«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | А14 | А27 | А40 | ||||
А2 | А15 | А28 | А41 | ||||
А3 | А16 | А29 | А42 | ||||
А4 | А17 | А30 | А43 | ||||
А5 | А18 | А31 | А44 | ||||
А6 | А19 | А32 | А45 | ||||
А7 | А20 | А33 | А46 | ||||
А8 | А21 | А34 | А47 | ||||
А9 | А22 | А35 | А48 | ||||
А10 | А23 | А36 | А49 | ||||
А11 | А24 | А37 | А50 | ||||
А12 | А25 | А38 | А51 | ||||
А13 | А26 | А39 | А52 |
А54 – 4; А55 – 2; А56 - 2
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | |
В2 | |
В3 | БВЕ |
В4 | БВЕ |
В5 | |
В6 | |
В7 | |
В8 | |
В9 | |
В10 | |
В11 | ВАГБД |
В12 | АБАБАБ |
В13 | АДБГВ |
В14 |
Часть 3
С1. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?
- Реакция пластического обмена - фотосинтез
С2. Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?
- проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ
С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
- Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений.
С4. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?
- Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей
С5. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
- К загрязнению окружающей среды
С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?
Элементы ответа: 1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов 2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков 3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни. 4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей – гифов, образующих мицелий, или грибницу 5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена |
С7. Какие признаки характерны для царства растений?
1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез 2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком 3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое |
С8. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве. |
C9. Какие признаки характерны для моховидных растений?
1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4) оплодотворение происходит при наличии воды.
C10. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?
1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;
2) побеги служат органами вегетативного размножения;
3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).
С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Они растут только в первые годы жизни. 5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2) 4 – растения растут в течение всей жизни; 3) 5 – не все растения образуют семена. |
С12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.
2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи; 2) 3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла); 3) 4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы. |