — а соответственно и обычное право — играли подчиненную роль.

О законодательстве древнегреческих полисов сохранились лишь фрагментарные сведения, относящиеся к тому же ко времени упадка Греции. Редким исключением стали Гортинские законы — свод правовых установлений одного из второстепенных греческих полисов (о. Крит). В Спарте, согласно историческим преданиям, вплоть до конца IV в. до н.э. сохранялись в главном Законы Ликурга. Несколько более детальные сведения сохранились о законодательстве Афин благодаря тому, что знаменитые афинские ораторы V — IV вв. до н.э. в силу традиции построения судебных речей часто не только упоминали конкретные законы, но и цитировали их. Афинское право, вероятно, было и наиболее юридически развитым из всех правовых систем греческих полисов; оно оказало влияние на формирование многих важных институтов права в последующем в частности, в римском классическом праве.

Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. Право и традиционный уклад (последний в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина — насильственное проникновение считалось тяжким оскорблением и судебно преследовалось. Без согласия гражданина запрещалось входить в дом даже магистрату или судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети, рабы — все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни власти басилевса архаических времен: глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель семьи и домочадцев в органах власти или суде.

Брак в Афинах считался нравственным долгом гражданина, хотя никаких правовых утеснений для одиноких не было. В идеале брак был моногамным. Однако полноправному гражданину дозволялось (и даже полагалось) иметь гражданскую наложницу, при условии, что она содержалась не в семейном доме. Это не могло быть предметом претензий ни со стороны жены, ни со стороны ее бывшей семьи. Согласия и даже вообще желания женщины на вступление в брак не требовалось; заключение брачного союза было родом сделки между будущим мужем и семьей невесты. В брачном праве сильны были родовые традиции: так, брак считался законным, если женщину выдавал замуж отец, дед или брат либо иной старший родственник. И только женщина в семье без мужчин получала особый статус и особую охрану закона. Если в семье оставалась эпиклера, то в первую очередь на ней был обязан жениться ближайший родственник; если он этого не делал, то вносил добавочную долю в приданое. Право на развод первоначально сложилось только для мужчины, и то при наличии веских причин (бесплодие жены в течение длительного времени, фактический разрыв семейных отношений).

В имущественном отношении женщина в афинской семье сохранила некоторую самостоятельность. У нее могла быть своя собственность. Женщина могла быть восприемницей наследства — лишь при отсутствии сыновей. К наследованию после умершего призывались родственники самых отдаленных линий. Ближайшая степень родства полностью устраняла от наследования предыдущую.

С законами Солона связывается введение в афинское право института завещания в отношении семейного имущества. Однако свободы распоряжения имуществом не признавалось: так, если в семье имелись законные дети, то завещания делать было нельзя. Большие ограничения были в отношении усыновленных и их потомков. Безусловно, отстранялись от наследственного участия незаконнорожденные. Завещание считалось действительным, если не было сделано под влиянием безумия, женщины, старости или под угрозой применить силу либо лишить свободы. Права наследства можно было оспаривать в суде архонта.

Древние законы оставили много религиозно-моральных предписаний в отношении семьи, которые, конечно, сохранялись весьма относительно. Так, были установлены возрастные ограничения для вступающих в брак, особенно, когда женщина стремилась выйти из-под власти своих сыновей путем фиктивного брака с малолетним. Запрещалось приносить мужу слишком большое приданое, кроме личных вещей. Для предотвращения мнимых или фиктивных браков с дочерями богатых родов только в расчете на обогащение из приданого или наследства введено было требование к мужу «богатой сироты» сожительствовать с нею, причем если формальный супруг отказывался это делать или был не способен к сожительству, то и женщине разрешалось взять из числа родственников супруга официального сожителя.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: