Акцентуированные и психопатические личности по шизотимическому, шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму.




Люди, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, глубокого разочарования, испытывающие чувство одиночества, давление экзистенциального вакуума, неудовлетворенность духовных потребностей.

К их числу относятся и люди, имеющие глубокие психологические травмы на почве семейной жизни и профессиональной деятельности. Причинами попадания в тоталитарные секты данной категории людей могут являться следующие факторы: возрастные кризисы, критические ситуации, переломные моменты личной биографии (развод, смена или потеря работы, места жительства и т.д.). У них имеются четыре возможности для разрешения жизненного кризиса, избавления от давления и удовлетворения жизненно важных потребностей:

самоубийство;

изоляция от общества (самостоятельная/с группой);

избавление от людей, которым приписывается ответственность за свои надежды (их крах);

самостоятельное начало новой жизни в реальном мире.

Изоляция от социума в отдельной группе единомышленников является наиболее вероятным путем разрешения кризиса, так как позволяет человеку полностью снять с себя ответственность за свою судьбу, реализовать потребность в общении и понимании, и не совершить при этом социально неприемлемых (преступных) действий. Следует учитывать также, что сама ориентация на поиск новой социальной ниши, приводит к снижению когнитивного диссонанса, увеличивающего убежденность в правильности выбранного пути.

Так называемые truebelievers (истинно верующие). Люди, испытывающие острую потребность в духовном и нравственном развитии, стремление которых к высшим целям и моральным ценностям остались не востребованными в обществе.

Акцентуированные и психопатические личности по шизотимическому, шизоидному, паранойяльному типу с интересом к духовной жизни, оккультизму, мистицизму.

В тоталитарных сектах они находят для себя социально психологическую нишу, способ адаптации к жизни. К этой же категории относятся психически больные на ранних стадиях заболевания, либо на стадии ремиссии.

Следует выделить в отдельную группу риска юношей и подростков. В условиях преднамеренного ограждения их от каких-либо обязанностей и самостоятельных усилий по достижению жизненных целей, формируется такое качество, как инфантильность. Появляется идея, что воплощение высоких идеалов в реальном социуме невозможно, однако есть люди и общества, где они уже активно воплощаются. Начинается построение модели мира, близкое к иллюзии, противостоящее неприемлемой реальности. Такая позиция толкает человека к поиску группы людей, понимающих и разделяющих его стремления.

Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь - быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к "великой идее" за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ. Психологическая обработка личности в тоталитарной секте Как только новый человек попадает в деструктивный культ, он становится объектом пристального внимания членов организации. На первом этапе он подвергается мощному влиянию, носящей название "бомбёжка любовью". Данный вид психологической обработки заключается в проявлении любви и повышенному вниманию к неофиту. Формируется максимально положительный, доброжелательный, защищённый образ среды. В ней человек перенимает паттерны поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив.

Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями. Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума.

Контроль над временем может сформировать так называемую "вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы.

Медленно, поступенчато секта стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель секты - сформировать зависимый тип личности. Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестёр и братьев».

Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по другому, а всем явлениям жизни предписывается новый "культовый" смысл. Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции.

К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся:

неуверенность в себе,

низкая самооценка,

чувство собственной неполноценности,

покорность,

слабость логического мышления,

повышенная впечатлительность.

Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов. Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний.

Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности. В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает незадействование какой-либо анализаторной системы. "Отключение" каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. В секте "Белое братство" например, практикуется полный отказ от прикосновений одного человеческого тела к другому. Сенсорная депривация также активизирует один из видов психологической защиты — регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица.

Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: "посвящённых" и "нечистых". На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления "или-или". Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности. Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формирует стойкий очаг возбуждения. Вокруг данного очага, возникает тормозная зона, которая блокирует процессы, протекающие в нервной системе. У человека появляется ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. С течением времени нарастающая доминанта приводит к "взрыву", и волна возбуждения охватывает весь мозг. На этом фоне могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т. п.). В секте данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются, как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третий глаз) и т. п..

Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения. Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Вступающему в культ дают новое имя. Имя имеет глубинное воздействие на человека. В сохранившихся племенных структурах получение нового имени практикуется при ритуальной инициации, и оно облегчает процесс получения нового статуса (взрослого и т. п.). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе. Личное имя — символ социальной индивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. В фашистских и советских концентрационных лагерях обезличенность достигалась присвоением узникам идентификационных номеров, вместо имён. При принятии нового имени человек получает иной статус и иные обязанности. Юнг считал, что присвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальные роли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.

Ещё одним мощным механизмом влияния является использование «специализированного» языка в культе. В нём сложные проблемы редуцируются — представляются коротко и просто. Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальный словарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомые понятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Ему, несомненно легче становиться общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными. В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Параллельно создаются условия для появления нового ведущего мотива (секты). Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных.

Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение — совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе «Народный Храм». Одним из защитных механизмов, который начинает эффективно функционировать в секте - рационализация. С ещё помощью весь прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. Переосмысление прошлого приводит к разрывам в индивидуальной биографии типа: до обращения и после обращения. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: "Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо". Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями. Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь — измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.

Мотивация:

Типы членов культов
Существует множество типов членов культов и сект, и у каждого своя мотивация.

• Прежде всего, те, которых толкнули присоединиться к секте или культу подлинные духовные устремления, и они готовы принести себя в жертву.

• Другие участники, которые потерялись в непроходимом туннеле жизни в поисках истины.

• Люди, которые борются с психологическими проблемами, ищут (бессознательно) ключевые ответы в некоторых учениях и практиках.

• Затем одинокие люди, которым требуются общение и сочувствие.

• Людей легче привлечь к братству, если провозглашаемые идеи для них недосягаемы физически, но они им близки по духу. Религиозная пропаганда пробуждает ностальгию, как в случае со «Свидетелями Иеговы».

• Для молодых людей это может быть побегом от жестокости и прагматичности окружающего мира. Они окружены идеалистической дымкой и хотят посвятить себя чему—то великому.

• И, наконец, люди, борющиеся с отцовским/материнским комплексом. Детская потребность в отце/матери воплощается в образе наставника, который обладает над ними властью.

Чем меньше независимость личности, тем сильнее связь с группой. Члены группы, которые понимают механизмы ее функционирования, относятся с долей скепсиса к тому, что им говорят, отметая попытки посягательства на их личную жизнь.

Read more: https://radiuscity.ru/pochemu-ludi-vstupaut-v-sekty/#ixzz3Qne13MBt


Психологический портрет гуру можно обобщить следующим образом:

• Трудное детство. Добровольная изоляция. Интроверт. Поэтому не привык делиться своими мыслями с друзьями.

• Нарциссически поглощен внутренними психическими процессами.

• Пережил психологическую травму.

• Авторитарность отношений. Представитель элиты. Противник демократии.

• Привлекает приверженцев, нежели друзей.

Каждый гуру претендует на избранность знаний, то есть на то, что вы бы не могли узнать доступное ему по обычным каналам. Все гуру обещают открыть путь к скрытой реальности, только если вы последуете за ними, примите их власть и предоставите им распоряжаться вашей жизнью. Некоторые вопросы запрещены. Есть то, что вы не должны знать о гуру и его личной жизни. Любое сомнение — отражение вашего собственного ничтожества или влияние внешних сил зла. Чем более неясными являются поступки гуру, тем более вероятно, что их будут восхвалять.

В итоге, вы должны не просто восхищаться гуру, вы должны поклоняться ему. Вы должны повиноваться ему, смирить себя, так как его величие прямо пропорционально вашей ничтожности, и это будет длиться до тех пор, пока вы не выйдете во внешний уровень и не начнете унижать других людей, как унижали вас. Все это в природе гуру.

Учитель может прийти к выводу, если его последователи не изменились коренным образом — не преодолели катарсис или внутреннюю трансформацию — они не смогут двинуться вперед. Он считает их «спящими». И до той поры, пока он не введет жесткие меры, они не проснутся. Для того чтобы вытолкнуть их из привычного комфортного состояния, потребуются большие жертвы. Поэтому гуру говорят, что им необходимы весомые финансовые вложения, в качестве доказательства верности члена группы. Чем глубже человек привязан к группе, тем отчетливее его страх быть исключенным. Он может инвестировать свои сбережения в развитие учения (саентологии), выплачивать проценты от своих доходов.

Во многих случаях последователи подобных течений отчуждаются от семьи и друзей. Им приказано перерубить любые связи с прошлым. Неудивительно, что их внезапное превращение, сопровождающееся всплесками фанатизма и навязчивостью в донесении идей группы, пугает родственников и бывших друзей.

Все гуру обещают открыть путь к иной реальности, только если вы последуете за ними, примите их власть и предоставите им распоряжаться вашей жизнью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: