Задания для практических занятий




Административно - правового регулирования

Дата проведения - 13.05.2020г. Время – 2 часа.

 

План лекции

1. 1. Управление: понятие, виды, система. Социальное управление и его особенности.

2. Понятие, основные черты и функции государственного управления.

3. Социально-правовые и организационные принципы государственного управления.

4. Государственное управление и исполнительная власть.

 

При самостоятельной работе по данной теменеобходимо обратить внимание на следующие аспекты: сущность и особенности социального управления, содержание государственного управления, порядок реализации принципов государственного управления.

1.Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Оно необходимо для повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности. В этой связи система должна быть способна воспринимать, перерабатывать, передавать информацию, которая несет управляющее воздействие.

Социальное управление – есть воздействие одних людей на других с помощью информационных и иных средств на социальные процессы, происходящее в социальных системах. Признаки социального управления:

1) это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом, это особый тип взаимоотношений людей;

2) целенаправленный характер управления, поскольку направлено на упорядочение совместной деятельности других людей;

3) управление носит сознательный волевой характер, т.к. осуществляется путем воздействия на волю, сознание других людей. При этом используются различные способы такого воздействия.

4) иерархичность управления. Это проявляется в подчинении управляемых лиц, коллективов воле управляющего субъекта;

5) цикличность социального управления.

Выделяют государственное и негосударственное управление.

2. Государственное управление рассматривается в широком и узком аспектах. В широком аспекте под государственным управлением понимается деятельность всех органов государства по упорядочению общественных отношений. В этом смысле управление осуществляют органы законодательной, судебной власти, иные органы государства, которые так или иначе воздействуют на жизнедеятельность общества. В таком аспекте государственное управление рассматривается в политологии, социологии, экономике и других общественных науках.

В узком аспекте под государственным управлением понимается деятельность специально созданных органов государства, направленная на упорядочение общественных отношений, возникающих в административно-политической, социальной сферах и в экономике. Такими органа являются органы исполнительной власти, основной задачей которых является организация исполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих различные сферы социально – экономического развития нашего общества. Порядок реализации названной задачи регулируется в первую очередь с помощью норм административного права.

В научной и учебной литературе используется также понятие государственного администрирования, которое предполагает также оказание населению государственных услуг.

Признаки государственного управления:

- исполнительно-распорядительный характер;

- государственно-властный характер;

- подзаконность;

- организующий характер;

- непрерывность.

Государственное управление осуществляется путем реализации ряда общеуправленческих функций, к числу которых относятся: прогнозирование, планирование, организация, финансирование, подбор и расстановка кадров, информационное обеспечение и др.

3. Принципы государственного управления – руководящие идеи, начала, лежащие в его основе и закрепленные в нормах права. К их числу относятся:

- федерализм;

- законность;

- участие населения в управлении государственными делами;

- плановость;

- отраслевой;

- функциональность;

- сочетание единоначалия и коллегиальности.

Необходимо обратить внимание на порядок реализации названных принципов.

Подробнее названные вопросы рассматриваются в учебнике «Административное право» под ред. А.С.Телегина. Пермь. 2020. Стр. 8 -19

 

Тезисы лекции по т еме 2. «Административное право - отрасль российского

Права и науки

Дата проведения - 13.05.2020г. Время -2 часа.

План лекции

1. Понятие предмета и метода административного права.

2. Нормы административного права: понятие, особенности и виды.

3. Административно-правовые отношения: понятие, виды и их правовая характеристика.

4. Наука административного права.

При изучении данной темы следует обратить внимание на основные категории, которые характеризуют административное право как самостоятельную отрасль права Российской Федерации: предмет и метод правового регулирования, нормы административного права и административно - правовые отношения, их особенности и виды. Важное значение имеет знание основных этапов развития административного права как науки.

 

1. Предмет административного права – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления и урегулированных нормами административного права. Данные отношения могут возникать как во внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной деятельности органов исполнительной власти. Это, в частности, отношения:

- между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти;

- несоподчиненными органами исполнительной власти;

- органами исполнительной власти и подчиненными либо неподчиненными предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности;

- органами управления и общественными объединениями; религиозными объединениями, иными негосударственными формированиями;

- органами исполнительной власти и гражданами. Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Указанные отношения могут возникать, например, в связи с реализацией названными субъектами принадлежащих им прав либо выполнения возложенных на них обязанностей и т.д.

Вторую часть предмета административного права составляют управленческие отношения, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных органов государства (законодательных, судебных и т.д.), так называемые внутриаппаратные. Названные отношения возникают между руководителем соответствующего органа и подчиненными сотрудниками по поводу организации эффективной работы конкретного органа государства.

В целом предмет административного права можно определить как совокупность общественных отношений управленческого характера, в деятельности органов исполнительной власти (внутри – и внешнеорганизационной), а также во внутриорганизационной сфере деятельности иных органов государства и урегулированных посредством норм административного права.

Метод административно-правового регулирования – совокупность приемов, способов, используя которыеорганы управления с помощью правовых средств оказывают воздействие на иных участников управленческой деятельности.

Главным свойством метода административно-правового регулирования является неравенство сторон правоотношения. Орган государственного управления или его представитель наделены определенным комплексом властных полномочий, а другие участники названных отношений таких полномочий не имеют либо их объем значительно меньше. Такой метод еще называют методом власти и подчинения.

Другим методом является – диспозитивный, который основан на равенстве сторон и в большей степени используется в сфере гражданско-правовых отношений. В сфере управленческой деятельности он используется при регулировании отношений, возникающих между равноправными субъектами при совместном решении задач и функций управления.

2. Нормы административного права – установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности.

Особенностями норм административного права являются:

- императивный (властный) характер. Это проявляется в том, что нормы административного права содержат конкретное предписание, которое может выражаться в возложении обязанности совершения определенных действий либо в запрете совершения определенных действий либо в предоставлении права совершать какие-либо действия, но в рамках, установленных нормой права.

- упрощенная структура, многие нормы состоят из двух (гипотеза и диспозиция либо диспозиция и санкция), а некоторые только из диспозиции;

- множественность источников. Под источником права понимается внешнее выражение правовых норм. Таковыми являются правовые акты, содержащие нормы права. Особенностью источников административного прав является их множественность и слабая некодифицированность;

- применение норм административного права возможно только органами осуществляющим управленческую деятельность либо их представителями. Иные участники управленческой деятельности (физические и юридические лица) могут использовать такие формы реализации правовых норм, как исполнение и соблюдение.

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным основаниям:

- по целевому назначению,

- по методу воздействия,

- по содержанию,

-по сфере применения.

- по территории действия и другим основаниям.

 

3. Административно-правовые отношения – общественные отношения управленческого характера, возникающие в деятельности органов государства и урегулированные нормами административного права.

Основными условиями отнесения общественных отношений к числу административно-правовых являются, во-первых, наличие в них соответствующего органа государства (его представителя), во-вторых, связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Структура правоотношения: объект (по поводу чего возникает правоотношение), субъекты (участники), содержание (права и обязанности участников).

Участниками административно-правовых отношений могут являться как индивидуальные субъекты, так и коллективные образования, обладающие административной право- и дееспособностью.

Особенностями административно – правовых отношений являются:

- они всегда возникают и развиваются в сфере управленческой деятельности и основаны на власти-подчинении, именно поэтому их еще называют властеотношения;

- наличие обязательного участника – органа исполнительной власти (иного органа государства, осуществляющего управленческие функции) либо его полномочного представителя, наделенного властными полномочиями;

- носят организующий характер;

- носят односторонний характер, т.е. могут возникать, быть изменены или прекращены по инициативе одного из участников правоотношения, согласие другого участника при этом не обязательно;

- споры между участниками правоотношения разрешаются, как правило, во внесудебном порядке, хотя судебный порядок не исключен.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты: деяния (действие или бездействие) как правомерные, так и неправомерные, т.е. деликты), а также события, не зависящие от воли и поведения людей, например, стихийные бедствия.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям. По характеру взаимодействия участников правоотношения выделяют вертикальные и горизонтальные административные правоотношения. При этом приоритет принадлежит вертикальным правоотношениям.

По содержанию административные правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

По способу защиты различаю правоотношения, защищаемы в судебном и внесудебном порядке. Имеются и другие основания для классификации

4. Наука административного права – с истема взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, закономерностях развития административного законодательства, принципах административного права, истории и перспективах развития.

Основные этапы развития науки административного права:

- камералистика;

- полицейское право;

- административное право конца Х1Х – начала ХХ в.;

- советское административное право;

- современный период развития науки административного права.

Подробнее названные вопросы рассматриваются в учебнике «Административное право» под ред. А.С.Телегина. Пермь. 2020. Стр. 20-55.

 

 

Тезисы лекции по теме 3. Административно – правовой статус индивидуальных

Субъектов

Дата проведения – 18.05.2020г. Время – 2 часа.

20.05.2020г. Время – 2 часа.

 

План лекции

1. Понятие и сущность административно-правового статуса индивидуальных субъектов.

2. Содержание административно-правового статуса России..

3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

 

 

Субъектами административного права, т.е. участниками административно-правовых отношений могут быть как физические лица (индивидуальные субъекты), так и коллективные образования – органы государства и местного самоуправления, предприятия. учреждения, общественные объединения. Каждый из них обладает своим правовым статусом. Изучая рассматриваемую тему, необходимо уяснить основные элементы административно - правового статуса: права и обязанности, которыми обладают граждане России в сфере государственного управления, гарантии их реализации, а также ответственность за ненадлежащую реализацию прав и обязанностей.

 

1. Административно-правовой статус индивидуального субъекта – это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами публичной административной власти, урегулированное нормами административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина.

В основе административно-правового статуса индивида лежат административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

Правосубъектность включает два элемента: административную правоспособность – способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права и административную дееспособность – способность своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами.

Административная правоспособность гражданина РФ возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти человека либо с момента выхода его из гражданства Российской Федерации.

Административная дееспособность возникает постепенно, при этом возраст, прн достижении которого гражданин становится полностью или частично административно-дееспособным, в законе четко не определен. Например, право на образование гражданин может реализовать при достижении 7-летнего возраста, право на вступление в детские общественные объединения – с 8 лет, на получение документа, удостоверяющего личность (паспорта) – с 14 лет, обязанность отвечать за свои противоправные действия - с 16 лет. Но даже при достижении 18-летнего возраста нельзя считать гражданина полностью дееспособным. Так, право на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения (травматического) наступает при достижении 21 года и т.д. Кроме того, законодательством предусмотрен ряд обстоятельств, ограничивающих административную дееспособность, например, уровень образования, состояние здоровья и др.

В юридической литературе нередко в качестве самостоятельного элемента правосубъектности выделяют административную деликтоспособность, т.е. способность отвечать за совершение административных правонарушений, которая наступает, как уже отмечалось с 16-летнего возраста.

Административная правоспособность иностранного гражданина возникает с момента въезда на территорию РФ и прекращается в момент выезда с территории нашей страны. Его административная дееспособность может быть ограничена в связи с различными обстоятельствами.

2.Административно-правовой статус гражданина включает права, обязанности, гарантии и ответственность.

Административно правовой статус гражданина РФ основан на статусе конституционном, который закреплен в Конституции России. В главе 2 перечислены основные права и обязанности граждан, а также гарантии, которые направлены на то, чтобы обеспечить гражданину возможность реализовать предоставленные ему права.

К числу основных прав, которые составляют административно – правовой статус гражданина, можно отнести следующие права:

- на обращение в органы государства;

- поступления на государственную службу;

- собираться мирно, проводить митинги, шествия, демонстрации и т.п.;

- на свободу передвижения по территории России, а также выезжать с территории РФ и въезжать в РФ;

- на объединение;

- на получение информации в органах государства и др.

Следует отметить, что в Конституции названные права только названы, порядок же их реализации регулируется с помощью специальных федеральных законов, которые относятся в отрасли административного права. Среди названных законов следует выделить ФЗ от 02.05. 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ФЗ от 19.06. 25.06.1993г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ», ФЗ от 19.06.2004г. «О митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании», ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ» и др. Внимательно изучите названные правовые акты.

Основными обязанностями граждан в сфере управления являются: воинская обязанность, обязанность платить налоги, обязанность соблюдать законы РФ, из которой вытекает много дополнительных конкретных обязанностей. Особое внимание необходимо обратить на воинскую обязанность, порядок осуществления которой регламентирован ФЗ от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе». Нужно четко представлять, какие элементы включены в понятие воинской обязанности и каков порядок ее реализации.

Элементом правового статуса гражданина является административная ответственность, которая наступает при достижении 16-летнего возраста

Важным элементом административно-правового статуса являются гарантии, т.е. те возможности, которые предоставляет государство, чтобы гражданин мог реально пользоваться закрепленными правами и свободами. Выделяют гарантии политические, экономические, организационные и юридические.

К юридическим гарантиям относятся:

- возможность обжаловать решения и действия органов государства и их должностных лиц. Жалоба может быть подана как в административном порядке, т.е. в вышестоящий орган (должностному лицу, так и в судебном порядке. Порядок рассмотрения административной жалобы регулируется ФЗ от 02.05. 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», жалобы, поданные в суд, подлежат рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства в РФ, который вступил в действие с15 сентября 2015г.

- возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью;

- возможность требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями представителей органов государства,

- презумпция невиновности и др.

Помимо общего административно-правового статуса гражданин может обладать специальными статусами, а именно: статусом студента, статусом государственного служащего, статусом военнослужащего, статусом субъекта разрешительной системы, статусом правонарушителя и др.

 

3. Административно-правовой статус иностранных граждан – основными правовыми актами, регламентирующими статус иностранцев и лиц без гражданства, являются федеральные законы от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Иностранные граждане подразделяются на три группы:

- временно пребывающие на территории РФ, срок пребывания определяется сроком действия визы, а при безвизовом обмене - не может превышать 90 дней;

- временно проживающие – имеющие разрешение на временное проживание на срок три года;

- постоянно проживающие – иностранцы, имеющие вид на жительство, который выдается без ограничения срока действия.

Ограничения правового статуса иностранных граждан:

- они не могут быть приняты на государственную и муниципальную службу;

- они не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну;

- на них не распространяется воинская обязанность, за некоторыми исключениями;

- они не могут быть членами политических партий;

- для них может быть установлен особый порядок передвижения по территории РФ;

- их административная деликтоспособность специфична, только к ним может быть применено такое административное наказание, как выдворение за пределы Российской Федерации др.

Важное значение имеет изучение порядка въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации, который регулируется ФЗ от 15.08.1996г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Нужно четко представлять чем он характеризуется.

Для закрепления учебного материала целесообразно ознакомиться с учебником «Административное право» под ред.А.С.Телегина. Пермь. 2020. Стр. 56-82.

 

 

Задания для практических занятий

Практические занятия предполагают изучение вопросов, предусмотренных планом, а также письменное решение всех предложенных задач. Ответы должны быть направлены на почту кафедры административного и конституционного права в течение 3 дней после даты проведения занятия (Элект. почта kifp @ bk.ru) с указанием фамилии и номера группы.

Ответы должны быть аргументированы ссылками на конкретные статьи соответствующих правовых нормативных актов. Задания должны быть выполнены самостоятельно, при обнаружении плагиата или заимствования ответов других студентов, ответы не будут засчитаны.

Результаты выполнения практических занятий будут учитываться при проведении контрольных мероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: